История ушу Эпоха династии Тан
Военное строительство и внешняя политика танского двора
Этим умело воспользовался знатный феодал Ли Юань, объявивший себя мператором Гао-цзу (618-627) основавший династию Тан, правившую Китаем почти три столетия (618-907). В рамках продолжающейся централизации власти при помощи развитого и организованного государственного аппарата, танской империи удалось создать значительную и хорошо подготовленную, по тем временам, армию, состоящую из свободных земледельцев - «доброго люда», выделяемых сельскими общинами, призывавшихся на службу и проходивших серьезное военное обучение.
Войско состояло из соединений, которые были размещены на границе и в провинциях. Императорский дворец и столицу Лоян охраняли отборные части. Столица и такие города, как Чаньань, Тайюань, Кайфын славились сказочной роскошью дворцов, храмов и пагод, парками, прудами и цветниками при домах знати. Военное ведомство занималось военным строительством, чинами, охраной границ, поселениями на окраинах империи, где воины несли службу занимались земледелием. Постоянной «головной болью» для правителей Поднебесной продолжала аваться слабая защищенность границ и периодически повторяющиеся набеги кочевников. Средством достижения внешнеполитических целей являлись боевые действия и сложная дипломатия. Наиболее характерными приемами дипломатии были: разжигание внутриплеменной розни, натравливание одних племен на другие, задабривание подарками правящей племенной верхушки, присваивание им титулов, династийные браки и привлечение в союзники в войнах против третьих. Широко использовались также приглашения в качестве почетных учеников ко двору императора, где им в процессе обучения прививались «нужные» понятия.
Во внешней политике Срединной империи большое внимание уделялось контролю за Великим шелковым путем. Основными соперниками здесь были тюркские государства. Танская империя в VII веке в этом направлении одержана ряд побед. В результате современный Западный Китай вошел в состав империи. Китайские военные гарнизоны были размещены в населенных пунктах по Великому шелковому пути, вплоть до Урумчи.
В период правления танского императора Тай-цзун (627-650) попытки завоевания Кореи продолжались. Император лично принимал участие в походах. В 645 году китайские войска подошли к Пхеньяну, но, потерпев поражение, вновь отступили. В 660 году 130-тысячная китайская армия высадилась с кораблей на юге Корейского полуострова и нанесла поражение войскам государства Пэкче. Его окончательный разгром произошел в 663 году, когда в союзе с государством Силла был разбит японский флот, спешивший на помощь Пэкче. Одновременно китайские войска двинулись по суше с севера. Однако Пхеньян удалось захватить только в 668 году. Силла признала себя вассалом Поднебесной. Территория Когуре и Пэкче били разделены на 9 военных губернаторств и присоединены к метрополии. Пхеньян стал центром провинции Аньдун (Умиротворенный Восток). Но вскоре корейский народ поднялся на борьбу за изгнание завоевателей, что привело к объединению Кореи во главе с государством Силла. В результате вся территория Корейского полуострова к югу от реки Тэдон-ган вошла в состав государства Силла. Танским войскам пришлось отойти, перенеся административный центр оставшихся под их властью завоеванных колоний в Ляопин.
Между тем, к VIII веку слава горной обители в Хэнани, колыбели и центре развития и обучения военно-прикладному искусству кулачного боя цюань-шу, разнеслась по городам и весям Срединной империи. Этому в немалой степени способствовало признание основателем династии Тан императором Гао-цзу неоценимой помощи в борьбе за воцарение его на престол, когда необыкновенные способности воспитанников Шаолиня нашли достойное применение на поле брани, в сражениях с самозванцами и претендентами на трон. Воины в черных рясах, численностью около ста человек, пришедшие на помощь гвардии императора, вооруженные тяжелыми посохами, были непобедимы в бою.
Широко известна также история о том, как в 627 году тринадцать монахов Шаолиньского монастыря спасли от преследования и помогли законному наследнику Китая Ли Ши-Миню победить мятежного Ван Ши-чуня. Когда он взошел на престол, став вторым императором Тай-цзун династии Тан, то сразу издал указ, согласно которому этим 13 монахам был пожалован титул «Наставник императора» (Тай-ши), монастырю - около 40 циней (примерно
Система психофизической подготовки Шаолинь-сы
Отличная физическая подготовка, филигранное владение своим телом, хникой рукопашного боя и монашеским посохом, сплоченность, стойкость, мужество и презрение к смерти преумножали силы монахов-воинов. Рукопашная подготовка основывалась на результатах сверхчеловеческого по трудности тренинга, вселяющего убежденность, что усэн (монах-воин) всегда сумеет отразить нападение противника и сам нанести решающий ответный удар. Система самообороны Шаолинь-сы прямо противопоставляла невооруженного депта Чань-буддизма вооруженному; тренированность, быстроту реакции и гновенную концентрацию физической мощи - умению орудовать копьем или "чом. Ощущение силы, физического и морального превосходства над непри-телем придавало послушникам знаменитого монастыря уверенность в своих действиях в любой ситуации.
Устав монастырской жизни Шаолиня
Основатели и патриархи Чань-буддизма разработали монастырский- устав, торый впоследствии, на протяжении столетий, неукоснительно соблюдался в аолине и многочисленных чаньских общинах. Монахи вставали рано утром с первыми лучами солнца и два часа в любое время года на открытом воздухе, защищенном от непогоды только навесом, предавались медитации. Затем шла своеобразная разминка и выполнялся комплекс упражнений завещанных Бод-хидхармой и дополненный его преемниками. В заключение большое внимание уделялось культуре тела, водным процедурам и различным видам массажа.
После непродолжительного завтрака в трапезной наступало время культовых ритуальных действ, философских бесед, куань, вэньда, сандзэн, способствующих прозрению света разума Будды.
Методики тренировки Шаолиньского монастыря до сих пор не известны полностью, но доподлинно известно, что занятия подразделялись на совместные и индивидуальные. Занятия боевыми искусствами проходили во внутреннем дворе, святой обители, в плохую погоду - под навесом для медитации. Вся община выстраивалась рядами в строго определенном порядке, в соответствии с занимаемым положением в жесткой системе иерархии. К строю монахов выходили главный наставник воинских искусств и четыре помощника. Учитель и послушники склонялись в ритуальном поклоне. Произнеся магические заклинания-мантры, приступали к повторению боевых приемов и освоению новых, затем движения объединялись в «связки» и законченные комплексы тао, исполняемые дружно, ритмично и слаженно, сопровождаемые в решающие моменты утробными криками, воем или шипением. Боевые искусства, занимавшие важное место в жизни обитателей Шаолиня, рассматривались как продолжение религиозной практики, как активная медитация, как познание сердца Будды. На протяжении VI—IX веков монастырская система самообороны успешно развивалась, обогащаясь за счет нововведений. В основном такие модификации являлись результатом изучения боевого опыта отцов-основателей, сильнейших мастеров общины и бионики животного мира. В жизни монашеской обители все большее значение придавалось вопросам укрепления тела, направленного на очищение духа, общей закалке организма, тщательной отработке приемов боя.
В полдень обед. В рационе: рис, соя, бобовые, овощи, фрукты, полезные коренья и травы, лечебные настои и тонизирующие отвары. Считалось, что вегетарианская пища позволяет не только свято соблюдать заповеди Будды, но и создает идеальные условия для «взращивания» и циркуляции «ци».
После недолгого отдыха возобновлялись занятия у-шу, но на сей раз вся паства делилась на три группы: неофитов-новичков, старых мастеров и среднее звено. Новички, «опоясанные вервием» (толстой белой веревкой - непременным атрибутом монаха), небольшими группами под руководством «старших братьев» - опытных наставников (шифу), усердно изучали азы цюань-шу: стойки, перемещения, удары, блоки, комбинации приемов и т.д., затрачивая недели, месяцы и годы на доведение до совершенства каждого элемента.
И только спустя 3-4 года им разрешалось приступать к освоению спарринга с партнером.
Среднее звено - монахи-воины продолжали упорно шлифовать технику сложных структур защиты и нападения приемов боевых действий, особое внимание уделяя отработке тао и свободному поединку с одним или несколькими противниками, а в более поздние годы осваивая технику и тактику боя с оружием и безоружного против вооруженного воина.
Старые мастера постигали секреты естественной активизации биологических возможностей человека, таинства акупунктуры и акупрессуры, методику «смертельного касания» - точечного воздействия и разрушения в боевой обстановке жизнедеятельности конкретного органа, вызывающего паралич или смерть, методы реанимации, лечения недугов и многое-многое другое.
К вечеру все снова строились вместе, чтобы продемонстрировать наставнику воинских искусств свои успехи и достижения. При этом излишняя самоуверенность и заносчивость не поощрялись. Вызвав хвастуна вперед, наставник легко доказывал несовершенство его познаний. Этика легендарного монаi шря предписывала мастеру до глубокой старости оставаться в форме и уметь противопоставить боевой опыт, силу духа - азарту молодых.
Вечером легкий ужин. Много времени отводилось образованию, изучению философских и иных наук, чтению книг, занятию искусствами. Работа в пределах монастыря. Отдых. Далее не столь долгая, как утром, медитация и вновь модные процедуры, массаж и сон.
Обучение у-шу в Шаолине строилось на положениях, составивших впос-мидствии фундамент большинства школ боевых искусств:
- постепенное увеличение сложности и объема осваиваемого материала;
- следование предначертанному пути - Дао в течение всей жизни, занимаясь усердно и постоянно;
- соблюдение умеренности в еде, отказ от употребления мяса, вина и воздержание от распутства;
- соблюдение ритуала, следование традициям и заповедям Будды.
В итоге многочисленных войн и сражений Северный Китай, и в частности, провинция Хэнань, страдали от засилья разбойничьих шаек и банд. Приняв на себя обязанности защищать местное население от мародеров и грабителей, монахи быстро и без потерь очистили округу, установив при этом свои порядки, что еще больше способствовало укреплению авторитета святой обители.
В середине VIII века в провинции Фуцзянь, уезде Путянь (недалеко от города Гуаньчжоу) был построен небольшой монастырь получивший название в лучах славы своего северного собрата в Хэнани - Южный Шаолинь. Постепенно монастырь в Фуцзяни становится прибежищем воинственных монахов, а спустя столетия снискал себе известность как один из центров южных стилей у-шу. Издавна в сознании китайцев Поднебесная империя делилась на два ог-(юмных региона естественной границей, водоразделом между которыми служила река Хуанхэ (Желтая река). Поэтому историческое противостояние севера и юга, пусть даже чисто условное, затронуло все стороны духовной жизни Китая, в том числе и у-шу. К северному Шаолиню стали относить боевые искусства, практикуемые севернее реки Янцзы (Длинная река), или в районе реки Хуанхэ. К Южному - те, что формировались южнее Янцзы.
В Поднебесной и за ее пределами иногда высказывается несколько односторонний взгляд на развитие боевых искусств в стране: «основу южной боевой техники составляют руки, а северной - ноги». Такое утверждение во многом опиралось на реалии структуры трудовой деятельности, определяющей этносоциальные особенности этого региона. Южане в основном земледельцы-рисоводы, ткачи; северяне - больше охотники, скотоводы, наездники,'рыбаки, воины, но и земледельцы тоже. У южан хорошо развиты руки, плечевой пояс; северяне выше ростом, выносливее, сильнее, более пропорционально сложены и разносторонне развиты.
Различия северных и южных стилей во многом были предопределены и этнопсихологическими особенностями населения. Исследователи китайского национального характера Линь Ютан, Лян Цичао и другие отмечали: при том, что в целом национальный дух отличается воинственностью, северяне особо отмечены воинскими доблестями, упорством, настойчивостью, жизнелюбием и неприхотливостью. К югу от Янцзы сложился совсем другой тип китайца -утонченного, изнеженного, изворотливого, хитрого и не слишком храброго.
Однако не следует так в буквальном смысле категорически понимать разведение по разным полюсам явно неразделимого. И в южных и в северных стилях технике работы рук и ног придавалось большое значение, которое определялось вовсе не количеством и разнообразием применяемых в бою ударов. Веками складывающееся противостояние южных и северных стилей основывалось на более глубоких, религиозно-философских различиях между более исторически тяготеющему к буддийскому миропониманию северных провинций и даосским сентенциям воззрений южных территорий. Именно это в первую очередь определяло средства и методы постижения боевых искусств. Сами по себе боевые методы становились формой передачи духовного учения, которое берет свои истоки в древних мистических верованиях, шаманистских культах Китая, воспринятых и органически вошедших составной частью в даосизм, буддизм, конфуцианство. Такое перерастание боевых единоборств в духовное учение происходило во многих школах и стилях: в классическом «внешнем» (вай-цзя) направлении Шаолинь-пай, образовавшемся позднее «внутреннем» (нэй-цзя) направлении Удан-пай и занимавшим как бы промежуточное положение - Эмей-пай.
Продолжая политику экспансии, желая расширить зоны своего влияния, танская империя направляет войска в районы Центральной Азии и Арабского Востока. В 751 году при Таласе произошло сражение с армией Арабского халифата. Китайские войска были разбиты, и это остановило их дальнейшее п| и (движение на запад. В итоге Китай лишился своего влияния на Великом шелковом пути. На северо-востоке наиболее развитым районам вновь угрожа-|п| племена кочевников-киданей. На юго-западе военную активность проявля-Ц молодое государство Наньчжао. Северо-западные границы подвергаются нвбегам уйгуров и тибетских племен. Империи приходится на окраинах вести мшюянные дорогостоящие войны, обескровливающие державу и ослабляющие ее экономически.
В 755-760 годы по юго-западным провинциям Поднебесной прокатилась ЦМЮ мятежей военных наместников и крупных феодалов. Для их подавления император Сун-цзун (756-762) нанял конных уйгур и других кочевников. Мя-|«ж был подавлен, но в ходе его военно-феодальная знать добилась значи-тльных привилегий, что еще больше ослабляло страну. Многие некогда цве-|ущие города, такие как Кайфын, Лоян, Чаньань, Тайюаннь, Сиань и другие оыли безжалостно разграблены и разрушены до основания. Все это сильно подорвало и истощило ресурсы казны.
Нуждаясь в средствах, правительство провело конфискацию многих ценности буддийских монастырей и храмов и предприняло ряд мер с целью ограничения их влияния, что вызвало «законное» негодование последних.
К концу третьей четверти IX века в Поднебесной все чаще стихийно вспыхивали выступления доведенных до отчаяния безземельных крестьян, бунты военных и обездоленного люда. Разрозненные вспышки протеста начали сливаться в мощное массовое общенародное движение. Крупные восстания происходили в провинциях Шэньси, Хэнань, Ганьсу, Шаньдун и Аньхуэй. Наиболее влиятельным из вожаков восставших был Ван Сяньчжи.
В 875 году к восставшим со своим отрядом примкнул Хуан Чао. Он прекрасно владел приемами цюань-шу, мечом, копьем, стрелял на скаку и вско-|ю стал помощником предводителя. В 878 году, после сражения на подступах к Лояну более чем 100 тысячного войска под командованием Ван Сяньчжи, гибели почти 50 тысяч повстанцев и казни предводителя, Хуан Чао возглавил все повстанческие отряды и принял титул «Великого полководца, штурмующего Небо», тем самым заявляя о цели - свержении деспотии Тан.
К лету 880 года под знаменами Хуан Чао собралось более 300 тысяч человек, а в отдельные периоды количество восставших возрастало до полумиллиона. Район действий повстанческих армий охватывал пять провинций междурачья Хуанхэ и Янцзы. Восставшие совершили стремительный, победоносный поход на юг Китая, осадой взяли Гуаньчжоу (современный Кантон) и вернулись на север. Они захватили обе столицы империи: без боя Лоян (
Вожди восстания ставили задачу свержения танской династии, власти крупных феодалов и чиновников, уничтожение членов царского дома и их ближайших пособников. Заняв дворец, Хуан Чао провозгласил себя императором. В духе традиций возвещалось, что Небо сменило свое благоволение, вручив мандат на правление Поднебесной справедливому императору. Военачальники и ближайшие соратники Хуан Чао были назначены на посты влиятельных сановников и другие высокие должности. Пятьсот наиболее отличившихся воинов особым эдиктом объявлены «заслуженными» и им были дарованы большие привилегии. А чиновники низших рангов возвращены на свои должности...
Тем временем танский двор и господствующий класс феодалов собирали огромные силы, нанимали конницу кочевых племен, путем тонкой дипломатии сеяли рознь в стане восставших, вели подкуп вожаков повстанцев. Воспользовавшись отсутствием Хуан Чао с главными силами в Чаньани, выступившего на север против наемных отрядов племен шато, войска оппозиции захватили столицу, организовали резню, жуткие погромы и расправы с восставшими. На севере, в Хэнани, повстанцы также потерпели несколько поражений. Начались измены военачальников, примкнувших к восставшим, и переход командиров со своими отрядами на сторону противника. В 884 году в провинции Шаньдун небольшой отряд, во главе которого находился Хуан Чао, был окружен и уничтожен, а сам Хуан Чао, оказавший отчаянное сопротивление, видя безвыходность положения, покончил с собой. Однако лишь в 901 году были окончательно разбиты и рассеяны последние силы восставших и очаги сопротивления крестьянской войны 874-901 гг.
На правах рекламы
Еще во времена Советского Союза нас считали самой "читающей" страной. В книжные магазины приходилось занимать очередь ночью, чтобы купить томик Толстого, Булгакова, Пушкина. И как хорошо, что теперь существую электронные книги pocketbook 301 360, благодаря которым мы можем взять в дорогу целую библиотеку.