История Китая ЧЖАН БИН - ЛИНЬ
Чжан Бин-линь, как и Юань Ши-кай, ратовал за перенесение столицы в Пекин. В декларации своей партии он писал: «Местопребывание столицы на севере весьма важно для внешней и внутренней политики; если обосновать столицу на юге, то это будет угрожать опасностью реставрации».
После Синьхайской революции Чжан Бин-линь выступил и против лозунгов «уравнение прав на землю» и «национализация земли». Он писал: «Социализм в Европе и Америке трудноосуществим, что же говорить о Китае?! Кто предлагает установить единый земельный налог, тот хочет нарушить существующее равенство. У нас нет крупных помещиков, есть только промышленники и торговцы, имеющие доход больший, чем крестьяне, но это вполне можно урегулировать, чтобы улучшить положение бедных за счет богатых. Почему же нужно заботиться только о землепашцах?». Чжан Бин-линь предлагал зафиксировать существующий размер самого крупного землевладения как допустимый потолок для землевладельцев страны. Тем самым он хотел узаконить крупное помещичье землевладение. Аргументируя против национализации земли, Чжан Бин-линь писал: «Национализация земли, т. е. захват земли у помещиков для передачи бедным крестьянам, противоречит законам справедливости, а чтобы выкупить земли по прежним ценам, у государства не хватит средств; вот почему этот лозунг неосуществим». Тут же Чжан Бин-линь добавлял: «Этот лозунг, равно как и «принцип народного благоденствия» есть предельная глупость». Это уже буквально повторяет фразеологию Ляп Ци-чао во время полемики с революционерами в 1905— 1907 гг., когда Чжан Бин-линь находился в противоположном лагере, редактируя «Миньбао». Чем же объясняется такой крутой поворот? Ответ нетрудно найти. В партии Чжан Бин-линя первые роли играли крупные помещики: Чжаи Цзянь, Чэн Дэ-цюань, Фан Вэнь-чжи и др.
Правда, находясь на службе у Юань Шикая, Чжан Бин-линь выступил против Кан Ю-вэя, требовавшего объявить конфуцианство государственной религией, и против попытки Юань Ши-кая восстановить монархию. После этого Чжан Бин-линь даже впал в немилость и находился в заточении, во время которого он отредактировал свою старую работу «Цюшу» («Советы и размышления»), переименовав ее в «Цзяньлунь» («Самокритика»), выбросив наиболее прогрессивные статьи, исправив все радикальные выражения.
После смерти Юань Ши-кая Чжан Бин-линь был освобожден, прибыл на юг, сотрудничал с Сунь Ят-сеном в правительстве защиты конституции. Но вскоре он переехал в Шанхай, где, переработав свои прежние сочинения, издал «Сборник различных сочинений Чжана».
Став идеологом феодальных помещиков, Чжан Бин-линь превратился в реакционного философа, углубившегося в древние каноны и защищавшего консервативные учения. Он выступал против реформы китайского литературного языка, отрицал научное значение открытия древнейших китайских надписей на костях. Писал он теперь в старинном, витиеватом стиле, пытался возродить древнейшие формы иероглифов, вообще игнорировал требования современности. Впоследствии Чжан Бин-линь стал ректором университета в Шанхае и главой школы Вэнь чжи («Правление ученых»), которая настаивала на передаче управления в руки ученых, представ-вляющих китайские традиционные взгляды.
В 1931 г., когда Япония оккупировала северо-восточные провинции Китая, Чжан Бин-линь выступил со статьей против капитулянтской политики гоминьдановского правительства и послал телеграмму командованию 19-й армии, выразив свое восхищение героизмом ее солдат. В последние годы жизни Чжан Бин-линь читал лекции в Сучжоу. Умер он в 1936 г. Об этих его последних годах Лу Синь писал: «Чжан Бин-линъ стал ученым, ушедшим на покой, отгородил себя от эпохи глухой стеной, созданной им самим и при помощи других».