История ушу Эпоха пяти династий и десяти царств
Распад империи
Почти три десятилетия над Китаем бушевала гроза крестьянских восстаний и народной войны. В итоге, в 907 году рухнула полностью изжившая себя, приведшая страну на край пропасти танская династия. На просторах некогда могучей империи возникли мелкие государства и княжества, а их властители, беспрестанно соперничая друг с другом, претендовали на трон сына Неба. Период между 906-960 гг. китайские летописцы-историографы, соблюдая дина-иийную традицию, назвали «Эпохой пяти династий и десяти царств». В междоусобной полувековой борьбе был сравнен с землей один из красивейших юродов Чаньань, разрушена значительная часть Лояна с его великолепными дворцами, пагодами, памятниками архитектуры и искусства. Подверглись разделению и многие другие, некогда цветущие города. Запустение деревень, упадок ремесел, износ и обветшание ирригационной системы. Население резко сократилось, многие уходили на юг. Опустели и пограничные военные поселения. Все воинские формирования были обескровлены и втянуты во внутренние конфликты и передел власти.
Тяжелым внутренним положением Поднебесной не замедлили воспользоваться внешние враги. В 916-937 гг. на севере набирает силу государство ки-даней - империя Ляо. Китайские феодалы, борясь за власть, искали союза и помощи киданьских вождей, платили дань шелком и серебром и уступали северные территории. Таким образом, под властью Ляо оказалось примерно 16 аемельных округов современных провинций Шаньси и Хэбэй.
Гонения на буддизм и выход шаолиньского цюань-шу за пределы монастырский обители
В ходе подавления восстания народных масс проводились гонения и на Оуддийское духовенство, считавшееся одним из зачинщиков смуты, и в целях восполнения финансовых потерь казны. В годы военных действий было разрушено и сожжено около 4,5 тысячи буддийских монастырей и более 40 тысяч храмов. Но этим дело не ограничилось: по указу 955 года императора Ши-цзун (955-960) династии «Поздняя Чжоу» (951 -960) закрылось 30 336 монастырей, кумирен и пагод. Из конфискованных золотых, серебряных, медных и бронзовых статуй Будд отливали монеты.
Такая же судьба постигла и легендарный Шаолинь. Оставшиеся в живых монахи, изгнанные из святой обители, разбрелись по стране и вынуждены были искать убежище среди мирян. Многие из них, в силу разных обстоятельств, сменили монашескую рясу на военные доспехи или гражданское платье, иногда передавая свои знания людям, которых считали достойными этой чести. Таким образом, период закрытого или эзотерического развития цюань-шу (кулачное искусство) или, как его еще иногда называют, цюань-фа (кулачная техника) в стенах Шаолинь-сы сменился временем, когда искусство у-шу (боевое искуссство) продолжило свое развитие, сливаясь с параллельно существующими методами подготовки воинов, приемами и средствами обучения, складывающимися в армии, повстанческих отрядах и простом люде.