История ушу
Войны и завоевательные походы империи «Западная Хань» и императора «Золотого века» У-ди
Династия Хань (III в. до н.э.—III в. н.э.) пришла к власти в Поднебесной в результате народного восстания и пятилетней кровавой гражданской войны. Молодая, набирающая силу, могучая империя эпохи «Западная Хань» (
До этого времени Китай часто страдал от регулярных опустошительных набегов кочевников сюнну (гуннов). Летописи «хань-шу» отмечают, что сюнну -отличные наездники, прекрасно умели стрелять на скаку, были выносливы и жестоки в бою. Император «Золотого века» У-ди (140-87 гг. до н.э.) решает покончить с таким положением и создает мобильные конные подразделения, которые стали хновной силой в борьбе против сюнну. Против кочевников применили их же собственную тактику внезапных ударов. Военные кампании 127-119 гг. до н.э. принесли ханьским войскам значительные успехи.
Еще одним объектом экспансии в период правления У-ди становится Корейский полуостров. В
В конце III века до н.э. после многочисленных междоусобных воин на территории раннего Китая возникает единое государство-империя Цинь (221-207 гг. до н.э.). Радикальные реформы Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.), первого императора династии, ликвидировали политическую и экономическую раздробленность страны и позволили в числе прочих нововведений сформировать упорядоченную систему военной подготовки. Каждый воин был обязан освоить фехтование на мечах, копьях, алебардах, стрельбу из лука, арбалета, пройти обучение бою в пешем строю и на воде, а также уметь без оружия противостоять неприятелю. Поэтому цзюэ-ди являлась обязательной в обучении и тренировке солдат.
Следует подчеркнуть, что для обучения и практической тренировки воинов традиционно использовались ритуализованные формы в виде заданных танцевально-боевых упражнений и комплексов и, кроме того, допускался произвольный спарринг. Большинство боевых танцев с копьями, мечами, трезубцами и другими видами оружия, а также цирковое искусство, управление колесницами и т.п. в этот период были сведены в комплекс «Байси» (Ста игр) или по-другому «Цзюэдиси» (представления). Поединки без оружия в нем были представлены борьбой цзюэ-ди и шоу-бо.
В современном мире воинские искусства Востока до настоящего времени нызывают немало жарких споров, дискуссий, разноречивых суждений, взаимоисключающих точек зрения. Это касается в той или иной мере видов, стилей, техники национальных школ, тактики, методики обучения, правил соревнований, места в жизни и в системе физического воспитания и т.д., а также многих сфер истории, науки, культуры и искусства, с которыми соприкасаются, взаимодействуют и контактируют боевые единоборства.
В данной главе предпринята попытка выполнить детальный, хронологический, историковедческий анализ зарождения, развития, становления, совершенствования и распространения по всему миру этого уникального культурологического явления из глубин древности до наших дней. С целью поставить точку (а может, очередное многоточие?) в неутихающей полемике, ведущейся в ряде стран за приоритеты «величайшего культурного достояния» одной нации, «неотъемлемой собственности» другой и «сильнейшего искусства самообороны» третьей и т.д., и т.п.
Степень изученности любого исторического вопроса в значительной мере зависит от источников, которыми располагает исследователь, многое исходит от особенностей сохранившихся документов, объема, тщательности и точности выполненной предшествующей работы в этой области и смежных направлениях. Значение архивных документов особенно возрастает, если сведения получают подтверждение или находят аналогию в других памятниках истории. Это дает возможность более полно реконструировать реальные факты прошлого. Исследователь древнего Китая часто имеет дело с весьма своеобразными текстами. Для традиционной историковедческой науки Поднебесной подчеркнуто характерны две особенности: представление об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов и отождествлении мифа с историческим фактом, вследствие чего происходило неправомерное удревление, идеализация и канонизация прошлого. По своему содержанию история становилась прямым продолжением мифологии и даже философии. В таких случаях целью восточной историографии являлась не фиксация и обобщение объективных данных, а их интерпретация в свете господствующих в культурной традиции философско-религиозных учений. К тому же в источниках нередко расходятся даты и цифры, разнятся названия и имена, что еще больше запутывает и без того неясную, расплывчатую, туманную картину. Поэтому из массы разнообразного, противоречивого, часто тенденциозного, плохо или совсем не датированного материала, необходимо было критически выбрать то, что может пролить свет на основные проблемы.
Восточные боевые искусства - явление многоликое, самобытное, сложное и уникальное. Представляют собой практически необозримый пласт многовековой, специфической, своеобразной культурной традиции и древней мудрости, зародившейся и развивавшейся в недрах великих и могучих цивилизаций Индии, Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, Бирмы, Лаоса, Таиланда, Малайзии и ряда других стран. Но наибольший вклад в развитие, совершенствование и доведение до уровня искусства, несомненно, принадлежит Китаю, Японии и Корее - самым в настоящее время динамично развивающимся странам этого района земного шара, которым во второй половине XX века историей суждено было сыграть роль активного пропагандиста, распространителя и международного спонсора традиционных воинских искусств Востока.
Нередко задается вопрос: «Почему боевые искусства, а не просто системы, комплексы подготовки, виды спорта, или приемы и методы тренировки?» Ответ патриархов и специалистов звучит достаточно просто и убедительно. Искусство не имеет пределов, не терпит рутины, не знает границ и, однажды возникнув, не кончается никогда. Искусство требует не догматического повторения давно установленных архаичных форм и канонов, а проникновения в элементы и феномены, не скольжения по ним, а осмысленного восприятия каждого движения и творчества, развивающего у приверженцев самые разнообразные, иногда абсолютно неожиданные способности, позволяющие ему глубже познать себя, окружающий мир и самореализоваться в нем. Воинское искусство является существенной частью культуры народов этого региона и образом жизни тех, кто посвятил им всего себя. Истинные адепты, великие мастера, поднимаясь к вершинам по ступеням совершенствования, через длительный процесс, порой всю жизнь, при постоянной работе над собой направляли развитие личности от техники и силы до утонченной интуиции внутренней гармонии, достижения этического идеала и реализации величия духа. И не случайно в определении этого процесса заложено слово «Путь» («дао»- по-китайски, вьетнамски, «до»- по-японски, корейски), что символизирует непрерывный поиск и постоянное движение вперед. Так как путь по своей сути безграничен и беспределен.