История Китая Как меньше плутать?
"Маркс не думал о таком большом государстве, как наше. . . Ленин тоже не думал, к тому же он занимался строительством социалистического государства лишь несколько лет" - говорил Мао. . В унисон Мао американская газета «Нью-Йорк тайме» объявила, что «китайский коммунизм удовлетворяет нужды Китая», а западногерманская радиостанция «Немецкая волна» в январе 1967 г. возвестила о мифических «преимуществах» «китайской модели развития экономики» перед опытом СССР, социалистических стран Восточной Европы и государств «третьего мира». К буржуазным пропагандистам быстренько подстроились ревизионисты.
Они начисто прекратили критику Мао Цзэдуна, которого раньше нещадно бичевали за тупой догматизм, и занялись оправданием «культурной революции», восхвалением маоистской «демократии» и маоистских «нововведений», включая трудовые лагеря, существовавшие в Китае под вывеской «школ 7 мая».
Каково же действительное положение, которое сложилось в китайском обществе после реакционного переворота, совершенного группой Мао Цзэдуна? Что собой представляет это общество, куда оно движется?
Основы маоистского режима
В феврале 1967 г., когда контрреволюционный переворот еще не был завершен, Мао Цзэдун заявил: «Наше государство создано армией» . Этот тезис явился как бы продолжением пресловутой формулы Мао периода гражданской войны в Китае: «Винтовка рождает власть». Вместе с тем новая установка приобрела значение программного постулата для последующих действий маоистов: именно с начала 1967 г. Мао Цзэдун открыто ввел армию в действие в ходе осуществлявшегося им реакционного переворота. Этот постулат раскрывал также подлинный характер и самого переворота и того режима, который он породил.
Примечательно, что, произнеся свою формулу о решающей роли армии в судьбах КНР, Мао Цзэдун тут же пустился в воспоминания. В свое время, говорил он, многие «руководители партии и правительства. . . были назначены сверху». И сетовал: «Потом перешли к избранию, но в выборы я не верю. . . У хунвэйбинов дело поставлено лучше. . . ».
Через 3 месяца Мао снова вернулся к этому вопросу: «Некоторые говорят, что выборы — это очень хорошо, очень демократично. По-моему, выборы — это просто благопристойная фраза. Я не признаю, что есть действительные выборы».
Примечательно также и то, что в обоих случаях Мао Цзэдун свои суждения о выборах сопроводил заявлением, что неправильно считать Китай миролюбивым государством, ибо «китайский народ любит подраться».