Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Тунбэй-цюань. История появления и становления стиля. Знаменитые мастера

Одинаковое произношение названия часто бывают причиной путаницы. Так произошло и с названием стиля «тунбэй-цюань». Идентичное Тунбэй-цюаньпроизношение при различном написании названий нескольких стилей сбивает с толка даже самих китайцев. Для того, чтобы как-то все же различать эти стили было принято в русском варианте именовать один из них «тунбэй-цюань», а второй – «тунби-цюань». Правилам китайского языка эта небольшая вольность не противоречит. Иероглиф, общий для обоих случаев, «тун», переводится как «сквозь». Тот стиль, которому решено было вторую часть оставить как «бэй» («подготовка»), соответственно имеет дословный перевод «кулак сквозной подготовки».

Самое раннее упоминание об этом стиле было сделано в книге мастера Фэй Цинхуань «Тунби-цюань лунь», о которой наши современники узнали из изданного при династии Цинн труде «Записки о тунби-цюань» («Тунби-цюань пу»). В нем говорится, что знаменитый мастер в своей книге связал смысл иероглифов «Тунбэй» и их написания я правилами ведения кулачного боя. Именно по этой книге, по-видимому, можно определить природу связи понятий «Тунбэй» и «Тунби» - оказывается, что причиной тому является иероглиф, обозначающий слово «рука». Он может читаться и как «бэй», и как «би». Впрочем, Фэй Цинхуань не только описывал в своей книге лингвистические тонкости. Его детищем можно назвать пять дорожек тунбэй-цюань. Все это происходило во время династии Мин, правящей под девизом «Вань Ли».

Однако, вернемся ближе к современности. Это сейчас проводятся различные турниры юфс, а во время создания труда «Тунби-цюань пу», когда девиз правящей династии Цинн менялся с «Даогуан» на «Сяньфэн», в Яньшанской школе (уезд Цансянь) работал некий Пань Вэньсюэ. Он был толкователем эдиктов и преподавал ученикам как гражданские, так и военные дисциплины. Его воспитанники изучали методы ведения кулачного боя и оружие тунбэя. Вдохновленный идеям ученых Янь Сичжая и Ли Шугу, живших в начале правления династии Цин, Пань Вэньсюэ стал инициатором введения концепции тунбэй-цюань. В переводе она звучит как «достигать метаморфозы сквозь дух, десять тысяч, пронизанные единым, иметь в запасе, понимать пронизывающее в правилах и формах. Иметь наготове тело и использование».

Вот здесь опять проявляется двойственность загадочного иероглифа. Сам учитель Пань Вэньсюэ провозгласил науку о тунбэй невозможной для передачи. Сегодня сложно узнать цели, с которыми это было сделано, ведь в это время искусство учителя перенимал житель Яньшаня Ли Юньбяо. Уважая мнение и убеждения своего наставника, он хранил методы, признавая тунбэй, но внешне не выдавая этого и именуя стиль тунби. Благодаря этому жители родины Ли Юньбяо, уезда Яньшаньсянь, и уезда Цансянь и сейчас не всегда разделяют те методы, которые передавал своему ученику Пань Вэньсюэ, и традиционный кулачный метод этой местности тунби-цюань.

Тем временем, распространение настоящего тунбэй-цюань продолжалось. Когда династия Цинн правила уже под девизом «Гуансюй», в уезде Цансянь, житель этой местности, Ма Фэнту, изучал эти методы боя у прямого последователя Ли Юньбяо, которого звали Хуан Линьбяо. Семья Хуан передала методику боя не только Ма Фэнту, но и его брату, Ма Инту. Надо отметить, что и братья Ма, и их учителя немало потрудились над тем, чтобы стиль «впитал» в себя новые техники, чуонцзяо и фаньцзы-цюань. Их же заслугой можно назвать распространение тунбэй-цюань по всему Северному Китаю. По имени братьев Ма стиль получил еще одно название – «маши уи» или «боевое искусство семьи Ма». Это было вполне справедливо, поскольку сыновья Ма Фэнту (Ма Сяньда и Ма Минда) продолжили дело семьи, проведя огромную работу и сделав стиль одним из пяти крупнейших школ современного традиционного ушу.



Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе