Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

«Союз малых мечей» и тайпины

Один из важных вопросов истории крестьянской войны 1850—1864 гг. — взаимосвязь восстания тайпинов с другими «Союз малых мечей» и тайпины(нередко значительными) выступлениями того периода, которые велись под руководством разрозненных тайных организации, известных под общим названием «Саньхэхуэй» («Триада») (к их числу принадлежал и шанхайский «Союз малых мечей»).

В оценке отношения тайпинов к «Триаде» современные историки занимают различные позиции. Так, крупнейшие историки тайпинского восстания Цзянь Ювэнь и Ло Эрган твердо придерживаются мнения, что общество «Байшандихуэй» («Общество поклонения богу»), созданное Фэн Юньшансм и Хун Сюиюанем в 1843—1844 гг. и ставшее впоследствии основным ядром движения тайпинов, не имело ничего общего с «Триадой». («Общество поклонения богу» и «Триада», по их мнению, были совершенно независимыми обществами.) Другие, в частности Се Спнъяо и Сяо Ишань, полагают, что в период создания «Общества поклонения богу» и в самом начале движения тайпинов их вожди поддерживали с «Триадой» своего рода альянс, который продолжался до конца юнъаньского периода, т. е. до выхода повстанцев из окружения. Затем этот союз распался, и тайпины стали относиться с недоверием к действиям «Триады»,

Некоторые историки (Го Тинъи, Жуп Мэнъюань и др.) считают, что «Общество поклонения богу» ведет свое происхождение от «Триады», унаследовав oт нее ряд черт. Новая религиозная концепция, отличная от традиционной китайской религии, успехи движения в послеюнъаньский период привели к отделению тайпинов от «Триады» и возвышению «Байшан-дихуэя» над другими тайными обществами. Среди историков есть также и не опровергающие, но и не доказывающие возможность связей тайпинов с «Триадой».

С самого начала крестьянской войны тайпины выражали недовольство слабостью организации к дисциплины в отрядах «Триады». Но и руководители «Триады» с предубеждением относились к религиозному фанатизму тайпинов. И тем, и другим узость крестьянского мышления мешала ясно осознавать общность ближайших целей. В известном высказывании вождя тайпинов Хун Сюшоаня содержится мало лестных слов о последователях «Триады». «Я никогда не вступал в общество «Триады», — писал он, — но часто слышу, что его основная цель состоит в ниспровержении династии Цин и восстановлении династии Мин. Такая позиция была совершенно правильной в годы правления Канси, когда было создано это общество. Однако теперь, когда прошло двести лет, если и можно по-прежнему говорить о свержении Цин, то невозможно уже говорить о восстановлении Мин. Если мы хотим отвоевать У маньчжуров родину китайской нации и основать новую династию, то разве привлечем сердца людей, по-прежнему призывая к восстановлению Мин? К тому же в «Триаде» существуют дурные обряды, к которым я ил гаю отвращение. Так, например, вновь вступающим необходимо дать 36 клятв, они должны поклоняться злым духам и нечистой силе. Приставляя меч к горлу, их заставляют отдавать все средства в пользу организации. 

Руководители тайпинов, выпустили воззвание, где по адресу отступников говорилось: «Почему бы вам не вспомнить о том, что вы поклялись на крови быть последователями «Хун» и отдать свои сердца и силы для уничтожения Цин? Не бывало еще, чтобы заключившие союз со справедливостью и ставшие побратимами повернулись лицом на север к ненавистному врагу». Возможно, тайппны хотели оградить себя от враждебных действий некоторых отрядов «Триады» и вернуть в свои ряды непоследовательных союзников, чтобы попытаться создать своего рода единый фронт против маньчжуров. Как бы то ни было, в послеюнъаньский период они с крайней осторожностью относились к выступлениям тайных обществ, если совместные действия с ними не вызывались острой необходимостью.

Тем не менее тайпины еще не раз прибегали к помощи отрядов «Триады», поддерживавших их успешное продвижение и усиливавших их удары. Так, весь путь армии тайпинов от Учана до Нанкина был значительно облегчен действиями «Триады», поднимавшей восстания под знаменами тайпинов.

Наглядным примером тому может служить отношение тайпинов к шанхайскому восстанию «Союза малых мечей», которое одержало победу через пять месяцев после основания тайпина-ми в Нанкине своей столицы — в начале сентября 1853 г. Захват повстанцами Шанхая и нескольких окружающих его уездов оказал сильное воздействие на всю обстановку, сложившуюся в Цзянсу.

Были ли между восставшими в Шанхае и государевом тайпинов реальные связи? Ни один специалист, занимавшийся историей тайпинов, не прошел мимо этого вопроса. Однако и по сей день он остается дискуссионным. Совершенно естественно, что многие исследователи связывали эту проблему со всей историей взаимоотношений Тайпинтяньго с восстаниями, которые велись под руководством тайных обществ.

Привлекая практически одни и те же материалы и документы, разные ученые по-разному трактуют эту проблему. Так, Ло Эрган считает, что тайпины не отвергали «Союза малых мечей» и активно боролись за присоединение шанхайских восставших к Тайпин-тяньго. Напротив, Сяо Ишань утверждает, что государство тайпинов не имело связей с «Триадой» и не оказывало поддержки ее восставшим отрядам. Многие исследователи просто-напросто излагают историю вопроса, не высказывая своего мнения.

Восстание в Шанхае во главе с Лю Личуанем произошло, несомненно, под влиянием победы тайпинов. Сначала повстанцы назвали свое государство «Да Минго» («Великое государство Мин»). Лидеры шанхайского восстания, стремясь объединиться с тайпинами и признавая их ведущую роль, изменили название государства на «Да Мин Тайпин-тяньго» («Минское небесное государство великого спокойствия»).

Сразу же после захвата Шанхая Лю Личуань направил двумя маршрутами — по суше и по реке Янцзы — свое послание в Нанкин Хун Сюцюаню. В нем говорилось: «Лю Личуань, покорный слуга, не удостоенный назначения, с трепетом припадает и представляв доклад Вашему величеству, нашему императору... В настоящее время Вами основана династия в Нанкине... народ успокоился и в государстве наступило великое умиротворение. Вся Вселенная желает примкнуть к Вам. Это соответствует воле Неба и стремлениям народа. Ваш покорный слуга... на рассвете 5-го дня 8-го месяца этого года повел тысячу восставших героев и утвердился в Шанхае. За 12 дней, не применяя оружия, овладел уездными центрами Цинпу, Цзядин, Баошань, Чуаньши, Наньхуэй, утвердился в них и защитил жителей и торговцев, которые, как и в обычные Дни, спокойно занимаются своим делом. Немедленно, ночью, посылаю этот доклад и прошу нашего Владыку поскорее дать приказ об отправке официального посланца... а также прошу пожаловать награды и в императорском декрете опубликовать 0 радостных событиях...

Какова же судьба двух посланий Лю Лнчуаня, направленных в столицу тайпинов? Сведения об этом крайне ограничены, а иногда и просто недостоверны. Для доставки послания водным путем по Янцзы Лю Личуань воспользовался посредничеством английского купца Рейпольдса, который на судне, зафрахтованном в Нинбо, перевозил, а затем и продавал тайпинам оружие и боеприпасы. В докладах генерал-губернатора Цзянсу и Аньхоя И Ляна, а также временно исполнявшего обязанности военного губернатора Цзянсу Сюй Найчжао, датированных 21 ноября 1853 г., сообщалось, что «было захвачено рыболовное судно из Нинбо, па котором находились три иностранца. Было обнаружено заморское оружие: меч, 60 ружей, 40 сабель, мешок селитры и бочонок пороха. К тому же у иностранцев при обыске нашли письмо, на котором было написано: «Истинному государству тайпинов». Его тут же вскрыли и прочли. Оказалось, что это письмо английского купца Рейнольдса к главарю мятежников в Чжэньцзяне Ло Дагану.

Ближайшим к Шанхаю пунктом был оборонявшийся армией тайпинов город Чжэньцзян. Каким-то образом командующему войсками тайпинов в Чжэньцзяне Ло Дагану стало известно о захвате Шанхая восставшими. Вероятно, источником этих сведений были слухи о перехвате цинским патрулем посланий Лю Личуаня. Благодаря повторной отправке Лю Личуанем гонцов в Нанкин связь с Ло Даганом все же была установлена. Во всяком случае, английский купец Скарс, посещавший Лю Личуаня в его ставке, пишет, что видел депеши, полученные из Нанкина.

Факт получения Ло Даганом информации о событиях в Шанхае подтверждается также в книге Чжи Фэйцзы (псевдоним Дифу даожень и Тефу даожень) «Цзиньлин цза цзи» («Записки о золотом холме»), находившегося некоторое время на службе у тайпинов. Поскольку автор был очевидцем событий, его книга является ценным источником.

Из официальных бумаг и докладов, которые по долгу службы проходили через руки образованных писцов, почерпнул Чжи Фэйцзы сведения о связях тайпинов с восставшими шанхайцами. В его изложении это выглядит так: «Когда в Шанхае произошла смута, вызванная другой шайкой разбойников, то бандит Ло Даган тут же послал в столицу, в резиденцию злодея Яна, донесение, в котором сказано: «Как стало известно, в Шанхае есть группа людей, которая овладела городом. Она насчитывает около 3— 4 тыс. человек...» и т. д., и нигде не упоминается об именах».

Судя по этому отрывку, можно сделать вывод, что в ставке Ло Дагана действительно были получены сведения о событиях в Шанхае. Каким образом Ло Дагану стало известно об этом, ни Чжи Фэйцзы, ни кто-либо другой не указывают.

Далее Чжи Фэйцзы пишет: «Уже через день из резиденции Ло Дагана в столицу опять была   отправлена депеша, после чего фальшивый восточный ван, злодей Ян, неожиданно написал послание. Нашелся человек, который тайно его вскрыл и вкратце изложил содержание: «В 3-м месяце из доклада нашего высочайшего сановника Ло Дагана мы узнали, что братья просят предпринять наступление на Сучжоу и Чанчжоу, братья же в Шанхае готовы откликнуться и выступить в городе.

Несмотря на подробное изложение событий, многое из того, о чем сообщает Чжи Фэйцзы, требует пояснений. Прежде всего важным вопросом является определение дат получения и отправки депеш в лагерь тайпинов. Ян Сюцин в своем послании упоминает о получении доклада Ло Дагана в 3-м месяце (вероятно, 3-м месяце по лунному календарю). Поскольку точная дата в заключительной части послания не поставлена и о ней ничего не говорит Чжи Фэйцзы, этот месяц может соответствовать только 3-му месяцу 4-го года «цзяянь» по календарю тайпинов— март—апрель 1854 г. Так как в марте 1853 г. восстание «Союза малых мечей» еще не началось, а к марту 1855 г. оно уже потерпело поражение, совершенно ясно, что именно в марте 1854 г. тайпинам стало известно о выступлении «Союза малых мечей» и еще было время для оказания поддержки повстанцам, которые вели в Шанхае оборонительные бои.

Следует отметить также, что Чжи Фэйцзы приводит лишь краткое изложение послания Ян Сюцина, да и то полученное из третьих рук. Возможно, что в полном тексте послания, если бы оно было где-то зафиксировано, историки нашли бы имена вождей шанхайского восстания. Обращает на себя внимание тот факт, что в тексте Чжи Фэйцзы послание Ян Сюцина обозначено знаком «си» («послание, депеша, официальное обращение»), а в надписи на письме употреблен знак «чжа» («письмо, инструкция низшему»). Вполне уместно предположить, что тайпины посылали в Шанхай не одно послание, упоминавшееся Чжи Фэйцзы, но и другие письменные депеши и приказы, что, кстати, подтверждается данными Скнрса.

Как видно из записей Чжи Фэпцш, послание Ян Сюцина в Шанхай было адресовано не Лю Личуаню или другим лидера". «Союза малых мечей», а «Ли Вэньфэну и братьям в Шанхае. Это подтверждает версию о том, что из Нанкина в Шанхай направлялась не одна депеша. Может быть, такой адресат был выбран для дезориентации цинской стороны и сокрытия подлинных имен вождей шанхайского восстания?





На правах рекламы

Любому конечно же хочется сделать интерьер собственной квартиры красивым и индивидуальным. В этом случае не стоит забывать даже о розетках и выключателях. К примеру, в серии Legrand Galea Life розетки и выключатели могут быть даже из натуральных дерева или кожи. И интерьер вашей квартиры зависит только от вашей фантазии.

 

 

 

 



Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе