История ушу Империя Цинь
В конце III века до н.э. после многочисленных междоусобных воин на территории раннего Китая возникает единое государство-империя Цинь (221-207 гг. до н.э.). Радикальные реформы Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э.), первого императора династии, ликвидировали политическую и экономическую раздробленность страны и позволили в числе прочих нововведений сформировать упорядоченную систему военной подготовки. Каждый воин был обязан освоить фехтование на мечах, копьях, алебардах, стрельбу из лука, арбалета, пройти обучение бою в пешем строю и на воде, а также уметь без оружия противостоять неприятелю. Поэтому цзюэ-ди являлась обязательной в обучении и тренировке солдат.
Следует подчеркнуть, что для обучения и практической тренировки воинов традиционно использовались ритуализованные формы в виде заданных танцевально-боевых упражнений и комплексов и, кроме того, допускался произвольный спарринг. Большинство боевых танцев с копьями, мечами, трезубцами и другими видами оружия, а также цирковое искусство, управление колесницами и т.п. в этот период были сведены в комплекс «Байси» (Ста игр) или по-другому «Цзюэдиси» (представления). Поединки без оружия в нем были представлены борьбой цзюэ-ди и шоу-бо.
Все частное оружие в стране по приказу Цинь Шихуанди («Хуанди» -император) было конфисковано и перелито в бронзовые колокола и 12 гигантских статуй святых. Огромная 300-тысячная регулярная армия была вооружена железным оружием и усилена конницей. В 215 г. до н.э. армии империи Цинь, возглавляемые полководцем Мэн Тянем, в итоге двухлетней тяжелой войны отвоевывают на севере у кочевников-сюнну огромные территории протяженностью с севера на юг около 400 километров. Для того чтобы обезопасить освобожденные районы страны и караванные пути на запад от нападений стремительной боевой конницы кочевников, Шихуанди приказывает возвести гигантское фортификационное сооружение - «Вань-ли чанчэн» (Стена в 10 тыс. ли). Над сооружением стены, которое было начато в 215 г. до н.э., вместе с воинами трудились рабы, военнопленные, общинники, мобилизованные на гос. работы. К 213 г. до н.э. строительство было, в основном, закончено. Создание этого грандиозного сооружения облегчалось тем, что к тому времени каждое из трех северных царств Китая - Цинь, Янь и Чжао - уже имели свои стены. Цинь Шихуанди уничтожил стены, разделявшие эти царства. Одновременно были сохранены, отремонтированы, расширены и реконструированы стены вдоль северных границ, достроены в недостающих местах и объединены в одну Великую Китайскую стену. Высота стены равнялась 7,5 м, а ширина 5,4 м. В ней были сделаны смотровые щели и бойницы, для того, чтобы постоянно наблюдать за противником. На расстоянии 2,5-3 км друг от друга находились сторожевые башни, возвышавшиеся метров на 5 над стеной. На первом этаже башни хранили сухой хворост, в случае появления конницы кочевников воины поджигали на верхней площадке костер, оповещая соседей об опасности.
Освещая вопросы военной подготовки той эпохи, необходимо упомянуть еще об одном интересном факте, установленном учеными после вскрытия гробницы Цинь Шихуанди. По издавна существовавшим в Поднебесной традициям, сооружение усыпальницы императора начиналось на следующий год после вступления его на престол и продолжалось весь период правления. Императорские гробницы возводились с большим размахом и представляли собой богатые подземные палаты, иногда даже превосходящие роскошью и убранством наземные дворцы. Основатель первого централизованного государства Китая Цинь Шихуанди избрал местом своего погребения одну из гор хребта Лишань недалеко от Сиани, уезд Линьтун провинции Шэньси. Над сооружением усыпальницы трудилось свыше 700 тысяч человек. Вначале в горе выдолбили огромное помещение. Стены будущей усыпальницы облицевали яшмой, пол устлали большими лакированными камнями, потолку придали вид неба с изображениями звезд и светил. После того как саркофаг с телом Цинь Шихуанди опустили в склеп, усыпальницу наполнили огромным количеством драгоценностей и всеми предметами повседневной жизни императора. Вместе с ним «в сопровождение» захоронили наложниц и жен, не имевших детей, и большое количество слуг. Усыпальницу закрыли массивной дверью и заложили огромными валунами. Принесли в жертву всех тех, кто строил это сооружение, дабы они не разглашали тайны о спрятанных сокровищах и не указали путь к ним. Сверху дополнительно насыпали огромный курган, густо засадив его деревьями и кустарниками.
Кроме того, покой повелителя, укрывшись в особом рву, охраняли 500 глиняных воинов личной «гвардии» монарха. Статуи «гвардейцев» выполнены во весь рост в полном боевом снаряжении, некоторые воины застыли в характерных стойках цюань-шу и у-шу, с настолько четко воспроизведенными чертами лица, что есть все основания видеть в них скульптурные портреты реальных людей. Обращает на себя внимание высокорослость «глиняных воинов», которая колеблется от 1,75 м до 1,86 м и прекрасное физическое развитие, говорящее о том, какие это были великие воины и настоящие, большие мастера своего дела. Неподалеку от них, если необходимо будет сражаться с врагом или преследовать неприятеля, «гвардейцев» ожидало более сотни боевых колесниц, каждая - запряженная парой лошадей.