История ушу Период Троецарствия
Раздел империи и продолжение процесса совершенствования военной подготовки
После подавления крестьянской войны, в результате которой Ханьская династия была свергнута, внутренние войны завершились разделом бывшей империи между тремя полководцами. На севере страны в столичных районах властителем стал Вэнь-ди (220-227), один из руководителей подавления восстания «Желтых повязок». Он создал царство Вэй (220-265) и вел успешные войны с кочевниками. На юго-востоке сложилось государство У (221-280) во главе с правителем Да-ди и столицей в районе современного Нанкина, а на западе -царство Шу (221-263) - трон занял Чжао-ле-ди. Начался период Троецарствия.
Бурные события военной истории Китая, обилие канонов военной науки, регулярные состязания по борьбе и бою с оружием и без него явились мощным катализатором, позволившим к концу П-началу III вв. создать разнообразные методы индивидуальной подготовки воинов. Бин-фа, цзюньши, сюньлянь и др. (воинские ремесла) соединились в боевое искусство (уи) и означали разностороннюю подготовку воинов, технику работы с оружием и приемы рукопашного боя.
Это потребовало нового подхода, совершенствования и некоторой дифференциации процесса обучения, подготовки «инструкторов» по боевым искусствам, создания специальных «школ» и «курсов» для воинов различных уровней: от простого пехотинца до командиров-полководцев, с учетом профилей военного амплуа (лучники, копейщики и т.д.) и сословных различий. Обучение в основном базировалось на комплексах формальных упражнений - тао, сохранивших многие компоненты боевого танца «у», абстрагирующихся от кодифицированных наборов приемов боя, имитирующих структуру боевых действий как в варианте с партнером-противником, так и в персональном исполнении.
Таким образом, к этому времени в Поднебесной сложился комплекс военной подготовки, включавший практические занятия-тренировки по ведению индивидуального боя и в условиях широкомасштабного сражения опирающийся на хорошо разработанную теорию военной науки, нравственно-этические постулаты конфуцианства, а также на религиозно-философскую теорию даосизма о подобии земных изменений небесными трансформациями Пути-дао.
Возникновение и строительство монастыря Шаолинь
В Северном Китае, к юго-западу от древней столицы Лоян, уезд Дэнфэн, в провинции Хэнань (что означает «Южнее реки») в нижней части реки Хуанхэ расположен горный массив Хао-шань. В начале III века, в смутные времена Троецарствия, там укрылась группа буддийских монахов. Поселившись на труднодоступной горе Сун-шань, они, руководимые индийским миссионером по имени Батуо (Ба-то), с высочайшего благословения тогдашнего правителя царства Вэй (220-265 гг. н.э.) - Вэнь-ди (220-227 гг. н.э.), приступили к строительству монастыря-крепости, который должен был защитить братию от войск враждующих «сильных домов» феодалов, набегов кочевников и бесчисленных разбойничьих шаек и банд, терроризирующих. Монастыря, впоследствии на протяжении долгих веков ставшего центром развития и распространения цюань-шу и у-шу, легендой, символом, собирательным образом, к твердыням которого из глубин истории тянутся пути развития борьбы и боя и науки жизни. Слава которого в течение многих столетий гремела по всему Востоку и глубоко почитаема в наши дни.
Построив с помощью крестьян храм, обнесенный массивной, высокой каменной стеной, монахи засадили гору молодыми сосенками, которые со временем стали дополнительной преградой и надежной защитой от ветров и бурь. И назвали монастырь Шаолинь-сы («шао» - мало, «линь» - лес, «сы» -монастырь) - храм Молодого леса, Маленький лес и т.д. Позднее он получил название Северный Шаолинь.
С целью обеспечения большей безопасности монастыря и создания эффективной охраны, для обучения стражи в святую обитель по приглашению настоятеля Чжоу Цзина прибыли два мастера воинских искусств Хэн Гайчжан и Гунь Сувэй. В скором времени монастырь уже имел небольшое, но хорошо обученное воинское формирование. И когда большая шайка разбойников, жаждущих легкой добычи, осадила Шаолинь, монахи и стража не только отразили штурм, но и разгромили нападавших. Слава о неприступной горной твердыне, осененной благодатью, стала распространяться по городам и весям Поднебесной. Монастырь продолжал расти, строиться, укрепляться. Ширились его земельные владения, преумножались его богатства. Шаолинь-сы становится главным буддийским центром Северного Китая, где монахам были созданы все условия для образования, занятия философией, искусством и познания религиозной догматики. Послушниками монастыря за честь для себя считали быть отпрыски знатных домов.
Внутриполитическое и экономическое положение Китая IV—V веков
В 265 г. вэйский военачальник Сыма Янь сверг одного из потомков Вэнь-ди и провозгласил себя императором. Под его руководством Китай вновь был объединен. Война трех царств закончилась завоеванием северянами государства Шу в 263 году, а в 280 государства У. В стране утвердилась династия Восточная Цзинь (265-420).
В годы борьбы «сильных домов» внутренние неурядицы значительно ослабляли страну, наметился явный экономический, политический, хозяйственный и культурный упадок, что облегчало соседям-кочевникам вторжение в пределы Поднебесной. Войска империи Восточная Цзинь оказались практически не в состоянии отразить вторжение мощной гуннской конницы, затем му-юн, цян, жужане, сяньби тоба и тибетских племен. На протяжении 1\/-У веков Северный Китай - древнейший очаг китайской цивилизации и культуры, с экономически наиболее развитыми и густо населенными территориями, превратился в арену непрекращающихся войн. Многие жители бежали на юг. Переселенцы севера принесли с собой более совершенную земледельческую, ремесленные технологии и воинское искусство, что ускорило освоение Южного Китая. Кочевники-завоеватели создавали многочисленные государственные образования, которые быстро распадались под ударами новых поработителей, а пришедшие племена ассимилировались с оставшимся коренным населением, перенимая ханьские нравы, обычаи и верования. Во времена внутренних войн и нашествий кочевников веков многие города Срединной империи были разграблены, разрушены и сожжены.
С приходом эпохи Южных и Северных династий (420-581) внешнее и внутриполитическое положение империи несколько стабилизировалось. С прекращением войн жители постепенно возвращались к родным «очагам и колодцам».
По распоряжению императора Тай-у-ди (424-452) государства Северная Вэй, в 426 году посетившим Шаолинь-сы, были построены новые, более мощные оборонительные сооружения и для охраны оставлен хорошо вооруженный гарнизон. Таким образом, монахам больше не нужно было заботиться о собственной безопасности, нести караульную службу и они надолго, почти на сто лет, отошли от мирских забот, целиком посвятив себя служению ортодоксальному буддизму Махаяны.
В III веке вокруг столичных центров Лоян и Чаньань действовало около 180 буддийских монастырей, храмов, пагод и кумирен, а в V веке их было уже более 1700 с 24 тысячами монахов. В VI веке буддийских монастырей и храмов в Китае насчитывалось свыше 50 тысяч, а монахов и монахинь, согласно данным китайских хроник, свыше 2-х миллионов.