Большинство знатоков считают, что хунцзя-цюань – стиль, не имеющий конкретного основоположника. Они подтверждают свое мнение тем, что в современном Китае существует не один десяток школ этого стиля, в основном имеющий деревенский характер. С другой стороны, существуют версии, называющие конкретных отцов хунгара (как еще называют хунцзя-цюань). Например, создание стиля приписывают Хун Игуаню, выдающемуся борцу против завоевателей из Маньчжурии или Хун Сюцюаню, предводителю восстания тайпинов.
Впрочем, дополнительным аргументом за постепенное образование хунцзя-цюань может послужить наличие нескольких школ этого стиля, которые весьма распространены в «Братстве Хуна» («Хунмэнь»), получивших имя от уже упомянутого Хун Сюцюаня. Эмигрировавшие в Западные страны приверженцы стиля хунцзя-цюань начали распространять его там, при этом стиль получил не только большую популярность, но и новое, европеизированное название – «хунгар».
«Глаз феникса» это эффективный и своеобразный удар, наносящейся фалангой указательного пальца, выставленной вперед. Он наряду с ударом ребром ладони и «лапой тигра» относится к наиболее характерным для стиля Хунцзя ударом руками. Кроме этого хунгар включает в себя разнообразные атаки ногами нижней и средней части корпуса противника, в нем применяются по большей части атаки с подходом сбоку и низкие позиции. Четкие, жесткие и короткие движения сочетаются с большим количеством переходов, при этом в тактике оборона предшествует атаке. Очень ярким примером применения стиля может служить техника боя мастера Чэнь Цзяньшаня. Первая атака проводилась в виде серии коротких ударов на небольшом расстоянии. В то время как противник увеличивал дистанцию, будучи уверенным в своей недосягаемости, Чэнь Цзяньшань наносил ему сокрушительный удар рукой в живот или в пах, выполненный в длинном прыжке вперед. Наиболее известны три таолу хунгара: «Тигр сражается с журавлем», «Маленькие ученики Будды» и «Цветок сливы».
Юнчунь-цюань – стиль, созданный женщиной, дочерью прославленного Янь Сы, мастера ушу. В свое время семья жила в провинции Фуцзянь, и идея создания стиля пришла в голову Янь Юнчунь, когда она увидела схватку журавля и змеи. Соединение наблюдаемых движений с приемами ушу и породило интересный и эффектный стиль, относящийся к кулачному искусству. Юнчунь-цюань характеризуется одновременностью защиты и атаки, осуществляемых «короткими мостами».
История популяризации юнчунь-цюань связана с трагическими событиями в истории Китая и семьи Юнчунь. В 1810 году южный монастырь Шаолинь был сожжен императорскими войсками. Янь Сы пришлось забрать дочь и отправиться из провинции Фуцзянь (округ Юнчжоу, уезд Путянь) в сельскую местность. Здесь он открыл школу боевых искусств. Позднее юнчунь-цюань изучил Хуан Хуабао из Фошани, в свою очередь взявший в ученики фармацевта Лян Цзаня. Выучившись, Лян Цзань начал сам преподавать этот стиль прямо в собственной аптеке. Однако, он не ограничился лишь обучением, проведя большую работу по исследованию, анализу, переработке и развитию стиля. Обогащение юнчунь-цюаня произошло за счет тщательного отбора лучших приемов из кулачных боев с последующей проверкой результатов на помостах. Благодаря фармацевту Лян Цзаню юнчунь-цюань стал очень популярным в Фошани и начал распрстраняться оттуда по территории Китая, а затем и по всему свету. Среди мастеров юнчунь-цюаня довольно много известных и громких имен, достаточно сказать, что звезда боевиков Брюс Ли – тоже ученик школы фошаньского юнчунь-цюань. Ли Хайюн, отец известного актера и бойца, жил когда-то в Фошани на улице Цзоу-шизце.