Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Мастера синъицюань (кулак формы и воли)

Мастера синъицюань (кулак формы и воли)


В старину среди мастеров синъицюань больше всех прославился Ли Фэйюй (Лонэн). У него еще было прозвище Почтенный Старый Мастер, или Старый Землепашец. А звали его так потому, что слово "землепашец" ("нун") по-китайски звучит почти как входящее в имя Ли Лонэна слово "мастер" ("нэн"). В молодые годы часто отъезжал он из своих родных мест - а вырос он неподалеку от Пекина - в провинцию Шаньси по торговым делам. Природа в тех краях суровая, жизнь трудная, и по этой причине жители издавна отличаются твердым духом и возвышенным нравом. Может быть, оттого в Шаньси всегда было много учителей синъицюань. Однажды, путешествуя по Шаньси, Ли Лонэн повстречал знаменитого учителя Дай Лунбана и немало поразился тому, что Дай Лунбан был не только, как говорится, "жемчужиной воинской добродетели", но также очень ученым и сведущим в ритуале мужем, совсем не похожим на тех кулачных бойцов, что дерутся на деревенских ярмарках. Ли Лонэну шел уже тридцать восьмой год, но он все же осмелился, соблюдая все приличия, попроситься к Дай Лунбану в ученики. Дай Лунбану этот великовозрастный любитель ушу понравился, но учить его он не спешил: показал ему только три приема и на этом кончил. А Ли Лонэн, ничуть не смутившись, принялся их тренировать день и ночь и даже не просит учителя показать ему еще что-нибудь. Минуло два года, и случился у Дай Лунбана семейный праздник: его матушке исполнилось восемьдесят лет. Отовсюду в дом учителя съехались его старые ученики и друзья. Как водится, все стали показывать свое искусство. Ли Лонэн тоже вышел и показал те три приема, какие знал. Матушка Дай Лунбана знала толк в кулачном искусстве и сразу увидала, что этот человек предан воинской добродетели и к воинскому делу очень способен. Подозвала она его, спросила, отчего он только три приема исполнил. "Больше не удостоился получить наставлений", - ответил с поклоном Ли Лонэн. Тогда мать Дай Лунбана стала просить сына за Ли Лонэна: мол, и талантлив он, и предан школе больше жизни. Дай Лунбан не посмел отказать материнской просьбе и с того дня начал усердно обучать Ли Лонэна, ничего от него не таил. К сорока годам Ли Лонэн достиг, как говорят, "великого свершения" в искусстве синъицюань, досконально постиг все его тонкости. С кем бы ни вступал он в поединок, все у него выходило легко и непринужденно, "делал что хотел", и не махал руками попусту. Слава о его мастерстве облетела все северные провинции, и среди его учеников были чуть ли не все лучшие мастера синъицюань первых десятилетий XX века.

Столь велико было мастерство Ли Лонэна, что молва даже не приписывает ему никаких особенных подвигов. Вот разве что такой случай. Был у Ли Лонэна приятель, который выдавал себя за преданного друга, а на деле завидовал знаменитому учителю и искал случая унизить его. Однажды он подкрался сзади к ничего не подозревавшему Ли Лонэну, обхватил его руками, поднял в воздух и хотел бросить его наземь. Но не успел он опомниться, как Ли Лонэн сам собою перевернулся в воздухе и встал как вкопанный на землю. "Это прямо волшебство!" - воскликнул в изумлении тот человек, а Ли Лонэн говорит ему в ответ: "Никакого волшебства тут нет. Благодаря кулачному искусству мы обретаем способность к духовным превращениям. Есть в нас чувствительность, которая тоньше обычного слуха и зрения. Да только таким, как ты, этого не постичь!" С тех пор люди стали называть Ли Лонэна "Божественный кулак Ли-умелый".
Умер он, когда ему уже было за восемьдесят. Рассказывают, что в тот день он спокойно сидел на стуле, потом вдруг рассмеялся - и испустил дух.

Го Юньшэн

Го Юньшэн был родом из того же уезда Шэнь провинции Чжили, что и Ли Фэйюй. Много лет учился он кулачному искусству у разных учителей, а секрета кулачного искусства так и не постиг. Позже он встретил Ли Фэйюя и поклонился ему как учителю. Тогда он понял: форма синъицюань крайне проста, истина же этого искусства глубока и сокровенна. А Ли Фэйюй очень полюбил Го Юньшэна и наставлял его со всей искренностью - как говорится, "передавал устами, руками учил". Вот тогда Го Юньшэн сердцем понял смысл кулачного искусства, а еще тридцать лет каждый день утром и вечером подолгу занимался техникой синъицюань. И в конце-концов стал знаменитым на весь Китай мастером.
Говорят, нельзя было без восхищения смотреть, как Го Юньшэн вел схватку с учителем. Без усилия он мог прыгнуть на две с лишним сажени, в воздухе кружился легко-легко, словно перышко.
Го Юньшэн много лет провел в странствиях и повсюду вступал в поединки с мастерами ушу. Рассказывают, что как-то раз пятеро дюжих молодцев пытались взять его на пики, приставив их к животу Го, а тот чуть напряг свой живот - и парни отлетели, словно их отбросила назад какая-то невидимая сила. А вышло так потому, что благодаря занятиям ушу живот его стал очень плотным, а грудь - пустой, дух его был неколебим, как священная гора Тайшань, а тело легко, словно птичье перышко. Он замечал малейшее движение вокруг и мог увернуться даже от летящей в него стрелы.
Одна из самых знаменитых легенд ушу рассказывает, что будучи в Пекине, он мерялся силами с основателем багуачжан Дун Хайчуанем. Два дня они мерялись силами, и никто не мог победить другого. На третий день, увидав, что несмотря на свой почтенный возраст Дун Хайчуань по-прежнему свеж и полон сил, Го признал себя проигравшим, ибо сам был гораздо моложе, но не смог выиграть у старика.

Лю Цилань

Мастер Лю Цилань был земляком Старого Умельца Ли Лонэна и долгие годы у него учился. Жил он в деревенском уединении, но душой был открыт миру и охотно брал в обучение молодых людей. Своих учеников он наставлял в следующих словах:
"Сущность и применение искусства синъицюань на самом деле неразделимы. Когда мы занимаемся искусством синъицюань для себя - это его сущность. Когда мы пользуемся им в поединке - это его применение. Когда мы занимаеся им для себя, взгляд наш не должен блуждать, а должен быть устремлен в одну точку. Лучше всего смотреть на свои руки - тогда дух наш успокоится, а внешнее и внутреннее в нас придут к согласию. А вот во время схватки нужно смотреть то в глаза противнику, то на его грудь, то на ноги. Нельзя все время стоять в одной позе и применять только один прием. Изменяйтесь непрерывно - это называется "сообразительностью одолеть соперника". А превыше всего нужно хранить самообладание. Кто этого добьется, не будет иметь себе равных в целом мире".

Ли Цуньи (1847-1921)

Ли Цуньи был земляком Лю Циланя. О таких в древности говорили: "презирает богатство, ценит долг". В молодости овладел различными видами кулачного искусства. Много лет Ли Цуньи странствовал по Китаю, немало людей, зная, сколь щепетилен он в делах чести, избегали встречаться с ним на дороге. Будучи зрелым человеком, изучал у Лю Циланя синъицюань. Когда был в Пекине, то подружился со знаменитым мастером багуачжан Чэном Тинхуа и изучал у него багуачжан. В 1900 году присоединился к тяньцзиньским ихэтуаням, сражался против европейских войск. Так как он обычно держал в руке меч-дао, то был прозван "одномечный Ли" ("даньдао Ли"). В старости тренировал телохранителей. В 1911 году совместно с Е Юньбяо, Ма Фэнту (см. "Мастера тунбэйцюань") и Чжан Чжанькуем основал в Тяньцзине Чжунхуа Уши Хуэй (Ассоциация китайских воинов), был вице-президентом и преподавателем. В октябре 1918 года совместно с Чжан Чжанькуем, Ли Цзяньцю и Хань Муся организовал в Пекине "Турнир удальцов из десяти тысяч стран", согласно одной из версий именно он победил русского силача Кантайра. Позднее был приглашен преподавать в шанхайскую Ассоциацию Цзинъу, также преподавал в шанхайском Колледже Южных Морей. Автор книг "Законы кулачного искусства", "Истинная оценка синъи" и "Сущность северных и южных кулачных методов".

Сун Шичжун (1849-1927)

Родом из Пекина. Смолоду любил кулачное искусство и китайские шашки вэйци, а также смотреть театральные представления. Изучал хуацюань (расцветающий кулак). В 17 лет с отцом переехал в провинцию Шаньси, зарабатывал на жизнь починкой часов. Там он познакомился с учителем Ли Лонэном, попросился к нему в ученики и стал день и ночь с великим усердием заниматься в его школе. По прошествии более десятка лет он в совершенстве освоил как "пять первостихий", так и "двенадцать звериных форм". Говорят, что когда он исполнял "форму змеи", то скручивался так, что правой рукой хватал пятку левой ноги, а сам весь свертывался в клубок словно змея. Исполняя "форму ласточки" он прыгал по-птичьи на целый чжан. Выполняя фигуру "кошка лезет на дерево" он мог пройтись ногами по отвесной стене. На его занятия ушу приходили посмотреть множество людей, и он никого не прогонял. Еще он был знаменит тем, что мог одним ударом свалить с ног любого силача. Автор рукописи "Трактат о внутренней силе".
До конца своих дней Сун Шичжун жил в своем старом доме в Шаньси. Ему уже перевалило за восемьдесят, но он был по-прежнему и бодр и свеж на вид. Умер он ничем не болея.

Сунь Фуцюань (1861-1932)

Сунь Фуцюань, более известный как Сунь Лутан, родом был из уезда Вань провинции Хэбэй. В детстве изучал гражданские науки у Ли Куйюаня, который также обучил Суня синъицюань. Усердными тренировками Сунь Фуцюань добился искусности и стал учиться у учителя Ли Куйюаня - Го Юньшэна, стал путешествовать вместе с Го. В Пекине у Чэна Тинхуа изучил багуачжан. За свою ловкость и мастерство получил прозвище "ловкая обезьяна Сунь Лутан". Когад ему было уже за 50, у Хао Вэйжэня он изучил тайцзицюань школы У. На основе своих познаний в синъицюань, багуачжан и тайцзицюань он создал тайцзицюань школы Сунь. В 1928 году, когда в Нанкине открылся Центральный институт гошу, он стал деканом уданского факультета, позднее перешел на работу в институт гошу провинции Цзянсу. Автор книг "Разъяснение истинного смысла кулачного искусства", "Кулачное учение синъи", "Кулачное учение багуа", "Учение меча багуа" и "Кулачное учение тайцзи".

Родом из провинции Шаньдун, с отцом по торговым делам переехал в Пекин. Сначала у Ма Даи он изучал гунлицюань (кулак результативной силы), после поражения от мастера синъицюань Ли Чжихэ пошел в ученики к Ли Цуньи и изучил синъицюань. Прославился своими натренированными ногами, был прозван "железноногим Буддой" ("тьецзу фо"). Следуя Го Юньшэну, постигал сущность удара "бэн цюань". С помощью удара из "формы птицы Тай" победил Фэн Лочжэна из уезда Миюнь, прозванного "рука божественного песка"; с помощью "рубящего копья накатывающегося захвата" победил мастера боя на длинных копьях Ма Сю из уезда Шуньи; благодаря своим победам прославился как на севере, так и на юге.

Гао Чжэньдун (1879-1960)

Из уезда Сюн провинции Хэбэй. Родился в крестьянской семье, смолоду работал, силой превосходил других. В годы правления под девизом Гуаньсюй отправился на заработки в уездный центр, работал на семью Лю. В семье Лю были два сына, большие любители боевых искусств, они учились у Чэн Цзыхэ. Гао также стал учиться тайком, но Чэн заметил это и пригласил того обучаться. После смерти Чэна он пошел в ученики к знаменитому мастеру синъицюань Ма Юйтану, стал известным мастером синъицюань. В 1900 году присоединился к ихэтуаням. После подавления восстания вместе с земляком Ван Дэшанем бежал в Шаньдун и стал обучать боевому искусству. В 1926 году вместе с Лю Цзиньгэ отправился в Шанхай, преподавал там ушу в разных учебных заведениях и стал широко известен. В 1928 году стал тренером Центрального института гошу, затем занял пост декана уданского факультета.