Информация об ушу
Ван Сяньчжай
Ван Сяньчжай (1890-1963), исходное имя - Сянчжай, прозвище - Юйсэн, родом из уезда Шэнь провинции Хэбэй. С 14 лет изучал синъицюань у Го Юньшэня. После смерти учителя Го перебрался в Пекин, был начальником учебного отдела в Отделе боевой подготовки Управления сухопутных войск. С 33 лет стал странствовать, сравнивать боевое мастерство, встретился с чаньским монахом Чжулинем, с Се Тефу, с Лю Фэнчунем, познакомился с тайцзицюань, багуачжан, фучжоуским цзунхэцюань, и на основании несколькодесятилетнего опыта создал стиль, который теперь называют "ицюань" или "дачэнцюань". Обучал учеников и врачевал в Шанхае, Пекине, Баодине. В схватках победил чемпиона мира по боксу в легкой весовой категории и известного японского мастера дзюдо. Ученики: Яо Цзунсюнь, Доу Шимин, Ли Юнцзун. Автор книг "Истинные нормы ицюань", "Наработка столбового стояния" и "О дачэнцюань".
Доу Шимин
Доу Шимин родился в 1913 году в Хоцю провинции Аньхой, прозвищще - Юньтай. С 12 лет стал заниматься боевыми искусствами, в Пекинском институте гошу у Сюй Сяоцзэна и Сюй Сяоюя изучил бадуаньцзин и синъицюань. С 1928 года изучал ушу и шуайцзяо у Ми Дэгуя, Чжан Дэшэна, Ван Сяньчжая, Ван Цзочэня, Чэнь Вэньчжэна. С 1980 года преподает тайцзицюань.
Бу-фа - стойки | Шоуфа - техника рук | Туйфа - техника ног | Юэтяо - техника прыжков |
1. Бинбу - ст. ноги вместе 2. Мабу - ст. всадника 3. Баньмабу - мабу с поворотом ноги 4. Лунбу - ст. дракона 5. Гунбу - ст. лука 6. Хубу - ст. тигра 7. Сюйбу - пустая стойка 8. Себу - скрученная стойка 9. Хэбу - ст. журавля 10. Пубу - ст. пятка в сторону 11. У-бу - боевая, универсальная стойка 12. Цзопань - поза «по-турецки» (медитация) |
1. Чунцюань - прямой удар кулаком 2. Чжан - ладонь 3. Гоу - крюк 4. Иньчжао - КОГТИ орла 5. Хучжао - лапа тигра 6. Лунчжао - лапа дракона 7. Чжоу - удар локтем вперед 8. Шэншоу - махи руками |
1. Тинтуй - прямой удар ногой 2. Дэнтуй - удар пяткой Чян фангун - кувырок вперед Хау фангун - кувырок назад 3. Цэчаньтуй - боковой удар 4. Цэчуайтуй - круговой удар 5. Гоутуй - подсечка 6. Удар сверху - 7. Чжентитуй - прямой мах ногой 8. Кэтитуй - диагональный мах 9. Сэтитуй - боковой мах 10.Вайбайтуй - круговой мах наружу 11. Дихэтуй - круговой мах во внутрь 12. Хойтитуй - задний мах ногой 13. Шэнтуй - махи ногами |
1. Тэнкунфэйтуй - прямой прыжок 2. Вайбайлинь - раскрывающийся лотос 3. Сюаньфэйтуй - удар вихрь |
Термины, обозначающие части тела
|
Термины, обозначающие движения
|
Общие термины
|
Названия групп движений
|
Тайцзицюань (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь tàijíquán) — буквально Великий предел кулака, или кулак Великого Предела, китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу (происхождение Тайцзицюань исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка цюань(кулак) подразумевает, что Тайцзицюань, это боевое искусство.
Варианты написания названия: «тай чи» (неверная транскрипция с английского), «тай-цзи», «тай-цзи цюань», «тайцзи-цюань». («тайцзичуань»--примерная транскрипция. Неверным будет прочтение «тайцзЫцУань» или «цУЯнь».)
Багуачжан (кит. 八卦掌, «ладони восьми триграмм»}, также Багуацюа́нь(кит. 八卦拳, «кулак восьми триграмм»)— боевое искусство Китая. Состоит из разных движений ладонями в ходе передвижения по кругу.
Багуачжан является одним из трех классических "внутренних" стилей китайского ушу. Ба Гуа в переводе означает "восемь триграмм". Этот термин относится к восьми базовым принципам, описанным в древнем метафизическом "Каноне перемен". В данном случае его использование означает, что стиль является физическим отражением этих восьми принципов, что его базовые положения соответствуют восьми триграммам, а переходы между ними - описанным в "Каноне перемен" взаимопревращениям триграмм. `Чжан' переводится как `ладони' и означает, что в этом стиле предпочитают использовать ладони, а не кулаки и крюки как в других стилях боевых искусств ибо ладонь может и бить как кулак, и захватывать как крюк. Таким образом, багуачжан - это боевое искусство, базирующееся на теории непрерывных изменений в зависимости от ситуации, в котором противника побеждают за счет мастерства, а не за счет грубой силы.
Синъицюань (кит.形意拳) — один из видов боевых искусств Китая. Название переводится как «кулак формы и намерения» (раньше иногда вместо иероглифа «форма» писали омонимичный иероглиф «двигаться», то есть получался «кулак движения и намерения»). В этом названии «зашифрованы» две важнейших составных части синъицюань: «кулак пяти первостихий» (соответствует «намерению») и «кулак двенадцати животных» (соответствует «форме» или «движению»). Таким образом, «синъицюань» — это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.
Китайский иероглиф "син" означает внешнюю форму, а "и" - это "ум, разум воля" (противопоставляется "синь" - "сердце, эмоции"). Кроме того, в этом названии еще зашифрованы две важнейших составных части синъицюань: "кулак пяти первостихий" (соответствует "разуму") и "кулак двенадцати животных" (соответствует "форме"). Таким образом, "синъицюань" - это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.
О происхождении стиля существует множество легенд, выводящих его то от индийского миссионера Бодхидхармы, то от великого полководца Юэ Фэя. Однако сегодня большинство историков ушу сходятся на том, что реально стиль был основан человеком по имени Цзи Лунфэн, который жил в XVII веке в китайской провинции Шаньси. За свое мастерство владения копьем он был прозван "Чудесное копье". На основе техники обращения с копьем Цзи Лунфэн и разработал новый стиль кулачного искусства. Позднее разные ученики Цзи Лунфэна осели в разных провинциях Китая, и сегодня существует три крупных направления синъицюань: шаньсийское, хэбэйское и хэнаньское. Если хэбэйские и шаньсийские школы довольно схожи, то хэнаньское направление сильно отличается, и его часто выделяют в отдельный стиль - синьицюань ("кулак сердца и разума"), синьилюхэцюань ("кулак сердца, разума и шести координаций) или люхэсиньицюань ("кулак шести координаций, сердца и разума").
Особым направлением синъицюань является ицюань ("кулак воли", или "кулак разума"), другое название - дачэнцюань ("кулак Великого достижения") . Этот стиль был создан в начале XX века Ван Сянчжаем, который счел, что в современном ему синъицюань слишком увлекаются отработкой внешних форм, но забывают об их внутреннем наполнении. Он отказался от стоек, ударов, передвижений, от всех тех форм, что сковывают разум, и учил лишь способу воплощения волевого импульса через движение.