Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Генеральная цель маоистов

Мао Цзедун

Генеральная цель маоистов оставалась прежней: превратить КНР в мощное милитаристское государство, способное захватить и осуществлять мировую гегемонию, «покорить земной шар», как в свое время формулировал задачу Мао Цзэдун. Во имя этой цели маоисты совершили контрреволюционный переворот, переиначили всю жизнь китайского общества на маоистский лад.
В наиболее полном объеме Мао изложил свои воззрения на общество, которое он вознамерился учредить в Китае, в письме к Линь Бяо от 7 мая 1966 г. Основные положения этого письма были воспроизведены в передовой «Жэньминь жнбао» за 1 августа того же года, озаглавленной «Вся страна должна превратиться в великую школу идей Мао Цзэдуна». В ней говорилось: «Рабочие, занимаясь главным образом промышленным трудом, должны совмещать его с овладением военным делом, политикой и культурой. . . Необходимо также критиковать буржуазию". . . А там, где есть условия, заниматься и сельскохозяйственным производством, как это делается на Дацинскнх нефтепромыслах.
Крестьяне народных коммун, занимаясь главным образом сельским хозяйством , также должны совмещать это с овладением военным делом, политикой и культурой. А когда есть условия, необходимо создавать на коллективных началах небольшие промышленные предприятия; необходимо также критиковать буржуазию.
То же можно сказать и об учащихся. Занимаясь главным образом учебой, они должны. . . приобщаться к промышленному и сельскохозяйственному труду, военному делу, должны также критиковать буржуазию. . . Нельзя больше терпеть такое явление, как господство буржуазной интеллигенции в наших учебных заведениях.
Работники торговых учреждений, предприятий бытового обслуживания и партийно-правительственных учреждений при наличии условий должны делать то же самое. Излучающая свет идея Мао Цзэдуна имеет великое историческое значение».

В отличие от полного текста письма, опубликованного в сборнике «Да здравствуют идеи Мао Цзэдуна», в передовой «Жэньминь жибао» были опущены положения об армейских подразделениях. Военнослужащим вменялось в обязанность сочетать военное дело с изучением политики и культуры, с организацией промышленного и сельскохозяйственного производства, созданием мелких и средних предприятий, с участием в политических кампаниях на заводах и в деревнях.

Обращает на себя внимание то, что Мао не выделил интеллигенцию как социальный слой. По-видимому, он посчитал, что его ненависть к ней достаточно хорошо известна в Китае. Ведь еще в 1964 г. Мао приказывал: «Нужно выгнать из городов артистов, поэтов, драматургов, литераторов в деревню. Пусть они в определенные сроки группами отправляются в деревню и на заводы. . . Если они не отправятся в низы — не выдавать им продовольствия.

Кормить лишь тех, кто поедет». Та же участь была уготована ученым. «Институты отделения философских и общественных наук Академии наук, — угодливо вторил тогда же своему патрону Каи Шэн, — тоже должны отправиться в полном составе».
Такова была социальная программа Мао Цзэдуна, ради осуществления которой он развернул «культурнуюреволюцию». Нетрудно заметить, что эта программа представляла собой типичную мелкобуржуазную мешанину — стремление заставить всех членов общества заниматься всем и вся. В ней нет и намека на марксистско-ленинскую социальную политику, обеспечивающую успешное продвижение мелкокрестьянских стран к социализму, предусматривающую привлечение крестьянства на сторону рабочей революции, руководство рабочего класса переходом мелких собственников хозяйственным путем к обобществленному труду с помощью сильнейшей крупной промышленности.

Задача индустриализации страны была снята еще в конце 50-х годов после провала «большого скачка», тогда же были свернуты капиталовложения в гражданскую промышленность.
После реакционного переворота в КНР в китайской печати время от времени появлялись высказывания в пользу планирования, хозрасчета, материальной заинтересованности, распределения по труду, против уравнительной оплаты и анархизма, за укрепление трудовой дисциплины, повышение качества продукции и снижение ее себестоимости. О таких выступлениях много писала гонконгская пресса, империалистическая пропаганда выдавала их за отход от маоизма. Но обращало на себя внимание то, что эти сообщения, включая и пекинские, отличались разноречивостью и неконкретностью.

Фактическая обстановка в стране оставалась неясной: в КНР по-прежнему не обнародовались статистические данные о положении в народном хозяйстве. В 1971 и 1972 гг. впервые за много лет были опубликованы абсолютные цифры лишь по производству стали и зерна, в остальном дело, как и раньше, ограничивалось некоторыми показателями в процентном выражении.

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе