Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Китайско-японские отношения в конце XIX в.

В 70 - х годах начинается качественно новый этап в отношениях между Китаем и Японией. Он определялся двумя факторами. Первым благоприятным для Японии фактором было наступление западных капиталистических государств на Китай, которое ослабило его международные позиции и связи с окраинными и островными территориями, а также с Кореей, по - прежнему находившейся в вассальной зависимости от Китая.

Вторым фактором явилось обострение отношений между" Англией и Россией —главными капиталистическими конкурентами Японии на Дальнем Востоке. Япония не преминула воспользоваться складывавшейся обстановкой. В ее внешней политике обозначились две главные линии. Первая состояла в том, чтобы добиться устранения неравноправных условий в договорах с западными государствами, и вторая —принять на равных правах с западными державами участие в наступлении на Китай и на его внешние владения, находившиеся: пока вне сферы влияния других держав.
 
В начале 70 - х годов Япония приступает к подготовке вторжения в Корею и к захвату о - вов Рюкю, находившихся в вассальной зависимости от Китая. Вопреки китайско - японскому договору 1871 г., предусматривавшему взаимное уважение целостности территориальных владений 40, японское правительство, пригласив короля о - вов Рюкю в Японию, насильственно его задержало и, не обращая внимания на протесты правительства Китая, объявило в 1872 г. эти острова японскими владениями (в 1879 г. о - ва Рюкю были объявлены префектурой Японии). В 1874 г. Япония предприняла нападение на китайский остров Тайвань. И хотя японские войска затем были выведены с Тайваня, японское правительство вынудило Китай подписать унизительный договор об уплате Японии 500 тыс. таэлей в компенсацию за «причиненный ущерб».

В 1876 г. в переговорах с китайским правительством представитель Японии А. Мори открыто дезавуировал обязательства своего правительства не допускать «нарушения или покушения на права каждой из сторон», как это предусматривалось китайско - японским договором 1871 г. Мори заявил Ли Хун - чжану, что международное право «бесполезно» и на договоры «нельзя полагаться», поскольку «великие национальные решения», основываются на «силе», а не на «праве»42. В 1876 г. японское правительство вынудило правительство Кореи подписать неравноправный договор, который основывался на непризнании сюзеренитета Китая над Кореей и предоставлял одностороннее право японцам свободного въезда в Корею и занятия там торговлей.

В последующие годы наступление Японии на Корею еще более усиливается, что и привело в конечном счете к войне 1894 —1895 гг. с Китаем, в которой Япония впервые за свою историю добилась крупной победы.
Поражение Китая явилось наглядной демонстрацией преимущества передовой капиталистической Японии над феодальной цинской империей, располагавшей богатейшими природными ресурсами, обширной территорией и населением, превышавшим примерно в 10 раз население Японии.

По Симоносекскому мирному договору Япония вынудила Китай уступить о - в Тайвань с прилегающими островами Пэнхуледао (Пескадорские), южную часть Маньчжурии, включая Ляодунский полуостров и прилегающую к нему область от порта Инкоу до г. Аньдунь, а также признать «независимость» Кореи и уплатить Японии огромную военную контрибуцию в 200 млн. сер. лян, равную почти пяти японским государственным бюджетам того времени. Кроме того, впредь до уплаты контрибуции Китай должен был передать в руки Японии порт Вейхайвей.

Непомерные притязания Японии встревожили европейские державы —Россию, Францию и Германию. Они принудили Японию отказаться от ряда требований, в том числе от Южной Маньчжурии. Но даже и в таком виде японские приобретения явились важными материальными источниками для дальнейшего развития капиталистической Японии.
Последствия Симоносекского договора для Китая далеко не исчерпывались территориальными и денежными потерями. По условиям этого договора Китай был вынужден предоставить Японии право заниматься в «открытых» для иностранной торговли портах промышленным производством.

Условиями Симоносекского договора, на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации, воспользовались и другие капиталистические государства для ввоза иностранного капитала и инвестирования его в промышленность, транспорт и другие отрасли народного хозяйства Китая.

После японо - китайской войны Япония выдвигается в ряд главнейших империалистических государств, вступивших в борьбу за раздел и полное колониальное порабощение Китая.

Правда, на рубеже XX в. Япония еще не обладала достаточной силой и не могла противопоставить себя крупнейшим державам —Англии, России, США, Франции. На этом этапе она стремилась блокироваться с одной из враждующих империалистических группировок против другой. Не имея опорных баз на территории Китая, Япония в эти годы выступила в поддержку выдвинутой США политики «открытых дверей и равных возможностей», противопоставляя ее политике установления «сфер влияния» в Китае, проводившейся царской Россией, Германией и Францией.
Так же как и США, защищая политику «открытых дверей», Япония старалась представить себя в глазах китайской общественности поборником сохранения территориальной целостности и государственного суверенитета Китая.
Эти маневры японской дипломатии порождали иллюзии в либеральных кругах Китая. Они тешили себя надеждами, что активность на международной арене империалистической Японии —первой сильной и полноправной державы Азии —помешает наступлению на Китай других империалистических государств, что Япония непременно поможет китайскому народу обрести полную независимость, равноправие и выйти на дорогу прогресса и обновления страны. Факт отказа Японии от первоначальных притязаний после войны 1894 —1895 гг. на Ляодунский полуостров и открытая подготовка Японии к вооруженной борьбе с царской Россией истолковывались как доказательства проведения японским правительством политики защиты Азии.

Японские правящие крути не преминули воспользоваться доверчивостью китайских либералов и довольно умело играли на их националистических чувствах. В 1898 г.в период «100 дней реформ» в Китае —японское правительство направило в Китай миссию во главе с маркизом Ито для переговоров с молодым китайским императором Гуансюйем. После подавления реформаторского движения один из руководителей этого движения, Кан Ю - вэй, эмигрировал в Японию, где японские власти предложили ему участвовать в движении за объединение народов Восточной Азии.
Все это «внимание и покровительство»японских правящих кругов по отношению к прогрессивному движению в Китае было нужно им лишь для того, чтобы найти политическую опору в китайском обществе и использовать китайцев в осуществлении своих целей. Для достижения этих целей правящие круги Японии были готовы использовать любые силы в Китае. Так, после неудачи движения реформаторов правительство Японии с не меньшей учтивостью стало заигрывать с императрицей Цыси. Молодая империалистическая Япония накапливала силы, подготавливала плацдарм для того, чтобы в дальнейшем перейти к прямой агрессии против Китая.

Китай и Япония вступили во вторую половину XIX в., находясь примерно в равном, зависимом от капиталистических государств Запада положении. Суверенные права обоих государств были ограничены неравноправными договорами, представлявшими в одностороннем порядке финансовые и юридические льготы и привилегии западным странам на их территориях.

Однако уже к концу XIX в. в силу различных внутренних и внешних условий, в которых протекало развитие Китая и Японии; оба государства оказались в далеко не одинаковом положении —Китай, продолжавший консервировать отсталые феодальные отношения, все более утрачивал государственную суверенность, превратившись в полуколонию, тогда как Япония, став на путь капиталистического развития, превратилась в передовое промышленное государство, правда, со значительными пережитками феодальных отношений, избавилась от неравноправных договоров с иностранными государствами и сама стала на путь империалистической агрессии.

Впервые на протяжении всей истории Китая и Японии влияние Японии в этот период стало преобладающим в отношениях между ними. Причем это было не влияние более высокой цивилизации, и оно не ограничивалось сферой культуры, как это имело место на ранних этапах их отношений. Подобно другим капиталистическим государствам, вступившим в империалистическую стадию развития, Япония стала строить свои отношения с Китаем как с объектом возможной колониальной эксплуатации, хотя внешне она пыталась прикрыть свои агрессивные устремления уверениями о «защите китайского суверенитета».