Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

Синьицюань семьи Дай: происхождение и развитие

Синьицюань семьи Дай: происхождение и развитие



Хотя большинство любителей китайских боевых искусств знает довольно много про три братских искусства - тайцзицюань, багучжан и синъицюань - но очень мало кто даже слышал про синьицюань (кулак мысли и воли) семьи Дай. Большинство занимающихся синъицюань (кулак формы и воли) вероятно слышали про Дай Лунбана. Большинство из книг упоминает его - наряду с Юэ Фэем, Цзи Лунфэном, Цао Цзиу и Ли Лаонэном - как одного из величайших людей синъицюань. Дай также считается учителем Ли Лаонэна.

До сих пор много споров идет о том, у кого на самом деле учился Ли Лаонэн. Занимающиеся синъицюань из провинции Хэбэй заявляют, что Ли учился у Дай Лунбана, и эта теория является наиболее распространенной. Историки синъицюань из провинции Шаньси указывают на Дай Вэньсюня (Дай Эрлюй), сына Лунбана, в то время как данимающиеся синьицюань семьи Дай приписывают передачу искусства Го Вэйханю, племяннику жены Лунбана.

Этот стиль, иногда называемый на Западе как синъицюань Дай Лунбана, был создан семьей Дай, проживающей в уезде Ци северокитайской провинции Шаньси. Наиболее известной фигурой был Дай Лунбан, унаследовавший кулак воли (ицюань; это НЕ ТОТ стиль, что позднее был популяризован Ван Сянчжаем), передаваемый внутри семьи, и позднее изучивший синьицюань (кулак мысли и воли) у Цао Цзиу и стиль богомола у Цзинь Шикуя.

Некоторые историки боевых искусств сегодня заявляют, что Цао Цзиу не только не обучал Дай Лунбана синьицюань, но и вообще не был никак связан с синьицюань. Распространеное заблуждение в том, что Цао был учителем Дай Лунбана, происходит из другого заблуждения: что "Кулачные трактаты синьицюань" ("Люхэ цюань пу") были написаны Даем. Однако, под текстом нет имени автора, и нет никаких доказательств того, что его написал Дай.

Подробнее...

Чацюань

Чацюань (查拳) является одним из самых популярных северных стилей китайского ушу. Стиль чацюань относится к северным стилям китайского ушу. Основной особенностью этого стиля является то, что все техники созданы для ведения боя на дистанции, так называемого дальнего боя. Из-за этой особенности стиль чацюань включает в себя огромное число техник удара ногой.
Как и многие стили дальнего боя в у-шу, чацюань подразумевает использование оружия. Допустимое оружие для этого стиля – шест, копье, меч-дао и меч-цзянь.

Движения в чацюань не такие быстрые, как в некоторых других направлениях у-шу. Этот стиль учит сочетать движение и покой. Считается, что они должны плавно перетекать друг в друга. Быстрые движения в чацюань совершаются довольно плавно, а покой не бывает совершенным, он подразумевает некоторое движение.
Стиль чацюань происходит от Ча-мира, который был мусульманином. Другим его именем является мусульманское имя Джамиль. Согласно легенде, в XVI веке отряд добровольцев вышел с Запада Китая на Восток, чтобы помочь полководцу Ци Цзигуану справиться с набегами японских пиратов. По дороге Ча-мир заболел и остался в провинции Гуаньсянь. В благодарность за уход за ним он обучил ряд крестьян своему искусству ведения боя, и с тех пор оно было названо в его честь.

Искусство ведения боя в чацюань подразумевает отличную тренировку пальцев рук и пальцев ног. Стремление не дать противнику приблизиться до такой степени развито в этом стиле, что искусство быстро и стремительно на расстоянии вытянутой руки поражать болевые точки соперника достигает в этом направлении максимального развития. Считается, что у людей, в совершенстве владеющих стилем чацюань железные пальцы.
Отдельным комплексом из 28 упражнений считается туйцюань – это искусство боя при помощи ног. В наше время лишь 10 упражнений этого комплекса получили широкое распространение.

Подробнее...

Хуэйхуэй шиба чжоу

Один из классических стилей китайских мусульман. Состоит из трех разделов. 1-й раздел - это 18 отдельных связок движений. 2-й раздел - это 18 не связанных друг с другом комплексов. Эти комплексы можно тренировать поодиночке, а можно объединять и несколько в один. В эти 18 комплексов входит 387 форм. Одни из форм состят из одного движения, другие могут включать в себя по 3-5 движений. Количество форм в каждом комплексе различнл: самый маленький состоит из 14 форм, самый большой - из 41 формы. 3-й раздел - это парный комплекс.

Даже названия отдельных форм комплекса связаны с исламом - "имам", "форма сосуда для омовения" и т.п.

Как легко догадаться, 18 мусульманских локтей - это кулачное искусство, состоящее в основном из атакующих и защитных приемов локтями. Сюда входят: укол локтем, блок локтем, опускание локтя, давление локтем, разбивание локтем, накрывание локтем, прикрывание локтем, обматывание локтем, сворачивание локтя, переворачивание локтя, поворачивание локтя, сталкивание локтем и поперечный удар локтем. С ними сочетаются другие стандартные элементы кулачного искусства.

Подробнее...

Циши

Циши


Этот вид кулачного искусства также известен под другим написанием с тем же чтением - - которое можно перевести как "семь воинов". Исходно стиль был назван в честь семи святых ислама, впоследствии стал известен как "семь форм". Он был широко распространен среди мусульман провинции Хэнань, впоследствии попал и в провинцию Шэньси. Приемы простые, позиции низкие, жесткость и сила, движение и покой четко различимы. При тренировке прорабатывают: "развернув по диагонали корпус в разноименной позиции нужно прикрыть пах, пустое и полное, наступление и отступление подобны кружению орла"; в техниках требуются быстрые руки и ясный взгляд, вытягивания, вбирания и уворачивания, длинное и короткое используются совместно.

Подробнее...

Бацзицюань

Один из видов кулачного искусства. Полное название - "Каймэнь бацзи цюань" ("Кулак раскрытия врат восьми пределов"), еще называют "Юэшань бацзи цюань" ("Юэшаньский кулак восьми пределов").

"Каймэнь" ("раскрытие врат") говорят потому, что сутью техники являются 6 методов раскрываний ("лю да кай" - "6 больших раскрываний"), нацеленных на разбивание дверей (то есть защит) противника. Термин "бацзи" ("8 пределов") очень древний. "Хуайнаньцзы" гласит: "За девятью областями (древнего Китая) лежат восемь пространств, за восемью пространствами - восемь простираний, за восемью простираниями - 8 их пределов". "Хоуханьшу" гласит: "Широко распростерлись большие дороги, достигая восьми пределов". "Юэшань" говорят потому, что по преданию он произошел из храма Юэшань, что в уезде Цзяоцзуо провинции Хэнань.

Первоисточники стиля у-шу под названием бацзицюань историкам не известно. Этот стиль вошел в практику у-шу от У-Чжуна 吴钟 (1712—1802) из провинции Чжили, жившего в XVIII веке. Кто передал этот стиль самому У-Чжуну, не известно.

Согласно легендам, это был то ли странствующий даосский монах по имени Лай, то ли настоятель монастыря по имени Чжан. Известно, что У-Чжун сначала обучал искусству боя при помощи копья. Но после того, как монах смог одолеть его безо всякого оружия, У-Чжун стал проповедовать стиль бацзицюань.

Особенностью этого стиля является то, что ноги почти не отрываются от земли во время боя. Основные удары наносятся локтями, кулаками, ладонями, кулаками или плечами. Сила сконцентрированного удара в бацзицюань столь велика, что нередко после боя на земле остаются бороздки от движения ног. Одним из основных умений бойцов, которые владеют стилем бацзицюань, является умение использовать перемещение без отрыва ног от земли. Есть два вида таких перемещений в бацзицюань – «шаг топчущего раскалывания» и «трущий шаг».

Поскольку стиль бацзицюань подразумевает бой без оружия, в нем есть несколько серий приемов, которые позволяют выигрывать борьбу с противником. Первая группа приемов нацелена на слом защит бойца, она получила название «правила шести больших раскрываний». Вторая группа приемов касается собственно нападений, и имеет название «восемь больших приемов».

Стиль у-шу бацзицюань – один из самых травматичных стилей. Умение концентрировать усилие обычно приходит к ученикам намного раньше, чем они достигнут физического развития своего тела. Так что новички могут на первых порах получать травмы в парных тренировках или ломать руки о твердые поверхности. Само название стиля означает, что сила удара достигает такого уровня, что уходит за пределы мироздания, так что тем, кто собирается освоить этот стиль, требуется определенная доля терпения и умения рисковать.



Бацзицюань раньше писали 'бацзы цюань' ('кулак иероглифа 'восемь'') или 'бацзы цюань' ('кулак мишени'). В труде времен минской династии "Цзисяо синьшу" в разделе "кулачный канон" упоминается 'бацзы цюань гунь', что указывает на бацзи цюань.

Подробнее...

Паочуй

Паочуй ещё называют саньхуан паочуй (пушечный удар трёх императоров). При этом имеются в виду легендарные древние вожди китайских племён, прозванные тремя императорами, которые впервые упомянуты в "Чу. Чуньгуань вайши". Их имён там не указано, но обычно с некоторой натяжкой считают, что это были Фуси, Шэньнун и Хуанди. Это название подчёркивает древность стиля. Название 'пушечный удар' происходит из сравнения силы удара в этом стиле с выстрелом.

Согласно легенде, в конце династии Мин - начале династии Цин бонза монастыря Суншань Шаолинь в провинции Хэнань передал это искусство Гань Фэнчи и Цяо Саньсю. Гань и Цяо передали традицию Цяо Хэлину, Цяо Хэлин передал Сун Майлуню и Юй Ляньдэну. Различия в техниках Суна и Юя, постепенно развиваясь, привели к образованию двух больших подстилей, которые передаются до сих пор по наследству вот уже девятое поколение.

Паочуй очень популярен в районе Пекин-Тяньцзинь. Это произошло в результате того, что из-за неспокойной обстановки конца династии Цин возник большой спрос на услуги телохранителей. В то время известные учителя паочуй Юй Цзянь, Сунь Дэчжунь, Чжан Дяньхуа и Суй Цайчэнь основали в Пекине Охранное бюро "Хуйю", объединившую мастеров паочуй пятого и шестого поколений, и профессиональных телохранителей. Мастера вели обучение, и таким образом в Яньбэйском районе образовалось свое кулачное искусство.

Подробнее...

Чоцзяо

Чоцзяо

Чоцзяо - это стиль ушу, основанный на большом количестве ударов ногами. Согласно легендам, он возник во времена династии Сун и достиг расцвета при династиях Мин и Цин. В конце династии Сун демонстрировались 'ся цюань' ('рыцарский кулак') и 'ти цюань' ('пинающий кулак').

Чоцзяо был известен под названием 'юаньян туй' ('нога утки-мандаринки'). В написанном в конце династии Юань - начале династии Мин произведении "Речные заводи" в 28-й главе "Пьяный У Сун бьет трактирщика Цзян Мэньшэня" использовался 'шаг нефритового кольца, нога утки-мандаринки', из чего следует, что этот стиль уже тогда был популярен в народе. Когда армия тайпинов вошла в деревню Цаньинь в районе Жаоян провинции Хэбэй, они преподавали 'чо цзяо' и 'фаньцзы цюань'. В то время крупнейшими мастерами считались Дуань Сюйхэ (по прозвищу Старый Сюй) и Ван Чжаньао (Ван-железная нога) из деревни Северная Булань уезда Гаоян провинции Хэбэй. В годы правления под девизом "Даогуан" поколение 'Дянь' рода Дуань образовывали пятеро братьев, все - отличные бойцы. Впоследствии они пошли в обучение к знаменитому мастеру Хань Лума, который обучил их чоцзяо и фаньцзыцюань. Те передали традицию на северо-восток человеку по имени Сюй Чжаосюн (прозванному Цзинчань; люди называли его Сюй Чжичань и прозвали Железным Лоханем); Сюй передал ее шэньянцам Хэ Хэсяну (прозванному Минцзю) и Ян Цзюньфэну. После переезда в Цзилинь Ян передал традицию сыну Ян Цзиньчуню и шэньянцу Ху Чуньсяню (тренеру по ушу Чжан Цзолиня (милитарист, фактический хозяин Манчжурии в20-х годах XX века)). Помимо них в этом стиле был также силен Чэн Цинчунь (по прозванию Дунгэ) из Яньтая. В ветви, переданной в Ганьсу и Шэньси, сильны Ма Фэнту и Ма Инту.

Чо цзяо делится на 'ба гэнь' ('восемь корней'), 'вэнь танцзы' ('гражданские отрезки') и 'цзю чжи' ('девять ветвей') (у танцзы - военные отрезки).

'Ба гэнь' - это восемь сильных одиночных движений с возвращением ног обратно, тренируя которые постигают гунфу, а все многообразие техник ног получается на основе этих восьми движений. Вот причина названия 'восемь корней'.

'Девять ветвей', именуемые также 'у танцзы', - это девять комплексов, еще называемые девятизвенной ногой утки-мандаринки. В них преобладает высокая техника ног, она становится основной. По сравнению с 'восемью корнями' движения более расправленные. Приемы руками также основаны на вариациях техник, входящих в 'восемь корней'.

Первые 5 комплексов 'девяти ветвей' - это разнообразнейшие комбинации ударов ногами, последние 4 - это их специфическая эволюция в передвижении.

Техника ног чо цзяо состоит из 19 форм и 90 методов, содержит пяо (развеваться), по (наклонный), цзюэ (лягать), ляо (поднять), цюань (окружать), мо (вытирать), дуо (топать), и чуо (колоть,тыкать); использует ти (держать), дянь (ставить точку), доу (трясти), мо (тереть), чуай (толкать ногой) как базу. Техника рук этого стиля представляет собой нечто своеобразное. Она содержит 'кай ши лэй' ('устроить каменный гром'), 'сы цзянь шоу' ('рука подобная стреле') и 'юнь мо шоу'. Использование усилия-цзин основано на 'нин чжуань' ('крушить') и 'нэй бай' ('внутри ставить').


Источник

Фаньцзыцюань

Фаньцзыцюань (翻子拳) - один из видов кулачного искусства. Другие названия - "фаньцзы", "фаньцюань"; исходное название - "башаньфань" ("8 уверток-переворотов"). Относится к методам ведения боя на короткой дистанции.

Ма ФэнтуСтиль фаньцзыцюань относится к одному из самых древних направлений ушу. Он упоминается еще в трактатах Ци Цзигуана, то есть возник при правлении династии Мин. В трактате Ци Цзигуана "Цзисяо синьшу" ("Новая книга записей о достижениях") (династия Мин) сказано: "8 уверток-переворотов и 12 коротких - это искусность искусности". В свои 32 приема он включил такие приемы фаньцзыцюань, как "даньтоупао" ("выстрел над головой"), "аолуаньчжоу" ("разноименный локоть птицы Луань"), "шуньлуаньчжоу" ("одноименный локоть птицы Луань"), "цигуши" ("форма знамени и барабана").
 
За многие годы существования стиль фаньцзыцюань разросся до множества направлений, включает в себя огромное число техник. Эти техники учат бойца совершать и обманные, и реальные движения, твердые и мягкие, с использованием вращения снизу и сверху, справа и слева. Все движения можно условно уложить в два вида техник. Один вид получил названия тяо, или подъем, он подразумевает быстрые движения обеими руками от туловища вверх, применяется, в основном, при нападении. Второй тип движений называется мо, переводится как «смахивание». Это движение сверху вниз, по вертикальному кругу к животу. Те, кто хочет освоить стиль фаньцзыцюань, долгое время тренирует круговые движения по самым разным дугам, поэтому стиль и получил название «переворачивающийся кулак».

Овладение стилем фаньцзыцюань подразумевает серьезную тренировку дыхания, потому что многие комплексы движений делаются на одном дыхании. Стиль движений можно охарактеризовать как сильную непрерывность. Овладевающие стилем фаньцзыцюань бойцы тренируют, в первую очередь, твердость удара, скорость и проворство.

Сам по себе стиль фаньцзыцюань в последнее время используется редко. Его принято включать в систему стилей, среди которых чуоцзяо и пигуацюань. За счет этих смежных стилей боец, изучающий фаньцзыцюань, тренирует умение правильно контролировать выброс силы, тренируя умение убирать мешающие этому опирания и добавляя удару дополнительную тяжесть.


Источником современного фаньцзыцюань является род Дуань из деревни Северная Булань уезда Гаоян провинции Хэбэй. Примерно в годы правления под девизом "Даогуан" поколение Дянь ("последний") рода Гуань образовывали пятеро братьев, все - хорошие бойцы. Они попросили Хань Лума стать их учителем, и изучили у Ханя фаньцзы и чуоцзяо. Сюй Чжаосюн с Северо-Востока, изучив у семьи Дуань фаньцзыцюань и чуоцзяо, передал традицию шэньянцам Хэ Хэсяну и Ху Фэнсаню. Помимо них в фаньцзы и чуоцзяо был также силен Чэн Цинчунь из Яньтая, кроме того он тренировал "9 рук богомола"; говорят что он учился у Сюй Чжаосюна.

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе