Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

Традиционное ушу

Внутренний стиль боевых искусств Китая - багуачжан семьи Фу.

Истоки стиля Фу уносят нас к тем временам, когда жители небольших деревушек старого Китая не имея защиты со стороны властей от грабителей, должны были сами заботиться о безопасности своих семей. Стало традицией нанимать мастеров ушу для защиты деревушек от бандитских шаек.

Фу ЧжэньсунТак поступили и жители деревушки Ма По, что в провинции Хэнань, наняв мастера Чень Яньси, владеющего стилем Чень Тайцзицюань. Посвятив несколько лет обучению боевому искусству жителей Ма По, мастер Чень возвратился домой. На его место в деревню пришел Чиа Фэнмин, знаменитый мастер багуа.

Годы проведенные в Ма По этими великими мастерами ушу не прошли бесследно для одного из жителей деревни - Фу Чжэньсуна. Шестнадцатилетним парнем, начав обучаться мастерству кулачного искусства у мастера Чень, а затем, продолжив овладевать мастерством ушу под руководством мастера Чиа, Фу Чжэньсун постепенно превращался в лучшего практика боевых искусств в деревне Ма По.

Будучи в возрасте 28 лет, Фу Чжэньсун сам защитил родную деревню от бандитов. По легендам из ста налетчиков Фу в одиночку убил то ли двадцать, то ли сорок бандитов вместе с их главарем. Тридцатилетним Фу Чжэньсун отправился в путешествие по северному Китаю, постигая тайны кулачного искусства, передавая свои знания и перенимая мастерство других.

Как свидетельствует множество документальных источников, в 40 лет Фу Чжэньсун, победив многих специалистов боевых искусств, прославился своим мастерством и стал очень знаменитым. В этих путешествиях судьба свела Фу Чжэньсуна с известным мастером уданского меча Ли Цзинлинем, военачальником, обучавшим боевому искусству солдат китайской армии. В конце 1927 года Академия была открыта в Нанкине.

По инициативе генерала Ли и его соратников, генералов Чжан Цзыцзяна и Фун Цзуцзыана в следующем году были проведены первые национальные полноконтактные соревнования среди специалистов боевых искусств. Целью соревнований был отбор лучших бойцов для преподавания кулачного искусства для учеников Академии. Сотни знаменитых мастеров китайских боевых искусств прибыли на соревнования, чтобы участвовать в состязаниях по работе с оружием, саньшоу и поединках лейтай.

Подробнее...

Достоинства и преимущества стиля Тайцзицюань У Цзяньцюаня.

Среди множества стилей ушу каждый имеет свою уникальную историю, свое начало и развитие. Одни из стилей пришли к нам в неизменном, Тайцзицюань У Цзяньцюаняпрактически, виде, на основе других, в разные исторические периоды, возникали новые направления и только некоторые сходные черты в тренировочных упражнениях, позволяют утверждать их идентичность.

К последним можно отнести стиль Тайцзицюань. На сегодня выделяются пять основных направлений стиля, основой которых является древнее кулачное искусство разработанное мастером Чэнь. Среди них Тайцзицюань, являющийся исходным боевым искусством, хранимым и передаваемым из поколения в поколение представителями семьи Чэнь.

Популярным сегодня комплексом оздоровительных движений является Тайцзицюань семьи Ян (кит. 杨式太极拳). Существует мнение, что этот стиль разработанный Ян Лучанем, является упрощенной версией стиля Тайцзицюань семьи Чэнь, переработанным для богатой аристократии. У Юйсян, обучавшийся мастерству стиля как у Ян Лучаня, так и у представителей семьи Чэнь, в дальнейшем предложил свою версию – Тайцзицюань У Юйсян (кит. 武式太极拳) .

Известен также и стиль Тайцзицюань семьи Сунь (кит. 孙式太极拳) , произошедший от Сунь Лутана, изучавшего в свое время кроме Тайцзицюань много других стилей кулачного искусства. Дальнейшее развитие и усовершенствование традиционного стиля Тайцзицюань семьи Ян представляет собой стиль Тайцзицюань У. 

Подробнее...

Стиль кулачного искусства «Синъицюань» - «кулак формы и намерения».

«Путь кулачного искусства требует лишь
упорной тренировки собственного тела
для устранения болезней
и обретения долголетия.»

Мастер Сунь Лутан

Синъицюань (кит.形意拳)История возникновения любого из стилей ушу напоминает больше красивую легенду, нежели педантичный список дат и установленных фактов. Всякая легенда должна отслеживать традиции стиля от «золотой, глубокой» древности до наших дней.

Правда, это не всегда удается, и история зарождения многих стилей так и остается нераскрытой. Возможно это и к лучшему, так как большинство современных мастеров кулачного искусства пришли в ушу именно привлеченные ореолом таинственности и загадочности.

В полной мере это можно отнести к одному из видов боевого кулачного искусства Китая – стилю Синъицюань (кит.形意拳). Уже само название имеет несколько разночтений, что объясняется разными переводами и пониманиями значения трех иероглифов, составляющие название стиля.

Иероглифы «син», «и», «цюань», составляющие слово «Синъицюань», переводятся по разному: «стиль воплощенного намерения», «кулак формы и воли» и «воля, явленная в кулачном искусстве». В разных источниках название стиля Синъицюань читается как «Кулак оформленной воли» или «Кулак формы и намерения».

Наиболее распространенным переводом названия есть «Кулак формы и намерения». Считается, что в это название объединяет в одно целое две самые важные составляющие Синъицюань – «намерению» соответствует «кулак пяти первостихий», а «движению» или «форме» - «кулак двенадцати животных». Таким образом, стиль боевого искусства «Синъицюань» основан на волевом наполнении движений и проработке внешней формы.

Не существует на сегодня и единой версии относительно основателя стиля. По одной из версий, предания приписывают авторство стиля Синъицюань самому Юэ Фэю. Однако противники такой теории говорят о наличии в Китае нескольких стилей, разительно отличающихся друг от друга, автором которых считается Юэ Фэй. 

Подробнее...

Тайцзицюань семьи Чэнь – яркий образец стиля боевого кулачного искусства.

«Кулак Великого Предела» или Тайцзицюань, являясь китайским боевым кулачным искусством, наверное, есть самым уникальным стилем ушу, который в течение многих лет претерпел такие значительные трансформации.

Чэнь ВантинСтиль Тайцзицюань, поддерживаемый членами семьи основателя стиля Чэнь Вантин, и сегодня остается ярким примером серьезного боевого кулачного искусства, испытанного в боевых условиях. Этот же стиль, который распространили члены семьи Ян Лучаня, воспринимается многими его почитателями только как лечебно-оздоровительная гимнастика.

 

Тайцзицюань, в его первоначальном виде, является многогранным кулачным искусством, умело совмещающим очень эффективные жёсткие и мягкие техники. Ряд существующих тренировочных методик этого направления Кулака Великого Предела, как и других даосских направлений Тайцзицюань, истоком которых не является стиль семьи Чэнь, направлены на совершенствование качеств мягкости и жёсткости.

 

Возможно, некоторое влияние имеет и навязанное современными фильмами мнение о стилях кулачного искусства как о кулачных боях, где преобладают мощные удары руками и ногами, эффектные прыжки и т.п. На самом деле, показанные приемы ведения кулачного боя только смотрятся очень эффектно. В реальных условиях настоящего боя ощутимого эффекта они не принесут.

Каждый мастер кулачного искусства хорошо знает, что в основу мастерства ведения боя, заложен принцип максимальной экономии сил, что кардинально меняет и саму технику ведения боя, и подход к ее изучению. Умелый боец отличается тем, что провоцирует противника на беспорядочные хаотичные движения, управляя при этом течением боя относительно незначительными, с виду, усилиями.

 

Для примера можно назвать последовательности Пао Чуй, известные как «взрывающиеся кулаки», или «бьющие руки», как одна из стадий туй шоу. Для многих же исследователей ушу характерным есть ошибочное мнение о Кулаке Великого Предела, как о мягкой технике. Такое заблуждение вызвано отсутствием в публичных вариантах широко распространенного стиля Ян, более жёстких техник.

 

Подробнее...

Тайцзицюань или «Кулак Великого Предела» - уникальный стиль ушу.

ТайцзицюаньТайцзицюань, что в переводе означает «Кулак Великого Предела», является китайским внутренним боевым искусством, одним из самых уникальных стилей ушу. Уникальность Кулака Великого Предела определяется как разными, диаметрально противоположными мнениями об истории его возникновения, так и постепенным превращением сугубо боевого искусства (о чем свидетельствует приставка «цюань», то есть – Кулак), в широкодоступную и популярную оздоровительную гимнастику.

Интересным и многозначительным есть и название стиля. Когда живущий во времена суньской эпохи философ Чжоу Дунья нарисовал в форме круга схему Великого предела, там было начертано: «Беспредельность есть Великим пределом, и Великий предел есть основой беспредельности». Исходя из этого, название Тайцзицюань предусматривает, чтобы все движения в Тайцзицюань были округлой формы, а один круг на схеме Великого предела как раз соответствует одному циклу комплекса таолу.

Упражнения Тайцзицюань предусматривают стремление к покою в движении, а к движению в покое; использование разума и не применение силы; разграничение пустого и полного. Движения Тайцзицюань, будто один замкнутый круг, где зарождаясь, накапливается сила, переплетаются все формы, везде господствует непрерывность, где нельзя отыскать ни начала, ни конца. Поистине: Великий предел является основой беспредельности.

 

Подробнее...

Танланцюань (стиль Богомола) - популярнейший из существующих стилей ушу.

ТанланцюаньТак уж получилось, что стиль Танланцюань или «Стиль Богомола» стал одним из наиболее известных стилей ушу. Казалось бы, чему можно научиться у небольшого насекомого. То ли дело – тигр, лев, дракон, даже журавль. Тем не менее, на сегодняшний день этот стиль занимает не последнее место в числе популярных стилей ушу в мире.

Согласно одной из многочисленных легенд стиль Танланцюань, один из самых древних китайских стилей боевого искусства, начинал свой путь в Шаолине, а рассвет встретил в Шаньдуне, считающегося древней колыбелью китайской цивилизации.

Основоположником стиля Танла́нцюань считается Ван Лан, который, как гласит легенда, родился в семье крестьян и нигде не учился. Однако именно он сумел создать своеобразную и уникальную технику ударов, не прекращающихся ни на мгновение, технику кулачного искусства, которая очень удачно воплотилась в практическое применение.

Основой для создания очень простой и эффективной техники были, по легенде, наблюдения Ван Лана за поведением богомола – как тот атакует обреченную жертву, или же сражение двух богомолов. Многие существующие истории стиля наполнены красочными эпизодами неожиданной встречи Ван Лана с богомолом и о последовавшем за этой встречей озарением.

Многовековая история «Стиля Богомола» способствовала формированию множество различных вариантов, которые распространялись по территории Китая. Необходимо отметить, что созданный в наши дни спортивный вариант Танланцюань резко отличается от реального первозданного «Стиля Богомола». Впрочем – это, наверное, можно сказать о большинстве существующих в наше время стилях ушу.

Изначально этот стиль ушу называли просто Танланцюань. Затем разные мастера, дополняя стиль новыми элементами, создавали его новый вариант. К примеру, мастер Лян Сюэсян основал первый классический стиль - Мэйхуа Танланцюань или «Стиль Богомола Цветка Сливы». Ван Юнчунь стал основателем стиля - Цисин Танланцюань, что означает «Стиль семизвёздного богомола».

 

Подробнее...

«Журавлиные» стили ушу – единство в разнообразии.

"Журавлиные" стили ушуПо мнению всех авторов исследований посвященных ушу «журавлиный» стиль был представлен еще  шаолиньским монахом Цююэ в известном Кулаке пяти зверей, который принято считать фундаментом системы «кулачного искусства» Шаолиня. Именно Цююэ считается автором «Уцюань цзинъяо» («Утонченных требований к пяти кулакам»), одного из самых пространных шаолиньских канонов ушу.

Эти тексты раскрывают систему боя основанного на повадках пяти представителей дикой природы: леопарда, тигра, змеи, дракона и журавля. Отказавшись детально подражать зверям, монах сохранил лишь образ и общие характерные движения: ярость прыжка тигра или змеиную гибкость змеи и т. п.

Кулак журавля, согласно этому произведению, пестуя цзин («семя»), требует отличной координации и согласованной работы всех частей тела. Длительными тренировками в Кулаке журавля достигается спокойствие и незамутненность сознания, обеспечивается контроль потоков внутренней энергии.

Сказанное полностью можно отнести и к представителям Фучжоуского Кулака журавля: Сухэ-цюань, что означает Кулак спящего журавля и Шихэ-цюань или в переводе, Кулак журавля, клюющего пищу.

Основателем одной из ветвей Кулака журавля - Сухэ-цюань, или Кулак спящего журавля, считают монаха Цзюэцин проживающего в монастыре Шимэнь-сы. Предания гласят что, досконально разработав Сухэ-цюань, монах передал его некоему Линь Чжуаньу, проживавшему в то время в Фучжоу, и ради изучения нового стиля согласившегося затворится в Шимэнь-сы на долгие пять лет.

После овладения стилем Кулак спящего журавля, Линь ушел из монастыря и, вернувшись в Фучжоу, открыл свой «двор» ушу для обучения новому стилю. Название стиля определено его основными тактическими приемами. В сражении с целью обмана противника и чтобы усыпить его бдительность, бойцы Кулака спящего журавля изображают крайнюю пассивность, то есть «журавль спит», и нерешительность, но стоит только противнику раскрыться, как следует неожиданная и решительная атака.

 

Подробнее...

Стиль ушу Фэйхэ-цюань, или Кулак летающего журавля.

«Подражай полету, прыжкам, 

расправлению крыльев, 

хлопанью крыльями, 

походке и стоянию журавля».

Из наставлений стиля Фэйхэ-цюань

Фэйхэ-цюань - стиль ушуПредания приписывают создание стиля ушу Фэйхэ-цюань, или Кулак летающего журавля, который является одним из «журавлиных» стилей, жителю деревни Шанчжоу Сячжэн некоему Чжэн Цзи. Также по преданиям известно, что  Чжэн Цзи обучался цюаньфа не то у самого третьего патриарха  Кулака белого журавля Чжэн Ли, не то у одного из учеников последнего.

Также известно и о другой ветви стиля Кулак летающего журавля, родословная которой начинается с буддийского монаха Шимина, который проживал в обители Дингуан-сы находившейся в Фучжоу на горе Тайшань.

Отличием Фэйхэ-цюань от остальных «журавлиных» стилей есть то, что этот стиль больше внимания уделял подражанию журавлю. Согласно наставлениям мастеров стиля ученики должны были подражать полету журавля, его прыжкам и расправлению крыльев, как журавль хлопать крыльями, ходить и стоять. Для имитации полета птицы, последователями Фэйхэ-цюань совершаются высокие прыжки. 

Становясь на одну ногу или перепрыгивая с ноги на ногу, разводя руки в стороны, словно взмахивающая крыльями птица, держа при этом расслабленными руки и тело, бойцы Кулака летающего журавля накапливают энергию и силу перед ударом. При этом они, как и бойцы Кулака отряхивающегося журавля используют цзунцзинь («усилие встряхивания»). Выполняя таолу, быстро кружа по большой площадке, ученик как бы летит как журавль. Собственно, отсюда и пошло название стиля - Кулак летающего журавля.   

Базовая стойка стиля - пинма, предписывает стоять с сильно повернутыми внутрь, навстречу друг другу, коленями. Чрезвычайно богата техника рук. Каждый удар и каждый блок выполняется с применением дань-доуцзинь («упруго-встряхивающего усилия»), рождающегося в пояснице и достигающего кончиков пальцев. Как гласят наставления стиля: «чу (прикосновение) подобно бянь (изменению), фа (выброс) подобен цзянь (выстрелу), цзи (удар) подобен удару nao (пушечного ядра)».

 

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе