Немногие страны и народы мира могут похвастаться многовековой традицией создания самых прекрасных боевых искусств. В Китае спорту во все времена уделялось огромное внимание, а особенно боевым искусствам, коих насчитывается великое множество. Однако некоторые из них на особом положении.
К таким особенным боевым искусствам относится Тайцзицюань.
Этот стиль не похож на другие и первое упоминание о нем можно встретить в "Книге перемен". В ней название стиля ("тайцзи") расшифровывается как "великий предел". В основе стиля лежит понятие "круга тайцзи", то есть стиль основан на философском понятии смысла жизни как вечное движение всех природных процессов по своему кругу.
С физической точки зрения в Тайцзицюань абсолютно все движения непременно выполняются по кругу. Кроме того существует резкая смена состояний, например, вслед за движением должен наступить момент покоя, а после наступления произойдет возвращение назад. При этом пауз между движениями не должно быть, так как движение по кругу – это непрерывный процесс.
В результате длительных исследований многие историки пришли к выводу, что именно Чэнь Вантин стал основателем этого прекрасного стиля. Временем основания стиля считается период на рубеже существования двух династий – династии Мин и возникшей вслед за ней династией Цин.
Чэнь Вантин долгие годы служил на благо отечеству. Когда же подошло время заняться домашними делами и завести семью, Чэнь совместил тяжелую работу на земле с созданием особого вида боевого искусства, основанного на кулачных боях.
При этом создатель Тайцзицюань смог передать в одном стиле наработки и опыт нескольких стилей боевых искусств, которые он успешно освоил ранее. Так был основан так называемый ранний Тайцзицюань, который базировался на 29-ти позициях из 33-х "Трактата о кулачном искусстве". Этот трактат был создан ранее генералом Ци Цзигуаном.
В раннем Тайцзицюане структура стиля определялась семью комплексами упражнений. Эти комплексы носили название "таолу". Пять из них назывались "13 поз", а два остальных "чанцюань", что означало "длинный кулак" и комплекс под названием "паочуй", что переводилось как "пушечные удары".
Позже стиль Тайцзицюань разделился на два направления. Появилась новая форма боевого искусства, но и старая форма тоже осталась. Старый стиль возглавил Чэнь Чансин и стал называть его "лаоцзя". Новый стиль Тайцзицюань освоил и внедрил в жизнь Чэнь Юбэнь и стал называть его "синьцзя". Семейные традиции клана Чэнь вскоре перешли к Ян Фукуэю и после этого довольно широко распространились по всему Китаю.
Старый стиль Чэнь Чансина – это боевое искусство, которое передавалось из поколения в поколение и совершенствовалось на протяжении всего времени. Создавались определенные подвиды искусства, вносились дополнения и усовершенствования. Все упражнения явно относились к виду боевого искусства, в то время как стиль Яна был усовершенствован в пользу общего оздоровления человека.
Два эти стили явно отличались. Боевой стиль клана Чэней впоследствии был тщательно задокументирован и доработан в многочисленных трактатах последующих представителей семьи Чэнь. Так Чэнь Син создал книгу всей своей жизни под названием "Чэньши тайцзицюань тушо".
Эту подробную книгу многие называют самым полным описанием стиля семьи Чэней. Позже в свет появились еще несколько трудов, которые стали по праву одними из самых лучших.
Традиции семейства Чэнь продолжил Чэнь Факэ, который в середине двадцатого века стал преподавать искусство в Пекине.