История Китая История китайского фарфора
Китайским мастерам, конечно, повезло. Фарфоровый камень не встречается ни в одной стране, кроме как на их родине. В других государствах, для производства фарфора приходится отдельно добывать, перемалывать и смешивать полевой пшат и кварц.
Однако впервые получить фарфоровую массу было вовсе нелегко. Для этого требовалось, прежде всего, умение не только находить нужные горные породы, но и распознавать скрытые в них качества.
Но даже обладая всеми видами сырья, которые нужны для производства фарфора, очень трудно наладить производство фарфоровых изделий. Производство это настолько сложное, что само но себе говорит о высоком уровне, которого достигли наука и техника в средневековом Китае.
Начать с того, что белую глину — каолин — нужно было подвергнуть очень тщательной обработке. Мы уже говорили, что ее нужно размолоть. Но одного этого мало. После размола каолин разбалтывали в чане, наполненном водой. Вода уносила разные примеси, а очищенная от них глина оседала на дне. Полученную таким путем массу затем прессовали. Этим приключения каолина, однако, не завершались. Глиняное тесто несколько лет хранили под землей. Благодаря этому глина становилась мягкой и нежной.
У фарфорового камня была такая же сложная судьба. Его растирали и промывали, а к полученному порошку добавляли немного извести. Из этой массы прессовали плитки, которые китайские мастера называли «белыми кирпичиками». Такие кирпичики отправляли на фарфоровые заводы. Здесь в большом чане, в который была налита вода, смешивали размельченные кирпичики фарфорового камня с извлеченным из-под земли глиняным тестом.
Содержимое чана пропускали через тонкое сито из конского волоса, а затем через мешок из плотного шелка и разливали в глиняные сосуды. Спустя некоторое время воду сливали. А влажную смесь заворачивали в полотно, клали на особый стол и прессовали кирпичами. Затем эту смесь перекладывали на каменные плиты и переворачивали деревянными лопатками, чтобы из нее было легче лепить нужные предметы.
Только после этого за фарфоровую массу принимались китайские гончары. При помощи гончарных кругов и простейших токарных станков они изготовляли самые разнообразные изделия. Между гончарами существовало строгое разделение труда. Один сосуд проходил через руки семидесяти рабочих.
Предметы, изготовленные гончарами, просушивались или подвергались легкому обжигу. Сушка порою продолжалась около года. Но и по прошествии этого года оставалось сделать еще очень много.
После сушки надо было покрыть изделия глазурью (так делается и теперь). Именно глазурь после обжига делает поверхность фарфора гладкой, блестящей и непроницаемой для воды. Глазурь применяли в Китае уже около 3000 лет назад. В то время ее наносили на различные изделия из белой глины, которые еще не были фарфором.
Состав глазури не простой. Ее приготовляют из размельченного каолина, полевого шпата, кварца и гипса, смешанных с водой. Сама по себе глазурь бесцветная, но если добавить к ней окислы некоторых металлов (то есть соединения их с кислородом), то она окрашивается в тот или иной цвет.
Небольшие фарфоровые изделия «купали» в чанах с глазурью. А большие вазы обдувались глазурной пылью. Для этого рабочие дули в специальные трубочки с чашечками на конце. Эти чашечки наполнялись глазурным порошком с водою. При обдувании порошок распылялся по стенкам сосуда.
В первые века после изобретения фарфора изделия из него до покрытия глазурью обычно расписывали особыми красками. Краски эти большей частью представляли собой окислы металлов. Если художники хотели получить зеленый цвет, они пользовались окислом меди, если фиолетовый— окислом марганца, если синий — окислом кобальта. А тому, кто предпочитал розовый цвет, приходилось расщедриться на окисел золота.
Надглазурная роспись делается иными красками, чем подглазурная. Состав этих красок еще более сложный. В Китае они представляют собой сплав свинца, олова и других металлов с бурой, стекольным порошком и кварцем. Смесь эта белая, но, добавляя к ней окислы различных металлов, можно придать ей любую окраску.
Теперь посмотрим, как обжигался фарфор в средневековом Китае. Печь для обжига походила на дом. Площадь этого «дома» составляла 120 кв. м, высота — 3 м, глубина фундамента — 3 м.
Изделия, приготовленные для обжига, ставили в коробки из огнеупорной глины, которым не страшен жар накаленной печи. Эти коробки закладывали в печь. Для больших ваз готовили целые столбики подобных огнеупорных коробок, которые соединялись серой глиной.
Затем отверстие печи закладывали кирпичами и замазывали глиной. Открытой оставляли только самую топку. На самом верху печи было устроено несколько небольших отверстий, которые закрывались черепками. Осторожно отодвигая черепки, опытный мастер внимательно следил за обжигом.
Обжиг продолжался несколько суток. Но и после того, как он заканчивался, изделия приходилось оставлять в печи еще на 1—3 суток: коробки из огнеупорной глины настолько накалялись, что войти в печь сразу было невозможно. Когда же рабочие, наконец, входили в печь за готовым фарфором, им приходилось сначала смачивать одежду холодной водой и надевать перчатки из десяти слоев ваты. А почему же нельзя было еще повременить? Потому что печи нельзя дать остыть. Жар, который в ней оставался, тоже можно было использовать. После того, как из поостывшей печи забирали готовые изделия, в нее ставили новую партию фарфора, только уже не для обжига, а для подсушки.
Фарфор, расписанный надглазурными красками, вторично обжигали в особых печах, называемых муфельными. Эти ночи окружала двойная стена. Пространство между стенками заполнялось углем. Когда печь растапливалась, се дверцу наглухо запирали и отпирали только через 1—3 суток. Горение угля не прекращалось благодаря тому, что во внутренней стенке пробивались снизу отверстия, через которые проходил воздух. Температура в этих печах поддерживалась сравнительно невысокая. Поэтому глазурь расплавлялась лишь слегка, а нанесенные на нее краски приплавлялись к поверхности изделия, сохраняя свой цвет.
Кроме посуды, ваз, статуэток, китайцы научились изготовлять из фарфора и другие предметы. В садах императоров и феодалов вместо чугунных и деревянных скамей, к которым мы привыкли, стояли фарфоровые. А в 1455 г. в китайском городе Нанкине было построено из фарфора целое здание, высотой в 80 м. Оно простояло более 400 лет.
Производство и продажа фарфора приносили огромные барыши императорам, чиновникам, купцам. Но правители феодального Китая не только наживались на фарфоре, продавая его в другие страны, не только украшали им свои дворцы. Тупые и жестокие, они использовали труд мастеров фарфора для злого, страшного дела. Императоры и феодалы заказывали на заводах большие вазы самой причудливой формы. Рабочие вкладывали в эти вазы все свое умение. Когда же заказчик получал вазу, он сажал в нее маленького ребенка, отнятого у родителей. Ребенок рос в вазе, и тело его приобретало такую же причудливую форму. Здоровый, нормальный ребенок превращался в уродца. Такие уродцы прислуживали на пирах, феодал или императорский чиновник хвастались ими перед своими гостями как диковинкой. Фарфоровая ваза — это чудесное создание человеческого гения — становилась орудием подлого преступления.
Жертвами феодального гнета становились и сами создатели китайского фарфора. Они работали с раннего утра до позднего вечера, задыхаясь в пыли, жили впроголодь. Начальники и надсмотрщики жестоко избивали их за малейшую оплошность или просто так—чтобы отвести душу.
О тяжелой доле мастеров фарфора повествует сказание о Пу Цае. Однажды на императорский фарфоровый завод, где работал Пу Цай, пришел строгий приказ самого повелителя китайцев: изготовить огромную вазу самой причудливой формы. Сколько ни бились искусные мастера, ваза каждый раз трескалась при обжиге. А за невыполнение приказа им грозила смерть. Китайцы верили, что если мастер пожертвует жизнью ради общего дела, усилия его товарищей непременно увенчаются успехом. И-Пу Цай решил отдать свою жизнь, чтобы спасти товарищей по работе. Он кинулся в раскаленную печь и тут же сгорел.
Когда потом из печи вынули огромную вазу, на ней не было ни трещинки. Друзья Пу Цая остались живы. В память об ого подвиге была изготовлена специальная доска с надписью.
Пу Цай жил, однако, только в сказании. А как звали тех замечательных умельцев, которые действительно жили в средневековом Китае и первыми создали фарфор?
Для всех, кто увлекается спортом и активным образом жизни фитнес клубы Донецка с радостью открывают свои двери. Вам лишь остается выбрать клуб, который наиболее подходит Вам по своему территориальному расположению и графику работы. Я уверен, что среди огромного выбора клубов вы сможете выбрать тот, который наиболее подходит именно Вам.