Рассмотрим несколько рекомендаций для изучающих стиль нанцюань.
Голова
При прямом положении головы выпрямить шею и сосредоточиться, сохраняя спокойное выражение лица. В то время как тело находится в состоянии покоя, взгляд сосредотачивается на руках или ногах. Возможно и устремление взгляда вперед. При переходе тела в состояние движения, основная задача глаз – следить за положением рук, помогая тем самым достичь максимальной слаженности, гармонии и согласованности движений и взгляда.
Корпус
Спина и грудь. Спина выпрямлена, талия опускается вниз, а грудь выставляется вперед, выпячивается. Если имеет место преобладание работы руками, то сочетание выпяченной груди и опущенной талии очень важно. Это относится ко всем стилям нань-цюань. Южный кулак характеризуется большим количеством коротких ударов. Для того, чтобы проводить такие серии ударов наиболее выгодное положение – вытянутая ровная спина и приподнятая грудь. Не допускается ссутуливание, сгибание спины и вогнутое положение груди.
Поясница и таз
Эти части тела призваны обеспечить свободное вращение корпуса в области поясницы и подвижное, не зажатое положение таза. При необходимости такое положение позволяет к общим усилиям приплюсовать и силу поясницы. Вращательные движения талии позволяют увеличить скорость удара, а также способствует собрать и сконцентрировать силу тела в одной необходимой точке. Если при этом таз остается незажатым, то повышается устойчивость центра тяжести.
Живот и ягодицы
Правильная осанка не допускает выставление зада и выпячивание живота. Все подбирается внутрь, живот и ягодицы подбираются., что позволяет держать прямо корпус тела. Ягодицы не только подбираются, но и сжимаются.
Ноги
Поскольку центр тяжести находится между ногами, необходимо избегать ситуации его смещения и потери равновесия. Для этого нужно выполнять движения ногами так, чтобы верхняя часть тела не оказалась «тяжелее» нижней.
Одна из известных фраз гласит: «Длинная рука сильна ногами, а короткая – заботой о себе».При том, что стиль нань-цюань включает в себя огромное разнообразие движений, из их числа необходимо исключить те, которые способствуют стеснению движений, в том числе поднятие локтей и плеч (на манер пожимания). Если выполняется круговой удар, выпрямленная рука совершает движение впереди корпуса по круговой траектории. При обвивающем ударе имеет место сгибание руки в локтевом суставе, при этом она двигается также перед корпусом в плоскости, расположенной выше пояса, но ниже головы. При достижении успехов в освоении этих приемов развивается умение владеть руками, их ловкость, а кроме того, отрабатывается комплекс базовой защиты.
Отработка приемов во время движения
1. Итак, характерные особенности данного стиля китайского боевого искусства это выпрямленный корпус, размеренный, стабильный шаг и большое количество коротких резких ударов. При этом необходима отточенность движений и ловкость при выполнении прыжков и при работе руками. Нань-цюань предполагает не очень активное задействование ног для совершения ударов, однако, именно ноги должны быть очень гибкими во время боя. Это позволяет наносить ими пинающие удары по корпусу противника. Кроме таких ударов, наносятся и удары на уровне не выше талии. Именно такая концепция – устойчивость и способствующее ей преобладание ударов ногами на нижнем уровне позволили древним бойцам сравнивать приверженцев нань-цюань с каменными глыбами. Все основные стойки южного кулака отличаются относительно низко размещенным центром тяжести. К таким стойкам относятся «стойкая лошадь» (сыпинма), «шаг хромого (гуайбу), стойка «двух бабочек» (шуандебу), стойка на коленях (гуйбу) и стойка «верхом на драконе» (цилунбу). Большое внимание уделяется правильному переходу из одной стойки в другую, которое должно осуществляться ровно и четко.
Если со стойками сочетаются движения, то в большинстве случаев сами стойки не подвергаются изменениям, постоянно меняется лишь техника, по которой работают руки, и их форма. К примеру при ведении боя их «стойки всадника», сама стойка остается стабильной, при этом для нанесения ударов руками в этом случае используются ладонь, пальцы или так называемый «мост». Приемы, проводящиеся при помощи рук, это тычки пальцами, втыкающая или распарывающая ладонь и пр. На каждый шаг при движении приходится несколько приемов. Ноги в это время должны быть напряжены для того, чтобы обеспечить телу устойчивость и стабильность.
2. Приложение силы в стиле нань-цюань также может быть разным. Один из способов – резкий выброс одной или обеих рук вперед. К такому виду относится, например, прямой удар, производимый обеими руками. Размашистые удары предполагают иной способ приложения силы. Если кисть при ударе находится под определенным углом, это значительно увеличивает силу, с которой наносится удар. Подобное приложение силы используется и в других ударах, например, сталкивающий и бросающий. Есть и еще один способ приложения силы для увеличения мощности удара. Он заключается в сохранении постоянно напряженного состояния мышц. Такой способ позволяет наносить мощные удары, однако скорость движения при этом снижается. К такому способу относятся в основном разные виды толчков (двойной, одиночный и т.п.).
То, какой способ, необходимо применить в том или ином конкретном случае, зависит от сложившейся ситуации. Необходимо правильно определить, что именно в данный момент необходимо больше. Мощь ударов сопровождается медленным движением. Быстрые удары характеризуются четкостью. Искусство заключается в умении сочетать и плавно переходить от жестких действий с мышечным напряжением к мягким, когда мышцы расслабляются. Гармоничное перетекание разных способов приложения силы, разных типов ударов, а также работа всеми частями тела складываются при правильном исполнении в согласованную, отлаженную картину, которую дает цельность всего тела.
Действия (как символические, так и конкретные) не редко сопровождаются приверженцами южного кулака вскриком или выдохом. Это – момент общей концентрации всего организма, его силы и энергии. Такая концентрация при приобретении опыта может значительно увеличить силу удара.