Такой же точностью отличаются и другие описания Чжан Цяня. Об озере Иссык-Куль он рассказал настолько правильно, что в XIX в. эти данные использовал в своем труде известный русский путешественник и востоковед В. В. Бартольд.
Великий землепроходец Чжап Цянь составил свой отчет не для того, чтобы прославиться при дворе или в кругу ученых. Вся его жизнь, вся деятельность были подчинены одной задаче: открыть своему народу путь в дальние страны.
После возвращения из плена ему довелось участвовать в походе китайской армии против гуннов. Поход закончился победой Китая, гунны были отброшены от пути в Среднюю Азию. Эта победа позволила Чжан Цяню предпринять второе путешествие на запад. Теперь (это было между 118 и 115 гг. до н. э.) до самого озера Лобнор на запад тянулась цепь китайских военных постов. Чжан Цянь обосновался у берегов озера Иссык-Куль, где уже побывал однажды. Отсюда он направлял посольства во многие области Средней Азии. При его участии был открыт сквозной торговый путь через перевалы Тянь-Шаня в Семиречье.
Вскоре китайский император предпринял несколько походов в Среднюю Азию. Местное население упорно сопротивлялось завоевателям. Эти войны истощили Китай, раздвинуть его границы по ту сторону Тянь-Шаня императорам в конечном счете не удалось.
Но путешествие Чжан Цяня имело последствия куда более важные, чем военные удачи и неудачи китайских феодалов. Чжан Цянь умер около 110 г. н. э. Усилиями других народов Великий шелковый путь из Средней Азии был продолжен до Средиземного и Черного морей.
Быстрота, с которой раздвинулись географические горизонты после путешествия Чжан Цяня, удивительна. Этот скачок напоминает тот, который произошел после путешествий Колумба и Васко да Гама. В 138 г. до и. э., когда Чжан Цянь отправился в свое первое путешествие, китайцы почти ничего не знали о странах, расположенных к западу от реки Хуанхэ. Во время второго путешествия Чжан Цяня китайские послы побывали уже за много тысяч километров от Хуанхэ — в Парфии. А Парфия была соседом Римской империи. Вместе с этим посольством ко двору китайских императоров прибыли первые выходцы из восточных областей Римской державы.
Не все из того, о чем мечтал Чжан Цянь, могло быть осуществлено при его жизни или в ближайшие годы после его смерти. Прочные связи между Китаем и Индией установились только в I в. н. э. Но путь в Индию через Южный Китай был проложен именно по тому направлению, которое указал Чжан Цянь: через Юннань и Бирму, к Ассаму и далее в Бенгалию и долину Ганга.
Позднее был освоен и другой путь в Индию — с севера, через оазисы Тарима и горный хребет Гиндукуш. В V в.н. э. этим путем прошел китайский путешественник Фа Сянь. А назад в Китай он вернулся морем. Фа Сянь оставил интересное описание своего путешествия, важное и для исторической, и для географической науки. Не менее ценное описание поездки в Индию оставил путешественник VIII в. н. э. Цзя Дань. Но ни Фа Сянь, ни Цзя Дань не открыли ничего нового. К их времени жители стран Восточной Азии привыкли бывать в гостях друг у друга, пользуясь и сухопутными, и морскими путями. Это было заслугой, прежде всего, двух великих народов — китайского и индийского.
Мы уже говорили, что Великий шелковый путь и другие пути, проложенные между странами Азии, имели не только торговое, но и культурное значение. Это убедительно доказал еще сам Чжан Цянь. Великий землепроходец доставил на родину из Средней Азии семена винограда и кормовой травы — люцерны. Обмену товарами сопутствовал обмен открытиями, изобретениями, произведениями литературы и искусства.
На протяжении многих веков путь, проложенный Чжан Цянем, был, однако, не только путем мирных караванов, но и путем завоевателей. В наши дни он стал подлинной дорогой мира и дружбы народов. По этому направлению проложена железная дорога Ланьчжоу — Алма-Ата. Она еще крепче связала две великие социалистические державы — Советский Союз и Китайскую Народную Республику. Всюду, где ступала нога Чжан Цяня, с войнами покончено навсегда.
О торжестве мира мечтал под звездным небом пустынь Центральной Азии выдающийся китайский географ и путешественник XIII в. Чан Чунь. Чан Чунь был современником опустошительных войн, которые вел жестокий монгольский правитель Чингис-хан. Свое путешествие из Северного Китая в Среднюю Азию он совершил в 1221— 1223 гг. по вызову завоевателя. Последний находился тогда в Балхо и решил воспользоваться познаниями выдающегося китайского ученого и поэта, знатока астрономии, истории, географии.
Чан Чунь не мог не выполнить требования грозного владыки. Но зверства и разрушения, которые произвели орды Чингис-хана, вызвали в нем глубокое негодование. «Некогда здесь рощи доходили до небес, а теперь селения виднеются кое-где: без числа погибло живых тварей от острия меча; сколько прекрасных жилищ обратилось в серый пепел!» — писал Чан Чунь. Войны представлялись ему бессмысленными и бесчеловечными, все его помыслы были направлены к миру. «Десять лет, на 10 тысяч ли, движутся военные орудия; но рано или поздно войска возвратятся, и водворится мир».
До нас дошли наблюдения Чан Чуня, которые записал один из его учеников. Многое роднит их со знаменитым отчетом Чжан Цяня. Чан Чунь пишет простым и ясным языком. Наблюдения его восхищают своей сжатостью и обстоятельностью.
Проезжая по той или иной области, Чан Чунь не забывает отметить характер местности и растительности, количество осадков и колебания температуры. Говоря о реках, он указывает их направление, глубину, качества воды, характер берегов. Не ускользают от его внимания и занятия жителей, техника земледелия, способы орошения и хранения урожая. Всюду, где бывал Чан Чунь, он узнавал, что ввозится и вывозится из страны, какие существуют в ней города, каковы расстояния между главными населенными пунктами.
Мы уже рассказывали о путешествии посла римского папы Плано Карпини. Карпини совершил путешествие в ставку монгольского хана с запада на восток всего через 20 лет после того, как Чан Чунь совершил это путешествие с востока на запад. Для современной ему Западной Европы Карпини был ученым человеком. Но его записки полны всяких сказок и небылиц, которых и в помине нет в труде Чан Чуня. Так получилось, конечно, не потому, что Карпини был легковерен. Напротив, этот дипломат был достаточно хитер и проницателен. Все дело в том, что в XIII в. европейская наука намного отставала от китайской. Карпини слыл ученым в Риме, но его назвали бы невеждой в Пекине. И это, разумеется, но вина самого Карпини. В то время, например, никто в Западной Европе не занимался изучением солнечных затмений. Это явление природы вызывало там суеверный ужас, воспринималось как знак «божьего гнева». А Чан Чунь и его ученики собирали в пути сведения о том, как проходило затмение в различных местах. В своих записках он дает этому явлению вполне научное объяснение.
Из тех же записей видно, какие большие перемены внесло общение между народами в жизнь и облик посещенных им стран. Во времена Чжан Цяня Китай был единственной страной, где умели получать шелк. А Чан Чунь сообщает о Средней Азии: «Жители занимаются земледелием и шелководством».
Как и отчет Чжан Цяня, книга Чан Чуня «Описание путешествия на Запад» принесла большую пользу не только современникам этих путешественников. Эта книга уже в прошлом веке была переведена на русский язык знаменитым китаеведом Кафаровым. Ею пользовались такие видные русские путешественники и исследователи Средней Азии, как Бартольд, Лерх, Минаев.
Труд Чан Чуня, написанный в XIII в., помогает ответить и на такие вопросы, которые возникают при изучении географии XX в. Столица Казахской ССР — город Алма-Ата — получила такое название только в годы советской власти. Откуда же идет название «Алма-Ата», то есть «Отец яблок»? Оказывается, оно вовсе не новое, а очень древнее. Описывая предгорные районы Средней Азии, Чан Чунь писал: «Мы прибыли в город Алима. Мы остановились в западном плодовом саду. Туземцы называют плод по-своему, алима, а так как здесь много плодов, то они и назвали город именем плода».