Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Китайское ушу: мифы и реалии древнего кулачного искусства.

Как часто мы с вами восхищались и продолжаем восхищаться, наблюдая за сверхъестественными способностями выдающихся мастеров Древнее кулачное искусство - ушукулачного искусства на экранах телевизоров. Согласитесь, у людей прямо скажем далеких от боевых искусств, знания о них формируются исключительно на основе современных китайских боевиков.

Но, как известно настоящая реальность зачастую очень далека от чудес и мистики, которую демонстрируют бойцы ушу в кинофильмах. Что в этих фильмах правда, а что выдумка. Действительно ли мастера ушу умеют летать, бесконечно долго сражаться и всегда побеждать своих врагов.

Ответы на эти и еще множество вопросов можно обнаружить, только обратившись к традиционным истокам ушу. Поиски и исследования не скованные пространственными ограничениями, временными рамками, предоставляющие возможность изучения всей системы культурных символов Китая, позволяет говорить о нескольких интересных особенностях возникновения и развития ушу.

Во-первых, появление ушу первоначально носило исключительно прагматический характер. Изначально основной целью кулачного искусства была борьба с недружелюбными представителями фауны и с природными явлениями.

Во-вторых, ушу не является исключительно боевым искусством, рассказывающим как победить противника. Это уникальная смесь кулачного искусства и древней китайской философии, без изучения которой нельзя постичь секреты боевого мастерства.

 

В-третьих, знания одной из трех традиционных китайских школ ушу – «гунфу» монастыря Шаолинь - по-прежнему передаются из поколения в поколение. Однако современное общество таит в себе смертельную опасность для древнего искусства в виде развития спортивного ушу и соответствующей его стандартизации. Желание внести в традиционное ушу западный спортивный дух угрожает самой философии боевого искусства.

 

По мнению многих исследователей, спортивное ушу приводит к расколу ушу на два отдельных вида спорта. Существуют отдельно комплекс упражнений «таолу», а также «саньда» как свободная борьба. Такой раздел в корне противоречит историческим и культурным традициям ушу как боевого искусства.

В-четвертых, в сельской местности насчитывается значительно больше приверженцев ушу, считающих его неотъемлемой частью своей жизни, чем среди городских жителей. В сельских районах ушу помогает укреплять здоровье, обуздать упрямство и непокорность юного поколения, и даже в урегулировании гражданских споров.

На множество вопросов об ушу позволит обращение к истокам его возникновения и изучение истории развития трех основных школ кулачного искусства. Превращающееся в один из видов спорта, китайское ушу имеет многовековую историю, уходящую корнями в первобытное общество. Именно в те далекие времена суровые жизненные реалии постоянной борьбы за выживание, противостояние стихийным бедствиям и дикой природе, при отсутствии даже примитивных видов оружия люди овладевали первоначальными навыками защиты и атаки.

Преимущественно использовались удары ладонями, кулаками и ногами, прыжки, захваты, кувырки и т.д. Возможно, именно эти навыки и послужили возникновению ушу как боевого кулачного искусства. Изобретая и совершенствуя деревянные и каменные орудия, люди учились применять их в качестве оружия для защиты и нападения, совершенствуя свои навыки самообороны и нападения и овладевая искусствомВоины с традиционным оружием Китая физического уничтожения противника любыми подручными средствами.

Межплеменные войны в значительной мере способствовали развитию боевого искусства ушу. Если в дальнем бою использовались луки, стрелы, копья, пики и т.п., то для ближнего боя использовались любые средства, в том числе и орудия производства – палки, ножи и секиры. В умелых руках каждый из предметов становился эффективным боевым оружием, как для самозащиты, так и для нападения.

Каждая эпоха вносила свой вклад в развитие военного искусства. Для периода Воюющих царств – Чжаньго (475 – 221 годы до нашей эры) – характерным является развитие фехтования на мечах. Каждый из правителей многочисленных княжеств значительное внимание уделял обучению своих воинов боевым искусствам. Появление железного оружия определило разработку комплекса упражнений для отработки тактики защиты и нападения во времена правления династии Хань (202 – 220 года). Вклад династии Цзинь (265 – 420 годы) в усовершенствование ушу ознаменовался появлением «рифмованных правил», которые использовались при обучении военному искусству.

Вместе с тем, в те времена изучение боевых искусств считалось недостойным для благородных мужей – цзюньцзы – основное занятие которых заключалось в изучении сочинения древних классиков и зубрении иероглифов. Соответственно, изучавшие боевые искусства преимущественно были людьми неграмотными, и основной метод обучения заключался в копировании приемов, выполняемых учителем.

Чтобы облегчить процесс обучения и получить необходимые теоретические знания о принципах, приемах и целях ведения боя начали применяться «рифмованные правила» - своеобразные семисложные стихи. Практическое ушу получило педагогическую основу, что способствовало возникновению школы ушу, как боевого искусства китайской нации. Но истинного расцвета ушу достигло во времена династии Тан (618 – 907 года). В то время образовалась целая плеяда выдающихся мастеров кулачного искусства, информация о которых дошла и до наших дней.

Историки утверждают, что Шаолиньская школа появилась именно в начальный период правления династии Тан. С тех пор, уже на протяжении более трехсот лет китайское ушу непрерывно развивалось, превращаясь в зрелое и совершенное искусство. Постепенно овладение приемами ушу становилось необходимым этапом в процессе развития выдающихся личностей. Распространению ушу способствовало создание различных обществ – шэ.

Во времена династии Мин (1368 – 1644 годы) на территории Китая уже насчитывалось несколько сотен комплексов упражнений ушу, послуживших основой для зарождения различных направлений и школ ушу. Эпоха Тан и Сун ознаменовалась распространением ушу за пределами Китая. В Корее, Японии и многих других государствах Юго-Восточной Азии появляются последователи китайского ушу, создающие свои школы с местной спецификой.

В дальнейшем ушу пришло в Европу и США. В английском языке появилось слово «kundfu», как английский вариант китайского «гунфу» (мастерство, навык, умение) и синоним китайских боевых искусств. Причем, вместе с ушу американцы и европейцы знакомились с китайскими традициями и культурой. Развитие и исследования ушу продолжилось и после образования КНР. Полученное в виде теоретических знаний, методик обучения и совершенствования здоровой и способной человеческой личности наследие используется и поныне для самокультивации и оздоровления современного человека.


Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе