История ушу Традиционное ушу
Лю хэ танлан цюань или Кулак лошади, обезьяны и богомола, получил свое название благодаря мягким, живым приемам ладонями, которые ассоциируются с обезьяной, приоритетом стойки ма бу, отождествляемой с лошадью и лошадиным шагом. Описывая этот стиль, мастера говорят: «ма хоу сянь син, танлан чжань фа», что означает «форма и образ – лошади и обезьяны, техника боя как у богомола», или «шаг лошади, руки обезьяны, бой богомола».
Легенды гласят, что основателем стиля Лю хэ танлан цюань был мастер ушу из Шандуня Вэн Сань по прозвищу «Утиная ладонь». Первым его учеником был Линь Ши Чунь изучавший стиль Лю хэ цюань – Кулак шести соединений или шести координаций, впоследствии использовал теорию стиля для своего танлан цюань.
Для ушу в целом термин «лю хэ» (шесть соединений) является основополагающим и объединяет три внешних соединения – кисть и ступня, локоть и колено, плечо и бедро, а также три внутренних соединения – сердце и мысль, мысль и энергия ци, ци и сила. Эти абстрактные понятия наиболее полно описывают отношения между внутренним и внешним в человеческом теле. Эффективность техники ушу обуславливается гармоничностью и естественностью этих соединений.
Мейхуа танлан цюань можно отнести к третьей группе, к мало популярным стилям ушу. Но это нисколько не влияет на величие настоящих мастеров ушу, владеющих стилем Богомол сливового цвета.
Еще одним названием этого направления стиля Богомола есть Тайцзи мэйхуа танлан. Цветок сливы в китайской культуре и искусстве имеет многогранное и сложное значение. Мейхуа танлан цюань имеет общие корни с Цисин танлан цюань и также относится к направлению жесткого богомола. Поэтому сравнение со сливой говорит не о мягкости стиля, а больше о плотности, насыщенности и многообразии техники рук. «Изменения позиций рук слитны и многообразны как изменения инь и ян в великом приделе – тай цзи», «в одном движении содержится три изменения», «движения рук как соцветие мэйхуа».
В отличие от Цисин танлан цюань, Мейхуа танлан цюань более мобилен, что считается залогом успеха в бою, и отличается более тонким подходом к концепции применения кисти, собранной в крюк. Особое внимание уделяется тренировке «продольного усилия» (шунь цзинь) в отличие от «поперечного опутывания» в Цисин танлан цюань, «мягкого усилия» (жоу цзинь) и «ловкого, легкого усилия» (цяо цзинь). То, что мастера стиля акцентируют внимание на проработке этих видов усилий, дает основания добавить к его названию термин «тай цзи».
Существует мнение, что корнями Цисин танлан цюань уходит в шаолиньский стиль Цисин цюань (Кулак семи звезд), Мейхуа танлан цюань в шаолиньский Мейхуа цюань, а Лю хэ танлан возник под влиянием Лю хэ цюаль – Кулака шести координаций. Одни исследователи не соглашаются с таким мнением, другие приводят в пример комментарии к комплексу Шаолинь мэйхуа шоу («Шаолиньские руки – цветы сливы»), где указывается, что эта техника произошла от стиля Богомола, а монах Жу Цзин, обучающий этой технике, являлся уроженцем провинции Шаньдун, родины стиля Богомола.
Основатель стиля Тан Лан Цюань мастер Ван Лан родом из северо-восточной провинции Шаньдун, очень неспокойной в те времена. Легенды гласят, что Ван Лан, будучи любителем воинских искусств, изучал ушу в Шаолине и в расположенном в Шаньдуне даосском монастыре Тайцин. Стиль Богомола он создал с целью научиться противостоять более сильным противникам, так как сам он обладал посредственными физическими данными.
Единой версии о возникновении стиля Тан Лан Цюань не существует. Одни легенды гласят, что Ван Лан создал стиль, наблюдая, как богомол сражается со змеей. В других легендах вместо змеи упоминается цикада. Но как бы то ни было, стиль Богомола стал итогом всего жизненного пути Ван Лана, квинтэссенцией его воинского опыта. Легенды гласят, что Ван Лан передал свое учение даосам с гор Лаошань, первым которых упоминается Шэн Сяо. Правда, здесь также нет единства в различных версиях. По одной из них именно Шэн Сяо обучал Ван Лана, другая гласит, что даос изучал стиль богомола в монастыре Шаолинь.
Преемником Шэн Сяо стал Ли Сань Цзянь, известные тем, что основал в Шаньдуне общество наемных охранников – бяо. Далекая от столицы и императорской власти провинция Шайдунь традиционно была убежищем тех, кто по разным причинам преследовался властями. Соответственно, работы для наемных охранников было предостаточно.
Как гласят легенды, стиль Шэцюань берет свое начало еще от времен зарождения одного из самых грозных видов боевых искусств – стиля Шаолиньцюань. В то время он родился как составляющая комплекса кулачного искусства «Пяти зверей», вместе со стилями Тигра, Дракона, Леопарда и Журавля. В отличие от этих стилей, стилю Змеи характерны непрерывные перетекающие движения, плавные и упругие перемещения и тычковые атаки жизненно важных точек на теле противника.
С течением времени, постепенно стиль Змеи из общего стиля Шаолиньцюань выделился в отдельное самостоятельное направление, которое впоследствии получило название Шэцюань, или Кулак Змеи. В Китае издавна считали змею символом сокровенной мудрости, сосредоточием магической внутренней силы и энергии Ци. Но, совершенно понятно, что кардинальные различия физиологического строения, не представляли никакой возможности человеку подражать змее. Соответственно, основатели стиля постарались перенести в движения бойца внутреннюю суть змеи.
Во времена зарождения стиля Шецюань он был доступен только буддийским монахам, хранившим его в тайну. Преподаванием стиля занимался чаньский учитель Цзынь У. Традиции стиля передавались через поколения, пока, наконец, уже в современные времена тайным стилем Шэцюань не овладели Чжи Юань и Ду Ханчан. Один из них начал широко преподавать секреты стиля на Юге Китая, другой выбрал Север и столичные области.
В основе стиля заложены удары кончиками пальцев, выставленной вперед второй фалангой указательного пальца или ребром ладони по болевым точкам противника – в сердце, шею, глаза, живот. При этом технические действия становятся грациозными и упругими благодаря мягким передвижениям и акценту на работу бедрами. Мягкими отводящими блоками внутренней стороны стопы или руками мастер Шэцюань способен изменить направление удара, пропустив его мимо себя, «провалить» противника, и поставив его в неустойчивое положение, одним точным и быстрым ударом.
Родившийся в деревне Мапо, уезда Циньян, что находится в провинции Хэнань Фу Чженьсун, в детстве был болезненным и слабым, что служило поводом для насмешек со стороны односельчан. Чтобы избежать насмешек и для укрепления здоровья Фу начал заниматься боевыми искусствами. Поначалу обучение шло вяло, так как в деревне не было достаточно квалифицированного учителя. После посещения их деревни известными мастерами Цзя Феншань и Чэнь Янси, намеревавшимися открыть школу боевых искусств, ситуация значительно улучшилась.
Мастер Цзя Феншань был одним из учеников Дун Хайчуаня, основателя стиля Багуачжан, а Чэнь Янси мастером традиционного Тайцзицюань семьи Чэнь. Фу Чженьсун не смог поначалу посещать занятия в школе из-за отсутствия денег на оплату учебы. Как свидетельствуют легенды, шестнадцатилетний Фу, после тяжелой и изнурительной работы в поле подглядывал за тренировками, и по вечерам самостоятельно пытался отрабатывать технику кулачного искусства, увиденную в школе.
Когда об этом стало известно молодым учителям, они пригласили Фу Чженьсуна к себе, и потрясенные его искренностью и решительностью зачислили в свою школу, освободив от оплаты. Кроме того, Фу начал заниматься по отдельной программе, лично получая персональные инструкции от обоих знаменитых мастеров боевых искусств своего времени.
Самым любимым упражнением успешного ученика было занятие с девятикилограммовым шаром тайцзи, изготовленным из камня. Фу свободно подбрасывал это шар на высоту до двух метров, а при отработке перемещений Багуачжан по кругу, в каждой руке он держал по одному такому шару.
Талант учителей и настойчивость Фу Чженьсуна после девяти лет изнурительных тренировок принесли свои плоды. После сдачи экзаменационных тестов Фу стал признанным мастером кулачного искусства. На основе полученных знаний Фу Чженьсуну удалось создать собственный стиль, представляющий собой сплав Тайцзицюань и Багуачжан.
Будучи призванным на военную службу в 1920 году Фу Чженьсун начал обучать кулачному искусству всех желающих, а после увольнения из армии остался в Пекине. Познакомившись в столице с такими знаменитыми мастерами боевых искусств, как Сунь Лутан, Ян Ченфу, Ли Шуен, Го Даньфе и узнавая от них много нового, он продолжал совершенствовать свой стиль, обогащая его новыми технологиями и упражнениями.
Первым из его учеников считается Инь Фу, который по преданиям был единственным учеником, владевшим стилем Багуачжан на равных с учителем. Биография мастера Инь Фу похожа на биографию многих выдающихся мастеров ушу. Родившийся в 1841 году в уезде Цзисянь что в провинции Хэбэй, Инь получил прозвище «Шоу Инь», или «Исхудавший Инь». Смолоду перебравшись в Пекин, он увлекся изучением кулачного искусства и фехтованием. Еще задолго до встречи с Дун Хайчуанем Инь Фу уже прослыл знаменитым бойцом, отлично владеющим боевым искусством.
Услышав о необыкновенном мастере по имени Дун Хайчуань, проживающим в резиденции князя Су, Инь Фу стал бывать возле дворца, в надежде повстречаться с мастером. Однажды ему повезло, и мастер Дун Хайчуань принял его в ученики. По преданиям Инь Фу стал самым усердным учеником Дун Хайчуаня. И даже после ухода мастера Дун со службы у Су, когда многие из учеников, не закончив обучения, покинули учителя, Инь Фу продолжал обучаться с неослабевающим старанием.
До прихода у Дун Хайчуаню уже овладел стилем «Кулак архаров» (лоханьцюань) и «Пружинящие ноги» (тань туй). Возможно, поэтому его версия Багуачжан предусматривает более всего ведение боя на дальней дистанции.
«Добро и себе и миру можно сделать
только сердцем постигнув
истину кулачного искусства».
Чэн Тинхуа
Одним из самых знаменитых учеников основателя стиля Багуачжан Дун Хайчуаня был Чэн Тинхуа. Биография мастера Чэна схожа с биографиями многих знаменитых матеров ушу.
Родился Чэн Тинхуа в 1848 году в уезде Шэньсянь, расположенном в провинции Хэбэй. Смолоду увлекся Шуайцзяо и Шаолиньцюань, отдавая изучению стилей все свободное время. В мире боевых искусств получил прозвище «Очковый Чэн, обладающий волшебной силой», так как зарабатывал на жизнь, изготавливая и продавая очки.
Став учеником Дун Хайчуаня мастер Чэн начал обучатся искусству этого стиля, будучи уже прославленным бойцом Шуайцзяо, много лет посвятившим борьбе и рукопашному бою. Возможно, именно поэтому в разработанном им направлении заметно стремление как можно быстрее сблизившись с противником, выйти ему за спину.
Высказываясь об искусстве Багуачжан, мастер Чэн Тинхуа говорил, что согласно Пути Восьми триграмм вращение тела напоминает скручивание шелковичной вьющейся нити. Хотя внешне вращается только тело, но внутри также происходит скручивание. Хождение ученика по кругу подобно вращению земного шара вокруг солнца. Перетекание твердого в мягкое непринужденное и неудержимое, как речной поток.
Бойцы стиля Багуачжан направления Чэн Тинхуа выполняют предложенные им комплексы на большой скорости, стараясь при этом достичь непрерывности движений. Основное положение ладони представляет собой «ладонь - когти дракона». В этом положении вся ладонь округлая, центр ладони втягивается, пальцы загибаются, а большой палец выставляется вперед. Бойцы при перемещениях используют «шаг человека скользящего по грязи».
Стиль Багуачжан, известный еще под названием «Ладонь восьми триграмм» относится к основным школам традиционного китайского ушу. Первые письменные воспоминания о Багуачжан тесно связаны с Дун Хайчуанем, из-за чего его считают основоположником этого стиля. По преданиям Дун Хайчуань является уроженцем деревне Чжуцзяу, что находится в уезде Вэньань провинции Хэбэй (ранее - Чжили).
С детства изучая боевые искусства, он странствовал, разыскивая мастеров живущих в глуши, до тех пор, пока не повстречал даоса живущего в провинции Аньхой на горе Цзюхуашань. Дун Хайчуань с помощью даоса овладел искусством «поворачивания ладоней в движении по кругу», а затем возвратившись в Пекин, начал преподавание кулачного искусства.
Во время обучения мастер Дун применял разный подход к преподаванию стиля Багуачжан в зависимости от природных задатков и способностей учеников. Возможно, именно поэтому в Багуачжан возникло немало различающихся стилей.
Самым младшим и самым любимым учеником Дун Хайчуаня был Лян Чженьпу. Изучать боевые искусства Лян Чженьпу начал еще в родной деревне, и первым освоенным им стилем был «Таньтуй», или «Пружинящие ноги».
Вскоре Лян отправился к отцу в Пекин, где отец помог ему стать учеником Дун Хайчуаня. После смерти учителя Лян Чженьпу продолжил совершенствовать свое мастерство у таких знаменитых мастеров стиля Багуачжан как Чэн Тинхуа, Лю Фэнчуня, Инь Фу, Чжан Чжанкуя, и других.
После смерти родителей Лян в совершенстве овладевший стилем Багуачжан, внеся в него свои элементы, начал самостоятельно преподавать боевые искусства. Можно говорить, что с тех пор появился стиль Багуачжан Лян Чженьпу.
Основное место в тренировках стиля Багуачжан Лян Чженьпу занимает тренировка внутреннего. Считалось, что к изучению внешних аспектов боевого искусства можно было приступать только тогда, когда тело становилось крепким внутренне.