Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

История ушу

Эпоха династии Хань

Войны и завоевательные походы империи «Западная Хань» и императора «Золотого века» У-ди

Династия Хань (III в. до н.э.—III в. н.э.) пришла к власти в Поднебесной в результате народного восстания и пятилетней кровавой гражданской войны. Молодая, набирающая силу, могучая империя эпохи «Западная Хань» (206 г. до н.э-8 г. н.э.) осуществила ряд успешных завоевательных походов на юг к границам Индии и Бирмы, на запад в Тибет, в Маньчжурию, оттеснив на север кочевые племена, в Корею и в районы Центральной Азии. Залогом успехов и побед ханьцев, жизнеспособности, политической и экономической мощи им­перии явились совершенные по тем временам методы военной подготовки и высокий уровень военной науки.

До этого времени Китай часто страдал от регулярных опустошительных на­бегов кочевников сюнну (гуннов). Летописи «хань-шу» отмечают, что сюнну -отличные наездники, прекрасно умели стрелять на скаку, были выносливы и жестоки в бою. Император «Золотого века» У-ди (140-87 гг. до н.э.) решает покончить с таким положением и создает мобильные конные подразделения, которые стали хновной силой в борьбе против сюнну. Против кочевников применили их же собственную тактику внезапных ударов. Военные кампании 127-119 гг. до н.э. принесли ханьским войскам значительные успехи.

Еще одним объектом экспансии в период правления У-ди становится Ко­рейский полуостров. В 109 г. до н.э. Поднебесная наносит удар по первому древнекорейскому государству Чосон с двух сторон: одна армия наступает че­рез Ляодун, другая - через Бохайский залив. На захваченных территориях со­здаются новые уезды и округа.

Подробнее...

Империя Цинь

В конце III века до н.э. после многочисленных междоусобных воин на тер­ритории раннего Китая возникает единое государство-империя Цинь (221-207 гг. до н.э.). Радикальные реформы Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.), первого императора династии, ликвидировали политическую и экономи­ческую раздробленность страны и позволили в числе прочих нововведений сформировать упорядоченную систему военной подготовки. Каждый воин был обязан освоить фехтование на мечах, копьях, алебардах, стрельбу из лука, ар­балета, пройти обучение бою в пешем строю и на воде, а также уметь без ору­жия противостоять неприятелю. Поэтому цзюэ-ди являлась обязательной в обучении и тренировке солдат.

Следует подчеркнуть, что для обучения и практической тренировки воинов традиционно использовались ритуализованные формы в виде заданных танце­вально-боевых упражнений и комплексов и, кроме того, допускался произ­вольный спарринг. Большинство боевых танцев с копьями, мечами, трезубца­ми и другими видами оружия, а также цирковое искусство, управление колес­ницами и т.п. в этот период были сведены в комплекс «Байси» (Ста игр) или по-другому «Цзюэдиси» (представления). Поединки без оружия в нем были представлены борьбой цзюэ-ди и шоу-бо.

Подробнее...

Исследование истории возникновения и развития боевых систем Китая

Характерные особенности китайской историковедческой науки и литературных источников

В современном мире воинские искусства Востока до настоящего времени нызывают немало жарких споров, дискуссий, разноречивых суждений, взаи­моисключающих точек зрения. Это касается в той или иной мере видов, сти­лей, техники национальных школ, тактики, методики обучения, правил сорев­нований, места в жизни и в системе физического воспитания и т.д., а также многих сфер истории, науки, культуры и искусства, с которыми соприкасают­ся, взаимодействуют и контактируют боевые единоборства.

В данной главе предпринята попытка выполнить детальный, хронологиче­ский, историковедческий анализ зарождения, развития, становления, совер­шенствования и распространения по всему миру этого уникального культуро­логического явления из глубин древности до наших дней. С целью поставить точку (а может, очередное многоточие?) в неутихающей полемике, ведущейся в ряде стран за приоритеты «величайшего культурного достояния» одной на­ции, «неотъемлемой собственности» другой и «сильнейшего искусства само­обороны» третьей и т.д., и т.п.

Степень изученности любого исторического вопроса в значительной мере зависит от источников, которыми располагает исследователь, многое исходит от особенностей сохранившихся документов, объема, тщательности и точно­сти выполненной предшествующей работы в этой области и смежных направ­лениях. Значение архивных документов особенно возрастает, если сведения получают подтверждение или находят аналогию в других памятниках истории. Это дает возможность более полно реконструировать реальные факты про­шлого. Исследователь древнего Китая часто имеет дело с весьма своеобраз­ными текстами. Для традиционной историковедческой науки Поднебесной подчеркнуто характерны две особенности: представление об извечном и аб­солютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних наро­дов и отождествлении мифа с историческим фактом, вследствие чего проис­ходило неправомерное удревление, идеализация и канонизация прошлого. По своему содержанию история становилась прямым продолжением мифоло­гии и даже философии. В таких случаях целью восточной историографии яв­лялась не фиксация и обобщение объективных данных, а их интерпретация в свете господствующих в культурной традиции философско-религиозных уче­ний. К тому же в источниках нередко расходятся даты и цифры, разнятся на­звания и имена, что еще больше запутывает и без того неясную, расплывча­тую, туманную картину. Поэтому из массы разнообразного, противоречивого, часто тенденциозного, плохо или совсем не датированного материала, необ­ходимо было критически выбрать то, что может пролить свет на основные проблемы.

Подробнее...

Восточные боевые искусства как культурологическое явление: определение понятия; классификация; проблемы изучения

Восточные боевые искусства - явление многоликое, самобытное, сложное и уникальное. Представляют собой практически необозримый пласт многове­ковой, специфической, своеобразной культурной традиции и древней мудро­сти, зародившейся и развивавшейся в недрах великих и могучих цивилизаций Индии, Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, Бирмы, Лаоса, Таиланда, Малайзии и ряда других стран. Но наибольший вклад в развитие, совершенствование и доведение до уровня искусства, несомненно, принадлежит Китаю, Японии и Корее - самым в настоящее время динамично развивающимся странам этого района земного шара, которым во второй половине XX века историей суждено было сыграть роль активного пропагандиста, распространителя и междуна­родного спонсора традиционных воинских искусств Востока.

Нередко задается вопрос: «Почему боевые искусства, а не просто системы, комплексы подготовки, виды спорта, или приемы и методы тренировки?» Ответ патриархов и специалистов звучит достаточно просто и убедительно. Искусство не имеет пределов, не терпит рутины, не знает границ и, однажды возникнув, не кончается никогда. Искусство требует не догматического повторения давно ус­тановленных архаичных форм и канонов, а проникновения в элементы и фено­мены, не скольжения по ним, а осмысленного восприятия каждого движения и творчества, развивающего у приверженцев самые разнообразные, иногда абсо­лютно неожиданные способности, позволяющие ему глубже познать себя, окру­жающий мир и самореализоваться в нем. Воинское искусство является сущест­венной частью культуры народов этого региона и образом жизни тех, кто посвя­тил им всего себя. Истинные адепты, великие мастера, поднимаясь к вершинам по ступеням совершенствования, через длительный процесс, порой всю жизнь, при постоянной работе над собой направляли развитие личности от техники и силы до утонченной интуиции внутренней гармонии, достижения этического идеала и реализации величия духа. И не случайно в определении этого процес­са заложено слово «Путь» («дао»- по-китайски, вьетнамски, «до»- по-японски, корейски), что символизирует непрерывный поиск и постоянное движение впе­ред. Так как путь по своей сути безграничен и беспределен.

Подробнее...

Боевые искусства Востока в Советском Союзе и России

В Советском Союзе, в 60-е годы, под патронажем Спорткомитета СССР полу­чила распространение спортивная модификация борьбы дзю-до, с 1964 года вклю­ченная в программу Олимпийских игр у мужчин и с 1992 года для женщин. Спорт­смены СССР достаточно быстро заняли высокое положение в новом виде едино­борств, чему спссобствовало ведущее положение в мире советской спортивной науки, широкое распространение в стране борьбы самбо и славные традиции под­готовки и выступлений на всех уровнях борцов вольного и классического стилей.

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе