История Китая Реформа языка и создание новой литературы
Исходя из примата формы над содержанием, Ху Ши считал возможным игнорировать само существо литературы, рассматривая форму как самодовлеющую. Он утверждал, что «основой литературы является письменность и поэтому первый этап литературной революции заключается в разрешении проблем письменности». И далее: «Литература — лишь доскональное знание языка и письменности». «Неразумно и преждевременно,— подчеркивал он,— говорить об обновлении содержания». Ху Ши не интересовало, какие чувства пробудит художественное произведение, какие идеи сделает оно понятными и доступными. Отрывая содержание от формы, провозглашая последнюю основой творчества, Ху Ши подводил «теоретическую базу» под проповедь формализма и натурализма. Агностик, отрицавший существование «объективной системы, мироздания», Ху Ши фактически отрицал и объективное содержание художественного творчества, его зависимость от действительности.
Чэнь Ду-сю констатировал, что вопрос о создании литературных произведений на байхуа можно считать решенным и не вызывающим споров, пытался поставить вопрос о содержании новой литературы. В статье «Теория литературной революции» он стремился обосновать следующие требования: «уничтожить вычурную литературу, отвечающую запросам и вкусам аристократов, создать народную литературу; уничтожить прогнившую классическую литературу и создать реалистическую литературу; уничтожить педантичную и тусклую «пейзажную» литературу и создать ясную и популярную социальную литературу». Чэнь Ду-сю полагал, что аристократическая, классическая и «пейзажная» литература имеет общие недостатки, свойственные культуре феодальной эпохи, и призывал к созданию новой народной литературы. Однако, видя в «литературной революции», в создании «народной литературы» отправной пункт политического преобразования страны, Чэнь Ду-сю одновременно заявлял, что литература должна стоять вне политики и над политикой. «Литература не должна давать определенной установки,— писал он,— иначе повторится прежнее зло, когда литература была средством пропаганды определенной доктрины... Роль литературного творчества отличается от роли языка. Эстетическое чувство и мастерство, как и литературное искусство в целом, должны быть независимы».
Цель литературы, утверждал Чэнь Ду-сю, сводится к «описанию природы, созданию образов, изложению мыслей, к умению... воздействовать на чувства читателей... Других целей у литературы быть не может». Он считал натурализм «шагом вперед в сравнении с реализмом»,поскольку, по его словам, «натуралистическая литература правильно описывает действительность без нарочитого убеждения и предубеждения о красоте или безобразии, о хорошем и плохом, о правде и кривде». Таким образом, эстетические воззрения Чэнь Ду-сю в какой-то мере смыкались со взглядами Ху Ши.
Огромную роль в борьбе за новую литературу сыграл Лу Синь, творчество которого в этот период характеризуется демократизмом, подлинным реализмом. Не только публицистические выступления, но и художественные произведения Лу Синя тех лет посвящены острейшим социальным проблемам.
Выступая решительным противником всяких шаблонов в литературе (нетолько старых, китайских, но и новых, «заморских»), Лу Синь стоял за творчество новаторское, правдиво отражающее действительность. «Я начал писать рассказы в 1918 г., когда журнал «Синь циннянь» призывал к «литературной революции»,— вспоминал впоследствии Лу Синь.— Это движение, конечно, теперь отошло в историю литературы, но тогда оно, несомненно, было революционным движением. Мои произведения на страницах «Синь циннянь» соответствовали духу времени. Мне кажется, что эти произведения можно считать действительно революционными по тому времени». Лу Синь был первым китайским писателем, чье творчество явилось воплощением в жизнь революционных принципов новой культуры.