Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Открытие материка

Достижения китайских географов и мореходов послужили фундаментом для предприятия еще невиданного в истории мореплавания. Это предприятие — семь дальних походов, которые предпринял в 1405—1433 гг. адмирал Чжэн Хэ. Незадолго до его первой экспедиции Китай освободился от монгольского владычества, снова стал самостоятельным государством. Но с распадом монгольской державы прекратилось сквозное сообщение через Азию. Великий шелковый путь перестал быть столбовой дорогой международной торговли. Выход напрашивался сам собой: то, что было потеряно на суше, можно и должно было возместить на море. Путь вдоль южных берегов Азии давно был известен китайцам. Но китайские купцы редко ходили на запад дальше Индии. Товары, шедшие с востока на запад и с запада на восток, много раз переходили из рук в руки.

Это объяснялось многими причинами. Для длительных плаваний требовались якорные стоянки, где можно было отдохнуть, взять запас продовольствия и пресной воды. Таких стоянок не хватало. К тому же в западной части Южного морского пути китайские купцы чувствовали себя очень неуверенно. Здесь их мог обидеть каждый — ведь до Китая было очень далеко. Да и на восточном участке этого пути было далеко неспокойно. Пираты грабили и убивали купцов, топили их суда.

Морские походы Чжэн Хэ были призваны открыть для китайской торговли Южный морской путь на всем ого протяжении. В каждом плавании Чжэн Хэ участвовало от 28 до 37 тысяч человек, число кораблей превышало 60.

Среди участников экспедиции были не только солдаты и моряки, но и купцы, ремесленники, писцы, земледельцы для поселений, которые предстояло основать вдоль Южного морского пути. Грандиозные экспедиции Чжэн Хэ явились самым серьезным экзаменом для китайского судостроения и мореплавания. Экзамен был выдержан с честью. Это и неудивительно, ибо китайцы готовились к нему на протяжении многих веков.

Древняя картаУчастник походов Чжэн Хэ переводчик Ма Хуань писал, что его побудило отправиться в плавание чтение книги Ван Да-юаня, о которой мы уже упоминали. Корабли для экспедиций строились на верфях Южного Китая — тех самых, где были спущены на воду суда, поразившие воображение Иби-Баттуты и Марко Поло. Но теперь китайцы научились строить еще более крупные корабли. В китайской литературе можно найти сведения о том, что среди них были гиганты, которые достигали 142 м в длину и 57 м в ширину. По сравнению с этими гигантами суда, на которых только еще отваживались тогда выходить в океан жители Западной Европы, кажутся жалкими скорлупками.

Успех всех семи походов Чжэн Хэ был завоеван соединенными усилиями десятков тысяч людей, их мужеством и упорством. Ясно также, что руководитель такого предприятия был человеком выдающимся. Чтобы вести огромный флот через моря и океаны, нужно обладать большими знаниями и способностями. Чтобы разобраться в запутанном клубке международных отношений того времени, нужно было быть большим дипломатом.

 

К сожалению, мы очень мало знаем о самом Чжэн Хэ. Собственные его записи и донесения до нас не дошли. А надписи на памятных досках в храмах, которые, видимо, составлял он сам, повествуют не о нем, а о его походах. Ученые считают, что Чжэн Хэ родился между 1350 и 1360 гг. и умер около 1433 г. Он происходил из неродовитой семьи и в молодости не смог получить образования. И все же он сумел стать человеком высокой культуры. Без этого он не сделал бы того, что сделал. О том же говорят и надписи, которые были им составлены.

«Мы прошли более 100 000 ли но безбрежным водным просторам. Я видел в океане исполинские волны, что вздымались, как горы, до самых небес. Мой взор созерцал далекие... страны, затянутые голубоватой дымкой прозрачных испарений. Слегка распустив паруса, подобно облакам, мы двигались день и ночь, как звезды по небосклону, рассекали неугомонные волны, как пересекают людный перекресток», — писал Чжэн Хэ. Адмирал умел глубоко чувствовать грозную красоту океана, и это тоже помогало ему успешно вести свой флот. Надписи, составленные Чжэн Хэ, показывают также, что он любил родную литературу, много читал.

Знания и вкус к литературе, он, вероятно, приобрел так, как один из его спутников, Фей Синь. Фей Синь писал о себе: «Мне не было еще 14 лет, когда я, заменив старшего брата, стал солдатом. Дом наш был беден, убог, но я желал учиться, и желание это было твердо. Дни и ночи напролет, похищая у себя часы досуга, выпрашивая в долг киши, я учился читать». Как и Чжэн Хэ, Фей Синь был немножко поэтом. Свою книгу о великих морских походах он назвал: «Победное шествие звездных плотов».

Первые плавания Чжэн Хэ проходили в водах, хорошо известных китайским морякам. Его флот приставал к берегам Явы и Суматры, Таи и Цейлона, побывал в Каликуте на западном берегу Индии. Каликут в то время был одним из важнейших торговых городов Востока. Несколько десятилетий спустя здесь завершили свой исторический поход корабли Васко да Гама. Васко да Гама открыл морской путь из Европы в Индию. О Чжэн Хэ нельзя сказать, что он открыл морской путь из Китая в эту страну: китайские моряки издавна ходили в Каликут, доставляя туда шелк и фарфор отечественного производства и пряности из Индонезии.

Но эти плавания дали сильнейший толчок развитию международной торговли. Чжэн Хэ железной рукой подавил пиратов в Индонезии. Местные жители и китайские поселенцы вздохнули свободно. Впрочем, Чжэн Хэ редко прибегал к силе. Всюду, где это было возможно, он устанавливал хорошие отношения с правителями и жителями заморских городов и стран. В этом — коренное отличие походов Чжэн Хэ от экспедиций западноевропейских колонизаторов, которые появились в тех же водах менее чем сто лет спустя. Целью Чжэн Хэ было развитие мирной торговли между народами, целью же колонизаторов было порабощение народов Востока и захват их богатств.


 

Это вас должно заинтересовать

Если вам срочно понадобились полиэтиленовые фитинги, то вам проще всего обратиться в компанию "Инжпласт". Весь ассортимент фитингов вы можете увидеть на странице http://ingplast.ru/polietilenovye-fitingi-ingplast/ . На ней же вы можете в два клика сделать заказ или получить консультацию специалиста.

 

 



Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе