История Китая Анархисты Китая
Некоторые деятели Объединенной лиги — У Чжи-хуй, Ли Ши-цзэн, Чу Минь-и и другие,— эмигрировавшие во Францию и подпавшие под влияние анархистского учения, широко распространенного в то время в европейских странах, начали издавать в Париже в июле 1907 г. анархистский журнал «Синь шицзы» («Новая эра»), на страницах которого пропагандировались идеи Прудона, Кропоткина, Бакунина, освещалась деятельность анархистских организаций. Журнал финансировался членом Объединенной лиги Чжан Цзин-цзяном, распространялся среди китайской интеллигенции как за границей, так и в самом Китае и пользовался некоторым успехом.
Во вступительной статье учредительного номера объявлялась задача нового издания — «бороться за новый тип революции в новую эру». «Революция старого типа в старую эру,— говорилось в журнале,— была временной, частичной, не прогрессивной. Она совершалась в интересах меньшинства. Революция нового типа в новую эру направлена против всякой несправедливости... эта непрерывно нарастающая революция стремится сделать народ счастливым».
К старому типу относились, по мнению автора статьи, все прежние революции с древних времен («от Тан Вана и У Вана») до нового времени. Революция старого типа лишь меняла династии, заменяла одного тирана другим. Революции нового типа, к которым относятся Великая французская революция 1789 г. и особенно Парижская коммуна, приведут к исчезновению всяких правительств, к абсолютной свободе. В результате революций старого типа новый монарх объявлял о реформах, награждал своих приверженцев, предоставляя им важные чиновничьи должности, что в конечном итоге приносило выгоды и почет аристократии. В революциях «промежуточного типа» новые правительства пользовались всеми средствами демагогии, появились партийные политиканы и парламентские деятели, боровшиеся лишь за удовлетворение собственного тщеславия. В революции же нового типа полностью ликвидируется чиновничество и материальные привилегии, осуществляется полная справедливость, искореняются всякое тщеславие, карьеризм и стремление к личной выгоде.
Французская революция 1789 г. свергла королевский трон и декларировала незыблемость прав человека. Это, пишет автор статьи, открыло для человечества новую эру. Наиболее типичной революцией новой эры явилась Парижская коммуна, которую журнал «Синь шицзы», заимствуя термин французского социолога А. Жирара, назвал «социальной революцией простого народа» (автор статьи глубоко заблуждался, считая эту революцию анархистской). В статье утверждалось, что воззвание 20 марта 1871 г. содержало призыв к созданию «свободной народной организации в независимых городах».
Сторонники анархистских взглядов из «Синь шицзы» заявляли, что их идеи не противоречат «трем народным принципам», а представляют их дальнейшее развитие. «Те же, кто выступает теперь за социализм, за Великое единение, в прошлом ратовали за национальную революцию, за возрождение отечества»,— писали они в «Письме к друзьям». Новый принцип не противостоит старому. Он более прогрессивен.
В действительности, однако, дело обстояло не так. Анархисты были против «трех народных принципов», против программы революционных демократов. «Социализм», за который они ратовали, не имел ничего общего с принципом народного благоденствия, выдвинутым революционными демократами.