Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

История Китая

Предпосылки и подготовка Шанхайского восстания 1853—1855 гг.

Эпоха грандиозной крестьянской войны тайпинов отмечена целым рядом восстаний, подготовленных и руководимых Предпосылки и подготовка Шанхайского восстанияПредпосылки и подготовка Шанхайского восстаниятайными обществами и происходивших в разных городах и районах Китая. Выступления в Сямыне, Нинбо, Шанхае, несомненно, способствовали быстрому росту повстанческого движения на территории приморских провинций Китая и содействовали успешному продвижению армий тайпинов, отвлекая на себя часть маньчжурских и помещичьих войск. Наиболее значительным из городских движений того периода и было восстание 1853—1855 гг. в Шанхае, осуществленное под руководством «Союза малых мечей» («Сяодаохуэй»).

К северу от старого Шанхая располагались сеттльменты, основанные Англией, США и Францией. В самом городе, внутри городских стен, консулы западных держав, миссионеры и купцы имели свои резиденции и дома; здесь же находились многие компании и торговые фирмы. Стоимость имущества иностранцев в Шанхае к тому времени превышала 25 млн. фунтов стерлингов.

Иностранное вторжение, военное и экономическое, а также усиление налогового гнета в связи с уплатой контрибуции после поражения в «опиумной» войне возлагали непомерные тяготы на трудовые массы Китая. Все это обостряло классовые и национальные противоречия, ускоряя кризис феодального строя. Гигантский социальный взрыв, вылившийся в многолетнюю крестьянскую войну тайпинов, явился попыткой стихийного разрешения этих противоречий. История Шанхая стала отражением основных процессов и явлений, характерных для этого, наиболее бурного периода новой истории Китая.

Большинство восстаний периода крестьянской войны тайпинов (как, впрочем, и других периодов истории Китая) проводилось под руководством различных тайных организаций. Все эти общества, союзы и секты, возникая в разное время в разных провинциях и городах Китая, неизменно выступали с лозунгами борьбы против маньчжурских завоевателей — цинской династии. Однако антиманьчжурские лозунги были лишь внешним, хотя мимо сдаваемой крестьянами нормы риса кладовщики силой брали еще несколько мешков и уносили на склад; если крестьяне сопротивлялись, их обвиняли в «свинячьем» визге); «ян-паньми» —«для образца» (дополнительное количество риса взималось как бы для образца); «теми»  —«дополнительная плата».

Помимо всего этого на плечи крестьянина ложилось немало так называемых «частных расходов». Только один налог за перевоз риса по воде — «шуйцзуфэй» составлял согласно установлениям 52 чоха за 1 дань; к 1853 г. эта цифра возросла в 3—4 раза. В результате крестьянину необходимо было внести 2 даня 5—6 доу риса только для того, чтобы расплатиться по норме хлебного налога за 1 дань риса. Это означало, что взимавшаяся властями оплата хлебного налога более чем вдвое превышала установленную норму. 

Подробнее...

«Союз малых мечей» и тайпины

Один из важных вопросов истории крестьянской войны 1850—1864 гг. — взаимосвязь восстания тайпинов с другими «Союз малых мечей» и тайпины«Союз малых мечей» и тайпины(нередко значительными) выступлениями того периода, которые велись под руководством разрозненных тайных организации, известных под общим названием «Саньхэхуэй» («Триада») (к их числу принадлежал и шанхайский «Союз малых мечей»).

В оценке отношения тайпинов к «Триаде» современные историки занимают различные позиции. Так, крупнейшие историки тайпинского восстания Цзянь Ювэнь и Ло Эрган твердо придерживаются мнения, что общество «Байшандихуэй» («Общество поклонения богу»), созданное Фэн Юньшансм и Хун Сюиюанем в 1843—1844 гг. и ставшее впоследствии основным ядром движения тайпинов, не имело ничего общего с «Триадой». («Общество поклонения богу» и «Триада», по их мнению, были совершенно независимыми обществами.) Другие, в частности Се Спнъяо и Сяо Ишань, полагают, что в период создания «Общества поклонения богу» и в самом начале движения тайпинов их вожди поддерживали с «Триадой» своего рода альянс, который продолжался до конца юнъаньского периода, т. е. до выхода повстанцев из окружения. Затем этот союз распался, и тайпины стали относиться с недоверием к действиям «Триады»,

Некоторые историки (Го Тинъи, Жуп Мэнъюань и др.) считают, что «Общество поклонения богу» ведет свое происхождение от «Триады», унаследовав oт нее ряд черт. Новая религиозная концепция, отличная от традиционной китайской религии, успехи движения в послеюнъаньский период привели к отделению тайпинов от «Триады» и возвышению «Байшан-дихуэя» над другими тайными обществами. Среди историков есть также и не опровергающие, но и не доказывающие возможность связей тайпинов с «Триадой».

С самого начала крестьянской войны тайпины выражали недовольство слабостью организации к дисциплины в отрядах «Триады». Но и руководители «Триады» с предубеждением относились к религиозному фанатизму тайпинов. И тем, и другим узость крестьянского мышления мешала ясно осознавать общность ближайших целей. В известном высказывании вождя тайпинов Хун Сюшоаня содержится мало лестных слов о последователях «Триады». «Я никогда не вступал в общество «Триады», — писал он, — но часто слышу, что его основная цель состоит в ниспровержении династии Цин и восстановлении династии Мин. Такая позиция была совершенно правильной в годы правления Канси, когда было создано это общество. Однако теперь, когда прошло двести лет, если и можно по-прежнему говорить о свержении Цин, то невозможно уже говорить о восстановлении Мин. Если мы хотим отвоевать У маньчжуров родину китайской нации и основать новую династию, то разве привлечем сердца людей, по-прежнему призывая к восстановлению Мин? К тому же в «Триаде» существуют дурные обряды, к которым я ил гаю отвращение. Так, например, вновь вступающим необходимо дать 36 клятв, они должны поклоняться злым духам и нечистой силе. Приставляя меч к горлу, их заставляют отдавать все средства в пользу организации. 

Подробнее...

Новая власть в Шанхае

Сведения о событиях, происходивших в Шанхае после того, как он стал центром восстания «Союза малых мечей», весьма Новая власть в ШанхаеНовая власть в Шанхаеограничены и порой противоречивы. Ввиду этого сколько-нибудь полное изучение и освещение таких вопросов, как общественное устройство, особенно военная организация, политическое и экономическое положение, жизнь населения Шанхая; при новой власти, в значительной степени затруднены. Тем не менее на основании имеющихся данных можно составить некоторое представление о структуре этого нового государственного образования.

В соответствии с главным антицинским лозунгом «Триады»— «Свергнем Цинов, восстановим династию» (фань-Цин фу-Мин) новое государство получило, как мы уже писали, наименование Да Минго «Великое Минское государство». Это было первое государство, созданное в результате успешно проведенного восстания под девизом «Триады». И вполне естественно, что его наименование должно было отражать основное устремление этого тайного общества — восстановление династии Мин. Но этот лозунг не соответствовал сложившейся в Китае ситуации — ведь уже было создано государство тайпинов. Поэтому шанхайское государство было переименовано в Да Мин Тайпинтяньго — «Великое Минское небесное государство великого спокойствия». Однако это название тоже не закрепилось и вскоре вновь было изменено на «Тайпинтяньго» — этим подчеркивалось стремление к объединению с тайпинами.

Над Шанхаем было водружено большое знамя зеленого цвета с четырьмя крупными иероглифами на нем, означавшими «По воле Неба осуществим справедливость». Рядом развевался не меньший по величине флаг главнокомандующего восстания.

Официальным главой государства, как и вождем восстания, стал Лю Личуань. Первоначально он получил титул «великого генералиссимуса Великого государева Мин, облеченного светской и духовной властью, властью принимать капитуляцию и карать непокорных в Поднебесной». Через несколько дней, чтобы подтвердить   приверженность  тайпинам, Лю Личуань изменил свои титул и стал именоваться «великим генералиссимусом Великого государства Мин» («Небесного государства великого спокойствия»), облеченным светской и духовной властью, властью принимать капитуляцию и карать непокорных. На задней стене храма бога-спасителя города было написано: «Главное управление южной столицы, по воле Неба двинем войска». Вероятно, вначале здесь находился штаб руководства восстанием и ставка его главнокомандующего.

Глаза фуцзяньцев Ли Сяньчк стал первым лицом после Лю Личуаня, получив титул великого губернатора, усмирившего «татар» (маньчжуров).

Подробнее...

Повстанцы и иностранцы

В исследованиях современных историков достаточно полно освещена роль Англии, Франции и США в подавлении  Китай Китайкрестьянской войны тайпинов в 1864 г. Примерно на десять лет раньше такую же роль сыграло иностранное вмешательство в судьбе восстания, поднятого «Союзом малых мечей» в Шанхае. Подавление этого выступления народных масс против цинской тирании можно с полным основанием считать своего рода «репетицией» интервенции иностранных держав в 1862—1864 гг.

В первой половине 50-х годов успешно развивавшееся движение тайпинов, постоянно наносивших поражения цинским войскам, и ослабление контроля со стороны императорской власти над большей частью населения Китая резко усилили позиции Англии, Франции и США в качестве сил, способных вмешаться в грандиозную гражданскую войну в интересах той или иной воюющей стороны. Сложился своеобразный треугольник: цинская монархия — повстанцы — иностранные державы.

Восстание, поднятое «Союзом малых мечей» 7 сентября 1853 г., и свержение власти цинской администрации в Шанхае приблизили гражданскую войну к территории иностранных концессий.

В качестве официальной политики западных держав в отношении гражданской войны в Китае был провозглашен «позитивный нейтралитет», в то же время главная их цель состояла в «защите собственных интересов» — в расширении и упрочении своих позиций в стране, ослабленной внутренней борьбой. Ведущую роль здесь играла Англия — держава, имевшая наибольшие «интересы» в Китае. Вследствие этого, а также из-за крайней отдаленности правительств западных стран от своих официальных представителей в Китае, где обстановка постоянно и быстро менялась, подлинное проведение провозглашенной политики становилось нереальным.

Цинское правительство, боясь дальнейшего продвижения тайпинов в сторону Шанхая, в такой ситуации вынуждено бы то просить у Запада помощи как оружием, так и прямым военным вмешательством. В такой си нации иностранные державы и особенно Англия получали возможность предпринимать любые действия и диктовать условия, необходимые для дальнейшего проникновения в Китай. Перед решительным шагом внушал опасения до конца невыясненный вопрос, что собой представляют сами тайпины, от которых при определенных условиях, вероятно, можно было добиться большего, чем от пинского императора. Запад был недоволен маньчжурским правительством, не желавшим выполнять положения неравноправных договоров. Это вызывало стремление выяснить вопрос об отношении тайпинов к возможному установлению связей с иностранными государствами.

Подробнее...

Бои за Шанхай

Цинские войска, воспользовавшись сложившейся для них благоприятной ситуацией, почти без промедления двинулись к Цзядину. Уже 20 сентября 1853 г. повстанцы вынуждены были вступить с ними в ожесточенные бон. На следующий день превосходящие по численности отряды Дин Гоэпя подошли к Цзядину, по взять его с ходу не смогли — восставшие отважно защищались. Обращаясь за помощью к цинскому правительству, Дни Гоэнь должен был признать, что «злодеи жестоко сопротивляются, каждым пунктом очень трудно овладевать». Видя, что цинским солдатам не удается быстро взять город, находившиеся в нем шэньши   и помещики  с помощью обыкновенной стрелы послали в лагерь осаждавших письмо, в котором указали слабые места в обороне повстанцев (восточные и южные ворота), одновременно назначив срок для совместных действий. В условленный час в городе был взорван пороховой склад, спровоцирована паника, и через указанные ворота цинские солдаты ворвались в город. Восставшие упорно сопротивлялись, сражаясь буквально за каждую улицу. Затем часть их под командой Сюй Яо и Чжоу Сюин отступила к городу Наньхуэй, часть ушла в сельскую местность. Прикрывая отступавших, Чжоу Личунь и его воины вели ожесточенные бои, но силы были неравными. Чжоу Личунь был схвачен, отправлен в Сучжоу и там казнен.

Как только стало известно, что Сюй Яо и Чжоу Сюин отступают к Шанхаю, «Союз малых мечей» немедленно направил подкрепление, чтобы вновь взять Цзядин. 28 сентября отряд в 2 тыс. человек под командой Сюй Яо и Пань Циляна выступил в сторону Цзядина, но, не пройдя и половины пути, встретился со значительно превосходящими силами противника под командой Цин Жуху. После упорнейшего боя повстанцы вынуждены были возвратиться в Шанхай. Руководители «Союза малых мечей», как и в случае с Тайцаном, отказались от планов нового наступления на Цзядин.

Неисчислимы были жертвы, понесенные восставшими в Цзядине. Цинское воинство и местные власти устроили кровавую резню в городе и его окрестностях. От крови казненных реки стали красными. Многих, даже легко раненных, закапывали живьем. Такой каре подвергались не только сами повстанцы, но и сочувственно относившиеся к их действиям.

С потерей Цзядина позиции повстанческого движения в прилегающем к Шанхаю районе сильно ослабли. Под натиском цинских войск в день падения Цзядина были оставлены также Цинпу и Баошань, а 25 и 27 сентября — города Наньхуэй и Чуаньша. Но еще в течение довольно длительного времени в окружающих эти города районах шла упорная борьба крестьян против гнета и насилия помещиков и цинской администрации. Особую активность проявляли крестьяне волостей, расположенных к западу, северо-западу, северо-востоку и юго-востоку от Цзядина. Эта борьба, в основе которой лежало недовольство крестьян непомерными налогами и насильственной мобилизацией в помещичье ополчение, неоднократно принимала самые острые формы.

 

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе