История Китая ЮАНЬ ШИ - КАЙ. Захват власти
4 ноября 1913 г., «идя навстречу пожеланиям властей в провинциях», Юань Ши-кай издал указ о роспуске гоминьдана. Вслед за тем у 438 гоминьдановских депутатов были отобраны парламентские мандаты и знаки отличия. Поскольку в парламенте не стало таким образом необходимого кворума, он фактически перестал существовать. Вместо парламента Юань Ши-кай учредил Центральное политическое совещание, состоявшее из высших чиновников провинций, представителей министерств и специально назначенных президентом лиц. Парламент, состав которого был избран всего за девять месяцев до этого, прекратил свое существование. Декрет о роспуске всех провинциальных собраний и всех местных самоуправлений был издан 28 января. Республиканские институты, рожденные Синьхайской революцией, были полностью ликвидированы.
Юань Ши-кай пытался полнейший произвол облачить в одежды законности. Решением Центрального политического совещания было учреждено Законодательное совещание, состоявшее из крупных сановников и помещичье-буржуазной интеллигенции. На открытии этого нового законодательного учреждения 18 марта 1914 г. Юань Ши-кай выступил с речью, 264 полной выпадов в адрес авторов первой республиканской временной конституции 1912 г. Считая ее «опасной для республики», президент потребовал ее окончательной отмены и утверждения новой конституции, предоставляющей неограниченные полномочия ему самому. Такая конституция, содержавшая 10 глав и 68 статей, была опубликована 1 мая 1914 г.
Новая конституция предусматривала замену парламента Законодательной палатой (ст. 17), которую созывает по своему усмотрению президент. Он же по согласованию с Цань-чжэнь юань (Политическим советом) может распустить Законодательную палату. Члены Политического совета назначаются, разумеется, тоже президентом. В соответствии со ст. 18 только президент имеет право вносить законопроекты. Принятые Законодательной палатой законы или решения президент с согласия Политического совета может отвергнуть, если они «вредны или трудновыполнимы». По новой конституции (ст. 34, ч. 2) состав судебных органов также назначался и сменялся президентом (ст. 44).
Новая конституция предусматривала ликвидацию подотчетного законодательному органу кабинета министров и устанавливала президентскую систему правления (ст. 39). Президенту предоставлялись обширнейшие полномочия (ст. 14— 29). Он объявлял войну и заключал мир, утверждал договоры и соглашения с иностранными государствами, устанавливал систему административного управления в центре и на местах, назначал государственных чиновников и послов, распоряжался государственной казной, объявлял чрезвычайное положение, издавал чрезвычайные декреты, имевшие силу закона, и т. д. Президенту присваивался титул генералиссимуса, он становился верховным главнокомандующим вооруженных сил, он же устанавливал систему и структуру армии и флота.
В разделе конституции, посвященном правам и обязанностям граждан (ст. 4—13), неизменно подчеркивалась формула: «В рамках закона» или «согласно закону». Законы же, как мы знаем, устанавливались президентом. Иначе говоря, права и обязанности граждан определялись по воле президента.
20 июня 1914 г. Юань Ши-кай обнародовал состав Политического совета, в который вошли его проверенные ставленники. Через полгода по предложению этого совета было вынесено решение об изменении закона о выборах президента и о продлении срока его полномочий до 10 лет с правом баллотироваться на каждых последующих выборах. Йовый закон предоставлял Политическому совету право в случае необходимости продлевать полномочия президента и без новых выборов. По этому закону только сам президент мог рекомендовать кандидатуру своего преемника.
После опубликования новой конституции Юань Ши-кай немедленно ликвидировал Государственный совет (кабинет министров) и взамен создал Бюро по политическим делам (Чжэньшитан) при президенте. Вместо поста премьера был учрежден пост государственного секретаря с правами первого министра. На этот пост Юань Ши-кай назначил Сюй Ши-ча-на, который начал активно готовить реставрацию монархических порядков. По образцу прошлого императорского управления был учрежден сан «правого министра» — «первого тайного советника» и «левого министра» — «второго тайного советника». Были восстановлены высшие сановные дворянские титулы, которые Юань Ши-кай щедро даровал не только преданным его помощникам, занимавшим высокие государственные посты, но и лицам, принадлежавшим к «оппозиционной» партии.
Юань Ши-кай и Сюй Ши-чан создали огромный чиновничий аппарат, учредили массу фиктивных должностей, назначали всевозможных «советников» с высокими окладами — в сотни и даже тысячи юаней в месяц. Этим путем им удалось подкупить политиканов самого различного толка. На всех ступенях государственной лестницы царили коррупция, произвол и казнокрадство. Ко всему этому примешивалось раболепное подчинение некоронованному самодержцу Юань Шикаю.
В разгар кампании «за возрождение старины» политические спекулянты и ученые старой школы начали открыто высказывать надежды на реставрацию монархического строя, заявляли о непригодности республиканской системы в условиях Китая. Отдельные монархически настроенные ученые, не поняв подлинных намерений Юань Ши-кая, откровенно стремившегося стать императором, проявляли огромное рвение, призывая в своих статьях и речах к «возвращению власти цинской династии». В конце концов это вызвало гнев Юань Ши-кая. Под угрозой строгого наказания он запретил подобную пропаганду.
Разгром буржуазно-демократических институтов и утверждение военно-феодальной диктатуры означали поражение Синьхайской революции.