Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Божества - покровители семьи

Божества - покровители деторождения
Бися Юаньцзюнь («госпожа лазоревой зари») известна также под именем Тайшань няннян («матушка горы Тайшань»). Бися Юаньцзюнь была дочерью повелителя горы Тайшань. Ее появление обычно сопровождалось ураганным ветром и ливнем. Однажды князь Вэнь-ван, основатель династии Чжоу, увидел во сне плачущую богиню Тайша- ня, которая сказала, что она была выдана замуж за владыку Западного моря, а теперь не может вернуться на Восток. Так получилось потому, что путь ее лежит через провинцию, начальником которой назначен кудесник Цзян-тайгун, и она не осмеливается пронестись там с бурей и дождем. На другой день Вэнь-ван отозвал Цзян-тайгуна. Тотчас разразился ливень. Это богиня промчалась на родину. Такая погода была символом слияния неба и земли, которое дает жизнь всему на земле, поэтому Бися Юаньцзюнь становилась все более популярной чадоподательницей. В храмах ее обычно изображали матроной, сидящей на красном троне, в особом головном уборе в виде трех птиц с распростертыми крыльями. Богиню окружали помощницы — целая группа «матушек» (няннян): Сунцзы няннян («государыня, приносящая детей»), Пэй- тай няннян («матушка, содействующая зачатию»), Цуйшэн няннян («матушка, ускоряющая роды»), Яньгуан няннян («государыня божественного зрения») с огромным глазом в руках, охранявшая младенцев от глазных болезней, Доу-шэнь, уберегавшая от оспы, и другие покровительницы различных периодов детства.

Сунцзы няннян, наряду с Бися Юаньцзюнь и Гуаньинь, часто почиталась верховной главой всех божеств-покровителей деторождения. Под этим именем была обожествлена супруга легендарного правителя Вэнь-вана. По преданию, у них было более ста сыновей. В некоторых храмах Сунцзы нян- нян изображалась рядом с Вэнь-ваном, им поклонялись как счастливым супругам. В храмах Сунцзы няннян обычно восседает в окружении кукол-приношений. К Сунцзы няннян женщины обращались с мольбой о даровании сыновей. Они брали с собой из храма одну из кукол, изображающих мальчика, в качестве талисмана и после рождения сына приносили в храм собственные подобные куклы. Считалось также, что Сунцзы няннян наделяет новобрачных даром плодовитости, поэтому во время свадебной церемонии музыканты исполняли в ее честь особый гимн.

В разных китайских провинциях продолжали появляться богини-чадоподательницы, которые выступали под различными именами и ассоциировались с различными реально существовавшими личностями-прототипами. Так, например, в провинции Фуцзянь в позднем средневековье был очень популярен официально признанный культ обожествленной Линь Шуй-най, которой молились о ниспослании детей, о легких и благополучных родах. В храмы богини по обычаю приходили бесплодные женщины или женщины, еще не успевшие родить, с тем чтобы взять у алтаря Линь Шуй-най детский башмачок, служивший талисманом и залогом исполнения желаемого. После рождения ребенка, особенно сына, на алтарь возвращалось несколько таких башмачков, так что талисманы божества никогда не иссякали.
Покровительницей повивальных бабок считалась Гэ-гу («тетушка Гэ»). Это была реальная женщина из провинции Аньхой. За искусство принимать роды ее почитали как богиню, и после смерти в честь Гэ-гу был воздвигнут храм. Ее дочь впоследствии тоже признали богиней и поместили ее изображение в том же храме рядом с матерью. Изображения Гэ-гу помещали и в других храмах в числе других покровительниц детства. Дощечки с именем Гэгу обычно приносили в комнату, іде проходили тяжелые роды.

Данай Фужэнь («госпожа великая бабушка»), согласно традиции происходившая из провинции Фуцзянь, оказала помощь при родах одной из китайских императриц и была канонизирована под именем Цуйшэн няннян («матушка, ускоряющая роды»). Сложилась легенда, согласно которой своим рождением она была обязана бодхисатве Гуаньинь, оплодотворившей мать Данай Фужень лучом света, в который богиня превратила один из своих пальцев. Поэтому девочку назвали Цзинь-гу («девочка, принесенная богиней»). На лубках Данай Фужень часто изображалась с ребенком (цзы) на левой руке и веткой коричного дерева гуй («корица») в правой. При этом ребенок держал в правой руке губной органчик (шэн), а в левой — цветок лотоса (лянь). Из этих сочетаний слогов складывалось выражение, означавшее пожелание «непрерывно рожать знатных сыновей».

Однако кроме покровителей у младенцев был опасный враг, обитавший на звездном небе. Согласно легенде о Небесном Псе, в древности одна девушка умерла, не успев выйти замуж, и, став небесным демоном, обосновалась на одной из звезд. Для возвращения звездному демону человеческого облика было нужно, чтобы кто-нибудь занял его место в качестве небесного духа, поэтому Небесный Пес задался целью убивать детей. Чтобы уберечься от козней кровожадного демона, в одежду ребенка обычно вшивали специальный талисман — волосы ребенка и собаки, смешанные в один пучок. Кроме того, китайцы постоянно изображали стрелков, выпускавших стрелы в Пса. Существовало божество Чжан Сянь, которое выступало в качестве патрона бездетных и беременных женщин. В отличие от всех других божеств этого профиля, Чжан Сянь был мужским божеством и имел в качестве атрибута лук и стрелы. Считалось, что Чжан Сянь поражает стрелами Небесного Пса, чье влияние препятствует рождению сыновей или сокращает срок жизни новорожденных. При рождении мальчика вывешивали на левой створке дверей (левая сторона считалась более почетной и связывалась с мужским началом ян) лук. Потом из этого лука стреляли в небо, землю и четыре стороны света, чтобы охранить ребенка от несчастья. Все эти меры предосторожности, видимо, приводили Небесного Пса в отчаяние. Время от времени он пытался проглотить солнце (так объяснялись солнечные затмения). Считалось, что расстроить этот замысел Пса могут отпугивающие его звуки гонгов и барабанов.


На правах рекламы

Ищите острых ощущений? Дайвинг на Пхукете доставит Вам массу незабываемых впечатлений. А подводный мир Андаманского моря не оставит никого равнодушным.