Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

«Народное благоденствие» Сунь Ят-Сена

Сунь Ят-сен неоднократно повторял, что «уравнение прав на землю» можно осуществить через фиксацию цен за земельные участки, введение единого поземельного налога и передачу дифференциальной ренты государству. Он говорил: «Среди поборников уравнения прав на землю есть и такие, которые стоят за ее национализацию. Но у государства, пожалуй, не хватит сил для выкупа всех земель в стране. Поэтому самое лучшее — установить налог в соответствии с ценой на землю».

 

Правда, Сунь Ят-сен предполагал, как только сформируется административный аппарат республики, «произвести обмен всех документов на владение землей... Если мы будем твердо стоять на позициях социальной революции, то, внеся даже небольшие изменения при обмене документов, мы получим огромный эффект». Какие именно изменения Сунь Ят-сен собирался «нести, на этот счет у нас нет конкретных указаний кроме единственного предложения — взимать дополнительно к поземельному налогу еще и гербовый обор при выдаче новых документов на владение землей. «Раньше в провинции Гуандун, — говорил Сунь Ят-сен, — за каждые 100 лян, обозначенных в документе, брали гербовый сбор в размере 9 лян. Теперь следует издать приказ об обмене земельных документов по всей стране и установить единый гербовый сбор 3—5 лян с каждых 100 лян, указанных в документе... Если учесть, что после проведения мероприятия цены на землю будут повышаться с каждым днем, то, следовательно, доходы государства будут увеличиваться и нам нечего бояться бедности. Земля является одним из основных факторов производства, и после уравнения прав на землю легко будет осуществить социализм». Как известно, даже этот весьма ограниченный план земельной реформы Сунь Ят-сена не был осуществлен в ходе Синьхайской революции.

В этот же период Сунь Ят-сен впервые выступил в защиту рабочего класса, тогда как до того он обычно говорил лишь о тяжелой участи крестьянских масс. Теперь он отмечал: «Наблюдая со стороны, можно увидеть, что вся продукция в мире создается потом и кровью рабочих, поэтому рабочим принадлежит не только главная заслуга в развитии капитализма, но и огромные заслуги перед всем человечеством. Рабочие подвергаются унижениям, жестокому обращению, грубому насилию — все это чрезвычайно несправедливо и тем более вопиюще потому, что капиталисты убивают именно тех, кому обязаны своим существованием». Сунь Ят-сен искренне сочувствовал стачечной борьбе рабочих в капиталистических странах Европы и Америки, но отмечал при этом: «Конечной цели при помощи стачек добиться нельзя, и это понятно: ведь рабочие бедны, у них нет ни жилья, ни запасов, чтобы отстаивать свои права в течение длительного времени. Стоит потребовать повышения заработной платы, как капиталист усиливает нажим и месяца через два-три рабочие, не вынеся голода, вынуждены впрягаться в ярмо на прежних условиях».

В своей государственной деятельности Сунь Ят-сен подчас проявлял заботу о рабочем классе. Так, 29 февраля 1912 г. он предписал прокурору республики арестовать и привлечь к суду владельца предприятия Се Чжун-шаня за отказ от выплаты рабочим задержанной зарплаты. Декретом временного президента были освобождены от уплаты налогов рикши г. Нанкина за январь 1912 г., учитывая холодную погоду и тяжелые условия их труда. Были вообще пересмотрены ставки налогов, взимаемых с рикш в зимние месяцы.

Сунь Ят-сен стремился оказывать помощь крестьянам в связи со стихийными бедствиями. В послании Национальному собранию от 6 марта 1912 г. он требовал выделения определенной части полученных иностранных займов на нужды голодающих провинции Аньхуй. Распоряжением от 27 марта 1912 г. Сунь Ят-сен предлагал министерству финансов выделить 10 тыс. юаней голодающему населению Цинхуая. 6 марта 1912 г. Сунь Ят-сен объявил о сформировании «добровольческой армии» по борьбе со стихийными бедствиями. Командующим этой армией стал он сам, а заместителем — Хуан Син.

Много внимания уделил Сунь Ят-сен развитию сельского хозяйства. Президентским указом было предписано министерству внутренних дел и всем провинциальным властям предоставлять крестьянам кредиты и льготы для приобретения инвентаря, семян, особенно в районах военных разрушений и стихийных бедствий. Кроме того, Сунь Ят-сен распорядился о выделении 300 тыс. юаней на поднятие целины в окраинных районах Китая, населенных некитайскими народностями.

Для защиты жизни и имущества народных масс Сунь Ят-сен издал указ всем губернаторам провинций об охране жизни и имущества народа, предписывая строго карать чиновников за захват жилищ, денег, одежды и другого имущества, за самовольное взимание налогов и поборов, за различные вымогательства.

На основании указаний Сунь Ят-сена военное министерство телеграфно распорядилось о строгом запрещении военным и гражданским властям собирать дополнительные налоги с населения на военные нужды.

Знаменательным документом послереволюционного периода был президентский указ о запрещении торговли живым товаром. Сославшись на Декларацию прав человека времен • французской революции, Сунь Ят-сен декларировал свободу, равенство и братство всех без исключения граждан Китая. Он напоминал, что при маньчжурском господстве в Китае существовало рабство, практиковалась работорговля. Эти позорные явления с установлением республиканского правления должны быть полностью уничтожены. Запрещались все виды торговли людьми: продажа китайцев в рабство в другие страны, купля-продажа домашних рабов и рабынь, проституция. «Отныне, — гласил указ, — в Китайской республике могут существовать только отношения нанимаемых и нанимателей, но не владельцев и рабов». Указ предусматривал также предоставление убежища и полных гражданских прав жителям других стран, где существует рабовладение.

Гуманным и непривычным для Китая актом явились приказы Сунь Ят-сена о запрещении пыток при допросах и телесных наказаний, а также бинтования ног женщинам, курения опиума.

Декретами Сунь Ят-сена было запрещено мужчинам носить косы, которые ханьцы рассматривали как символ национального позора; были отменены традиционные обращения: лаое (барин), дажэнь (ваше превосходительство), вместо этого введено — сяньшэн (почтенный, уважаемый, учитель). Были отменены также парадная форма одежды маньчжурского покроя, знаки отличия и форма мундиров соответствующих чинов, рангов и сословий, а также унизительная церемония коленопреклонения. Лунный календарь был заменен европейским.

Был издан еще целый ряд подобных декретов и циркуляров, в какой-то степени соответствовавших представлениям Сунь Ят-сена о принципе народного благоденствия, о гуманизме, о человеческом достоинстве. Хотя все эти меры не были решающими с точки зрения преобразования общества, тем не менее прогрессивность законодательной и административной деятельности Сунь Ят-сена очевидна.




Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе