Мэнь-шэнь — божества-хранители небесных врат
Что касается самого Ли-тяньвана, то он почитался как один из четырех Великих Небесных Царей (тянь — «небо», ван — «князь, царь»). Они носили имена Ли, Ма, Чжао и Вэнь. Это были стражи, охранявшие небесные врата, расположенные по четырем сторонам света. Их изображали в виде четырех воинов устрашающего вида в полном вооружении, чтобы отпугивать нечистые силы и низшие существа, пытающиеся проникнуть на небо.
Хранители ворот и дверей — не только небесных, но и земных — занимали заметное место в китайском пантеоне. Их общее наименование было мэнь-шэнь (мэнь — «ворота», шэнь — «божество»).
Древние сказания повествуют о братьях Шэнь- ту и Юйлэй, охранявших врата, ведущие в царство духов. По вечерам многочисленные бесы покидали свою обитель, устремляясь в мир людей. Возвращались они, не дожидаясь первого крика петухов, причем Шэньту и Юйлэй проверяли каждого из духов: РЬ обидел ли он добрых людей, не совершил ли безрассудно жестоких поступков. Провинившегося связывали тростниковой веревкой и отправляли на съедение огромному тигру. Шэньту и Юйлэй держали бесов в страхе, и те не осмеливались вести себя слишком зловредно.
С образами этих небесных стражей была связана традиция — дарить человеку, которому исполнялось тридцать лет, деревянные изображения Шэньту и Юйлэя с тростниковой веревкой в руках. Фигурки ставились по обе стороны от ворот, а на воротах рисовали огромного тигра, который должен был охранять дом от нечисти, пожирая ее. Иногда поступали проще: рисовали Шэнь- ту и Юйлэя на дверях или даже писали только их имена, одно начертание которых приводило в трепет злых бесов.
В более поздние времена в качестве духов дверей были обожествлены двое полководцев: Цинь Шубао и Ху Цзиндэ. По преданию, один из китайских императоров, будучи болен, увидел в своих покоях беса. Тогда государь позвал Цинь Шубао и Ху Цзиндэ и приказал им охранять вход в спальню. Бесы больше не появлялись. Спокойно проведя остаток ночи, император приказал живописцам нарисовать портреты обоих сановников и вывесить их на дверях во дворце.
Впоследствии эти полководцы стали духами дверей в аристократических домах, постепенно их изображения стали вывешивать на дверях общественных зданий, храмов (кроме буддийских), частных домов. Цинь Шубао и Ху Цзиндэ стали популярными персонажами новогодних народных картин (лубков), на которых духи-полководцы с алебардами в руках имели весьма грозный вид.
Своих особых хранителей имели буддийские монастыри и храмы. Двери этих зданий охраняли статуи целань-шэнь (целань — «обитель, монастырь», шэнь — «дух»). Они изображались в виде вооруженных воинов устрашающего вида, попиравших ногами демонов.
В этой роли нередко выступали также четыре Небесных Царя или небесный воитель Вэйто, про которого рассказывали, что ему сам Будда Шакья- муни перед уходом в нирвану велел хранить закон. Вэйто описывали как военачальника, изгоняющего бесов и бесовок и вливающего в монахов новые силы, освобождая их от сомнений. Особо подчеркивали его стремительность при преследовании злых духов. Вэйто обычно изображается в латах и шлеме, сложенные вместе руки прижимают к плечам горизонтально расположенный меч.
На правах рекламы
Вы решили уйти от шума и грязи большого мегаполиса и построить свой дом на тихом и чистом участке за городом? Я могу только поддержать Ваше решение и посоветовать Вам великолепные
проекты домов, среди которых вы сможете выбрать более всего устраивающий Вас.