Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Восточные боевые искусства как культурологическое явление: определение понятия; классификация; проблемы изучения

Восточные боевые искусства - явление многоликое, самобытное, сложное и уникальное. Представляют собой практически необозримый пласт многове­ковой, специфической, своеобразной культурной традиции и древней мудро­сти, зародившейся и развивавшейся в недрах великих и могучих цивилизаций Индии, Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, Бирмы, Лаоса, Таиланда, Малайзии и ряда других стран. Но наибольший вклад в развитие, совершенствование и доведение до уровня искусства, несомненно, принадлежит Китаю, Японии и Корее - самым в настоящее время динамично развивающимся странам этого района земного шара, которым во второй половине XX века историей суждено было сыграть роль активного пропагандиста, распространителя и междуна­родного спонсора традиционных воинских искусств Востока.

Нередко задается вопрос: «Почему боевые искусства, а не просто системы, комплексы подготовки, виды спорта, или приемы и методы тренировки?» Ответ патриархов и специалистов звучит достаточно просто и убедительно. Искусство не имеет пределов, не терпит рутины, не знает границ и, однажды возникнув, не кончается никогда. Искусство требует не догматического повторения давно ус­тановленных архаичных форм и канонов, а проникновения в элементы и фено­мены, не скольжения по ним, а осмысленного восприятия каждого движения и творчества, развивающего у приверженцев самые разнообразные, иногда абсо­лютно неожиданные способности, позволяющие ему глубже познать себя, окру­жающий мир и самореализоваться в нем. Воинское искусство является сущест­венной частью культуры народов этого региона и образом жизни тех, кто посвя­тил им всего себя. Истинные адепты, великие мастера, поднимаясь к вершинам по ступеням совершенствования, через длительный процесс, порой всю жизнь, при постоянной работе над собой направляли развитие личности от техники и силы до утонченной интуиции внутренней гармонии, достижения этического идеала и реализации величия духа. И не случайно в определении этого процес­са заложено слово «Путь» («дао»- по-китайски, вьетнамски, «до»- по-японски, корейски), что символизирует непрерывный поиск и постоянное движение впе­ред. Так как путь по своей сути безграничен и беспределен.

 

 а) Определение понятия

Многогранное, интеграционное по значению определение (восточные бо­евые искусства - по-китайски у-шу, японски - бу-дзюцу, корейски таэквон­до, вьетнамски во-дао) в первоначальном, исторически сложившемся поня­тии объединяет практически не поддающееся учету огромное количество бо­евых искусств с применением всевозможных видов холодного оружия, и без него, в сражении, с одним или несколькими противниками, стрельбу и мета­ние различных снарядов, фехтование (на мечах, кинжалах, копьях, алебардах, палках и т.д.), вальтижировку, бой в пешем и конном строю, плавание, в пол­ном боевом снаряжении, знания элементов стратегии и тактики и многое-многое другое, то, что роднит все области человеческой деятельности, отно­сящейся к практике ведения войн и боевых действий. Внутри ушу, будзюцу и других имеется понятие «рукопашного боя», борьбы - боя против вооружен­ного или невооруженного противника (противников) голыми руками «цюань-шу» (по-китайски - искусство рукопашного боя с использованием ног) или «цюань-фа» (рукопашная, кулачная техника) в японском варианте - кэмпо». Японское слово «кэмпо», как синоним этого значения, записывается теми жеиероглифами, что и китайское «цюань-фа», корейское «квон-поп», вьетнам­ское «куэнь-тхуат». Его наиболее точный перевод - «учение кулака», «правед­ный закон кулака», «наука рукопашного боя». В ряду равнозначных наимено­ваний японский вариант получил наибольшее распространение в мире.

В настоящее время, адаптируясь к современным условиям и потребностям общества, восточные боевые искусства и понятие этого термина, имеющие ши­рокое хождение на Западе и в Европе, да и в самих странах восточно-азиатского культурного региона, трансформируясь, постепенно сужаются, локализуясь в ос­новном на единоборствах, т.е. поединках, когда встречаются два противника, использующие обширный материал приемов и методов структурно-технических действий, ведущихся, как правило, без применения оружия «голыми руками».

 б) Классификация

С тем, чтобы предпринять попытку разобраться в многообразии восточных боевых искусств, их необходимо разграничить, а затем объединить и сгруппи­ровать по наиболее характерным интегрирующим признакам.

Первым важным условием, отправной точкой данной классификации, яв­ляется общепринятое деление по национальной принадлежности: китайские у-шу, японские дзюцу, корейское таэквон-до и т.д.

Второе - все виды боевых искусств с применением оружия систематизи­руются по основным параметрам преобладания определенной техники дикту­емой формой, весом и свойствами функциональности данного вида оружия, подразделяемого на колющее, рубящее, ударное и т.п. В отдельное направле­ние выделяются поединки, ведущиеся «голыми руками».

Третье - последнее направление в свою очередь следует разделить по техни­ко-тактической специализации на виды, где в основном преобладает бросковая техника: захваты, броски, подсечки, подножки, удержания, болевые приемы, зало­мы, удушения и т.д. (джиу-джитсу, дзю-до, сумо, айки-до) и виды, базирующиеся главным образом на ударной технике (каратэ-до, таэквон-до, цюань-шу, гун-фу).

Приведенная классификация дает возможность рассматривать восточные боевые искусства как единую макросистему, позволяет ориентироваться в многообразии видов боевых искусств и, хотя она далеко не идеальна, в связи с некоторой условностью приведенных различий и иногда имеющей место оп­ределенной размытостью границ, можно с известным допуском считать, что она свою задачу выполняет.

в) Проблемы изучения.

Серьезные отечественные исследователи Богачихин Н.М., Долин A.A., Аба-ив Н.В., МасловАА, Попов Г.В., Фомин В.П., Линдер И.Б. и др., прикасавши-. ися к культорологическому феномену боевых систем Востока, в своих работах красной нитью проводят мысль о том, что восточные боевые искусства -щювнее, многовековое искусство борьбы, находящееся в непрестанном развитии, наука жизни, сокровищница знаний и исторического опыта народов Ностока, которая совершенствовалась и развивалась на протяжении тысячелетий, захватывая обширные, доселе порой еще до конца не изученные области психологии, биомеханики, медицины и многих других наук. Следовательно, для понимания и полного осмысления боевых искусств как Учения (как к нему относились и относятся великие мастера прошлого и настоящего, как оно трактуется на Востоке) необходимо всестороннее, системное, комплексное изучение всего широкого спектра проблем во взаимосвязи и совокупности ис-юрических, религиозно-философских, технико-тактических, медико-биологи­ческих, психолого-педагогических, нравственно-этических и целого ряда других составляющих этого уникального социокультурного явления.

Перечисление основных слагаемых выпол­нено с единственной целью - подчеркнуть глубину, объем, горизонты, пер­спективы направлений и обозначить круг вопросов для изучения и последую­щих исследований.