История ушу Исследование истории возникновения и развития боевых систем Китая
В современном мире воинские искусства Востока до настоящего времени нызывают немало жарких споров, дискуссий, разноречивых суждений, взаимоисключающих точек зрения. Это касается в той или иной мере видов, стилей, техники национальных школ, тактики, методики обучения, правил соревнований, места в жизни и в системе физического воспитания и т.д., а также многих сфер истории, науки, культуры и искусства, с которыми соприкасаются, взаимодействуют и контактируют боевые единоборства.
В данной главе предпринята попытка выполнить детальный, хронологический, историковедческий анализ зарождения, развития, становления, совершенствования и распространения по всему миру этого уникального культурологического явления из глубин древности до наших дней. С целью поставить точку (а может, очередное многоточие?) в неутихающей полемике, ведущейся в ряде стран за приоритеты «величайшего культурного достояния» одной нации, «неотъемлемой собственности» другой и «сильнейшего искусства самообороны» третьей и т.д., и т.п.
Степень изученности любого исторического вопроса в значительной мере зависит от источников, которыми располагает исследователь, многое исходит от особенностей сохранившихся документов, объема, тщательности и точности выполненной предшествующей работы в этой области и смежных направлениях. Значение архивных документов особенно возрастает, если сведения получают подтверждение или находят аналогию в других памятниках истории. Это дает возможность более полно реконструировать реальные факты прошлого. Исследователь древнего Китая часто имеет дело с весьма своеобразными текстами. Для традиционной историковедческой науки Поднебесной подчеркнуто характерны две особенности: представление об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов и отождествлении мифа с историческим фактом, вследствие чего происходило неправомерное удревление, идеализация и канонизация прошлого. По своему содержанию история становилась прямым продолжением мифологии и даже философии. В таких случаях целью восточной историографии являлась не фиксация и обобщение объективных данных, а их интерпретация в свете господствующих в культурной традиции философско-религиозных учений. К тому же в источниках нередко расходятся даты и цифры, разнятся названия и имена, что еще больше запутывает и без того неясную, расплывчатую, туманную картину. Поэтому из массы разнообразного, противоречивого, часто тенденциозного, плохо или совсем не датированного материала, необходимо было критически выбрать то, что может пролить свет на основные проблемы.
Анализ обширного количества работ ведущих ученых-китаистов мира и отечественных литературных источников, посвященных изучению истории восточных боевых искусств, позволяет высказать предположение, что истоки посходят к примитивным навыкам самообороны, охоты и боя, рйтуально-куль-нтым архаичным танцам, сочетающим шаманское камлание и транс, обучение - передачу двигательного опыта и практическую тренировку существовавших в первобытном обществе синантропов, шандиньдунцев, протосинотибет-цев и др. племен яншао, заселявших территории современного Китая. Ритуально-мистический характер ранних приемов боя позволил им впоследствии наложиться на религиозно-философские воззрения древнего Китая даосизма, буддизма, конфуцианство, осуществив тем самым сочетание прикладной ценности технических действий с сакральным внутренним содержанием. И на этой почве перерасти в стройную многокомпонентную систему у-шу, которая, развиваясь, разрастаясь и совершенствуясь, представляет собой в настоящее время комплекс многофункциональных, многоцелевых структур, объединяющихся на основе общих философских, медико-биологических, психологических и этических постулатов. Археологи и историки-китаеведы дружно отмечают зачатки первых признаков подобных систем еще до становления китайской государственности.
Боевая практика и простейшая структура обучения в прикладном военизированном аспекте была широко распространена в Китае уже при первых династиях Ся (XXI—XVI вв. до н.э.) и Шан-Инь (XVI—XI вв. до н.э.). В эту эпоху не было разделения ритуала на танец, непосредственно освоение боевых действий и собственно боевую тренировку. Такие обрядовые пляски совмещали культово-религиозно-мистический смысл с утилитарно-прагматическим назначением. Сюжетами становились изложения мифов о битвах и победах божественных правителей неба, императоров-ванов Поднебесной и героев-великанов в форме набора движений с обилием приемов боя.
В тот период одним из популярных сюжетов танцев был дошедший до нас из глубин веков поединок основателя Поднебесной империи верховного владыки Хуан-ди (Желтого императора) и восставшего против него злокозненого князя Чию. Хуан-ди имел четыре лица (наблюдал сразу четыре стороны света), обладал огромной силой и был непобедимым воином. Чию - могуч, свиреп и страшен на вид. У него человеческое тело, четыре глаза, шесть рук, на голове росли рога, вместо ног - копыта. Перед танцем, разделившись, бойцы надевали на голову шлем с рогами (маску Чию) и нападали друг на друга. Такие пляски-поединки часто заканчивались травмами и увечьями. Этот ритуальный танец назывался «Го-ти» или «Чию-ти-шу» (бодание). По другим источникам -«Цзю-эди», но в обоих случаях он являл собой раннюю форму слияния ритуала с рукопашным боем.
К концу эпохи Шан-Инь ритуальный танец и боевая практика, постепенно отдаляясь, обозначались тем не менее омонимичными по звучанию иероглифами «у».
В период правления династии Чжоу (XI—III вв. до н.э.) существовал обычай элементарных поединков без оружия «Сянбо», который развился из искусства «Цзюэди». Эта борьба включала удары руками, захваты, броски и другие примитивные способы силового воздействия. В этот период многие боевые танцы, использующие в своем сюжете приемы боя с различными видами оружия и «голыми руками», соответственно сценическому содержанию, получают самостоятельные названия: «Шуай-ху» (беспорядочные броски), «Цзюэ-ли» (древнее название у-шу), «Сян-гао» (единоборство), «Сян-бо» (противоборство) и т.п., или просто «доу» (бой, борьба, большое сражение).
Кроме большого ритуального танца-представления «дау», состоящего из многих действий, где кульминацией являлась массовая схватка на мечах и копьях, для обучения и практической тренировки применялся ряд малых танцев: «танец с мечом и щитом», «танец с копьем и трезубцем», «с трезубцем и алебардой» и т.д. для отработки атакующих и защитных приемов с партнером. Однако стабильной формы таких танцев не существовало. Танцы видоизменялись, трансформировались, сохраняя значение боевого тренинга в сочетании с ритуальным действом. К середине III в. до н.э. «Сян-бо» была усовершенствована для проведения состязаний. Поединки проводились на большом помосте и включали удары руками и ногами, захваты, броски, подножки, удушения и т.д. Эта борьба стала называться «Шоубо» (рукопашный бой)
Войны, военная подготовка и вооружение китайских войск эпохи Чунь-цю и Чжань-го
Военная подготовка-получила большое развитие в VI-III вв. до н.э. в период раздробленности китайских царств. Это были века бесконечных битв, сражений и междоусобных войн. За 241 год периода «Весны-Осени» эпохи Чунь-цю (722-481 гг. до н.э.) историки насчитали свыше 400 войн. Именно в этот период в классическом «Каноне Песен» (Шицзин), датируемом эпохой Чунь-цю, встречаются первые упоминания о «кулаке» (цюань) - символе кулачного боя на все последующие века. За 232 года периода Чжань-го «Сражающихся царств» (453-221 гг. до н.э.) более 220. Согласно представлениям, господствовавшим в Древнем Китае, «главные дела в государстве - это войны и жертвоприношения (в основном тех же военнопленных)». И то и другое достаточно подробно отражается в текстах надписей на гадательных костях и других документах истории той эпохи. Естественно, что боевая подготовка в этот период являлась одной из важнейших задач враждующих государств и достигла высокого уровня. Специально отобранные лучшие воины-инструкторы обучали навыкам вооруженного боя с мечом, копьем, щитом и другими видами оружия, сражаться индивидуально и в боевом строю. Однако и в этот период подготовка воинов носила очень ритуализованный характер. Основную ударную силу армии чжоусцев того времени составляли боевые колесницы, легкие, запряженные парой лошадей, они не знали преград на равнинах в бассейне Хуанхэ и ее притоков. На такой колеснице обычно располагались три воина: возница, управляющий лошадьми; лучник, поражающий неприятеля стрелами; копейщик, вооруженный копьем или алебардой - оружием ближнего или среднего боя. Вплоть до изобретения арбалетов колесницы являлись наиболее мощным средством ведения войн.
Это время было отмечено небывалым взлетом военной мысли. Военная теория в феодальном Китае имеет своих основоположников-классиков -Сунь-цзы и У-цзы. В сложившемся на протяжении последующих веков «Каноне военной науки» - «Семикнижии» (У-цзин) на их трактатах была построена вся философия и теория военных действий, практика стратегии и тактики ведения группового и индивидуального боя. Труды великого стратега и мыслителя древности Сунь-цзы (VI-V вв. до н.э.) занимают первое место по времени возникновения, историческому значению и содержанию, tro воинская доблесть, опыт, который он обобщил в трактате «Сунь-цзы бинфа», являются основополагающими в каноне «У-цзин», где были собраны величайшие работы в военной области той эпохи. Фундаментальные грактаты Сунь-цзы, составленные для ведения широкомасштабных военных действий, практически до конца XIX века являлись основным каноном стратегии и тактики не только в Срединной империи, но и в Японии, в Корее, Вьетнаме и целом ряде стран этого региона, подробно освещая методологию победы: познание собственных сил; изучение сил противника; методы защиты и нападения; использование недостатков и просчетов врага; способы обманных маневров и приемы тактической маскировки; психологической подготовки и т.д. Эти и подобные, детально разработанные положения, позднее легли в основу многих магистральных направлений, стилей и школ у-шу, а также боевых искусств других национальных школ Дальнего Востока.
Эта эпоха дала миру еще одного великого мыслителя и философа, создателя всеобъемлющего этического учения древности - Конфуция (Кун-цзы 551-479 гг. до н.э.). Высший смысл по Конфуцию - утверждение в Поднебесной всеобщей формы социально-этического порядка-гармонии - Пути (дао), важнейшее проявление которого суть гуманность, справедливость, взаимная разумность, мужество, уважительность, сыновняя почтительность, братская любовь, собственное достоинство, верность, милосердие и т.д. Конфуцианство, проникая во все поры китайского общества, становилось господствующей официальной идеологией. Постепенно инфильтруя, оно привнесло в сознание народов всего дальневосточно-азиатского культурного региона незыблемые нравственно-этические нормы, принципы и ритуалы, равные по силе воздействия на массовое сознание библейским заповедям. Раннее конфуцианство принято считать этико-политическим учением, которое стремилось установить строго упорядоченную нравственно-этическую градацию в обществе. Мудрец-Конфуций, как продукт своего времени, придавал большое значение воинским наукам и в сочинении «Беседы и суждения» (Люнь-юй) настаивал на непременном пестовании гражданских добродетелей «вэнь» и воинских «у».
На правах рекламы
У Вас есть свой сайт? Но в последнее время Ваш хостер все чаще говорит Вам, что Ваш сайт создает большую нагрузку на сервер? Виртуальный сервер VDS сможет помочь Вам в этом случае. Вы сможете оптимально подобрать тактовыю частоту процессора, объем памяти и жесткого диска. Благодаря этому Ваш сайт будет просто "летать".