По древним преданиям разрабатываемый Цзи Цикэ стиль базировался на двух источниках. С одной стороны, руки бойца могли сравниться с копьем или мечом, и при надлежащей подготовке безоружный мастер Синъицюань мог успешно отражать атаки вооруженного копьем противника.
Кроме того, много времени Цзи Цикэ уделял наблюдению за повадками и боевой тактикой различных животных. В настоящее время в стиле представлены движения 12-ти священных животных: медведя, обезьяны, тигра, крокодила, лошади, дракона, ястреба, ласточки, змеи, курицы, орла и мифологической птицы - тай.
Благодаря изучению мастерства боя с копьем учитель сформировал принцип шести взаимосоотношений, которые позволяли выполнять полноценную концентрацию внутреннего усилия и выражения его в ударе.
Этот принцип предполагал координацию движений кисти с движениями стоп, локтей с коленями. Плечи координируются с движениями поясницы. Душевное состояние (сердце) достигает гармонии с волевым импульсом, который в свою очередь стимулирует внутреннюю энергию – ци. Мощь внутренней энергии трансформируется в физическую силу – ли. Хотя сегодня на этих принципах базируются практически все внутренние стили, впервые они были применены именно в стиле Синъицюань.
По распространенной легенде, первыми двумя представителями дикой фауны, которые обратили на себя внимание Цзи Цикэ, были медведь и журавль. Наблюдая за их схваткой, учитель обратил внимание на различие их тактических приемов во время боя. По его мнению, эти различия проистекали из внутренней природы этих животных, представляющей два противоположных начала, сравнимых с двумя взаимодополняющими и взаимоотрицающими началами китайской философии: светлым, положительным ян и темным, отрицательным инь. Следует отметить, что в отличие от многих стилей ушу, превратившихся из боевого искусства в танец, имитирующий движение животных, стиль Синъицюань базируется не на механических движениях животных.
Цзи Цикэ удалось уловить внутренний настрой, боевой дух или, по словам самого учителя, «боевую решимость» двух разъяренных животных, ощущаемой в их схватке. Благодаря этому возник важнейший принцип стиля, используемый в разделе 12-ти животных, гласящий о том, что нельзя слепо копировать их движения, следует овладевать внутренним настроем и духом священных животных. По мнению Цзи Цикэ, проникновение в эту естественную сущность и есть «истинным кулачным искусством». Сравнение боя двух животных с принципом взаимотрансформаций инь и ян учитель изложил в речитативе «О двух первоначалах», утверждая, что практически метод кулачного боя - это боевая решимость журавля и медведя.
В частности, в соответствии с общими принципами кулачного искусства выпрямленная конечность может относиться к положительному началу – ян – и соответствует форме журавля – «журавль бьет крылом». В согнутых конечностях и отходах назад проявляется отрицательное начало – инь. Это соответствует форме медведя. В реальном бою формы постоянно сменяют друг друга, инь сменяет ян, после отхода назад следует прыжок вперед, а после блока следует атака. Кроме того, так как атакующие приемы относятся к светлому началу (ян), атаковать необходимо движениями журавля. Движения медведя, как темное начало (инь) обеспечивают надежную и эффективную защиту. Один из древних исследователей стиля заявлял, что вне этих форм истинность кулачного искусства утрачивается полностью. Название этого стиля - синъи («форма и воля») – означает, что в движениях следует воспроизводить их форму, а мысли наполнять их волей.