Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

Мастера инчжаоцюань (кулак орлиных когтей)

Мастера инчжаоцюань (кулак орлиных когтей)


Лю Шицзюнь
Лю Шицзюнь (1840-1910) из уезда Сюн провинции Хэбэй. Знаменитый учитель инчжаоляньцюань, один из наиболее почитаемых людей в этой школе. С детства полюбил боевые искусства. У Даоцзи изучил инчжао циньна, у Фачэна - юэшиляньцюань. Стал учителем в столице, преподавал в войсках чисто-белого знамени. С 1866 года стал обучать учеников в столице. Основной ученик - Лю Чэнъю. Позднее Чэнь Цзычжэн обобщил эту науку в "инчжаофаньцзы".


Чэнь Цзычжэн
Чэнь Цзычжэн (1878-1933), другое имя - Цзидань, из уезда Сюн провинции Хэбэй. С детства полюбил ушу, изучал шаолиньцюань, фаньцзыцюань, юэшисаньшоу, иньчжаоцюань. За свое мастерство в стиле орлиных когтей получил прозвище "князь орлиных когтей". Давал уроки в провинции Хэйлунцзян. В 1918 году в Шанхае демонстрировал "инчжао лоханьцюань". С 1919 года стал заместителем председателя Центральной ассоциации Цзинъу в Шанхае, преподавал инчжаоцюань. Преподавал в разных ВУЗах Шанхая. Однажды он участвовал в официальном поединке с одним американским силачом, и хотя правила запрещали "захваты когтями" и "удары ладонями", он сбил противника с помоста ударом ноги. В ходе другого боя правилами было "запрещено использовать ноги, когти и ладони", но Чэнь смог применить бросок. В 1921 году преподавал в Ассоциации Цзинъу в Гонконге. В 1922 году был командирован в Сингапур для преподавания в тамошней Ассоциации Цзинъу, там в ходе поединка он победил английского боксера. В 1923 году был учрежден филиал Ассоциации Цзинъу в Учане, и Чэнь Цзычжэн был командирован туда вместе с Чэнь Гоцином. Автор книг "Инчжао фаньцзыцюань", "Книга об искусстве инчжаоцюань", "50 дорожек непрерывного кулака орлиных когтей", "Избранная суть инчжаофаньцзыцюань".

Подробнее...

Мастера ицюань (кулак воли)

Ицюань (кулак воли)


Ван Сяньчжай

Ван Сяньчжай (1890-1963), исходное имя - Сянчжай, прозвище - Юйсэн, родом из уезда Шэнь провинции Хэбэй. С 14 лет изучал синъицюань у Го Юньшэня. После смерти учителя Го перебрался в Пекин, был начальником учебного отдела в Отделе боевой подготовки Управления сухопутных войск. С 33 лет стал странствовать, сравнивать боевое мастерство, встретился с чаньским монахом Чжулинем, с Се Тефу, с Лю Фэнчунем, познакомился с тайцзицюань, багуачжан, фучжоуским цзунхэцюань, и на основании несколькодесятилетнего опыта создал стиль, который теперь называют "ицюань" или "дачэнцюань". Обучал учеников и врачевал в Шанхае, Пекине, Баодине. В схватках победил чемпиона мира по боксу в легкой весовой категории и известного японского мастера дзюдо. Ученики: Яо Цзунсюнь, Доу Шимин, Ли Юнцзун. Автор книг "Истинные нормы ицюань", "Наработка столбового стояния" и "О дачэнцюань".

Доу Шимин

Доу Шимин родился в 1913 году в Хоцю провинции Аньхой, прозвищще - Юньтай. С 12 лет стал заниматься боевыми искусствами, в Пекинском институте гошу у Сюй Сяоцзэна и Сюй Сяоюя изучил бадуаньцзин и синъицюань. С 1928 года изучал ушу и шуайцзяо у Ми Дэгуя, Чжан Дэшэна, Ван Сяньчжая, Ван Цзочэня, Чэнь Вэньчжэна. С 1980 года преподает тайцзицюань.

Подробнее...

Основные термины ушу

Основные термины ушу

Бу-фа - стойки Шоуфа - техника рук Туйфа - техника ног Юэтяо - техника прыжков
1. Бинбу - ст. ноги вместе
2. Мабу - ст. всадника
3. Баньмабу - мабу с поворотом ноги
4. Лунбу - ст. дракона
5. Гунбу - ст. лука
6. Хубу - ст. тигра
7. Сюйбу - пустая стойка
8. Себу - скрученная стойка
9. Хэбу - ст. журавля
10. Пубу - ст. пятка в сторону
11. У-бу - боевая, универсальная стойка
12. Цзопань - поза «по-турецки» (медитация)
1. Чунцюань - прямой удар кулаком
2. Чжан - ладонь
3. Гоу - крюк
4. Иньчжао - КОГТИ орла
5. Хучжао - лапа тигра
6. Лунчжао - лапа дракона
7. Чжоу - удар локтем вперед
8. Шэншоу - махи руками
1. Тинтуй - прямой удар ногой
2. Дэнтуй - удар пяткой
Чян фангун - кувырок вперед
Хау фангун - кувырок назад
3. Цэчаньтуй - боковой удар
4. Цэчуайтуй - круговой удар
5. Гоутуй - подсечка
6. Удар сверху -
7. Чжентитуй - прямой мах ногой
8. Кэтитуй - диагональный мах
9. Сэтитуй - боковой мах
10.Вайбайтуй - круговой мах наружу
11. Дихэтуй - круговой мах во внутрь
12. Хойтитуй - задний мах ногой
13. Шэнтуй - махи ногами
1. Тэнкунфэйтуй - прямой прыжок
2. Вайбайлинь - раскрывающийся лотос
3. Сюаньфэйтуй - удар вихрь
Термины, обозначающие части тела
  1. шоу – кисть руки
  2. цюань – кисть руки, сжатая в кулак
  3. чжан – ладонь
  4. гоу – «крюк» – пальцы кисти руки собраны в «щепоть»
  5. чжи – палец руки
  6. би – предплечье
  7. чжоу – локоть
  8. цзянь – плечо
  9. тоу – голова
  10. бо – шея
  11. яо – поясница
  12. бэй – спина
  13. сюн – грудь
  14. фу – живот
  15. куа – бедро
  16. си – колено
  17. туй – нога
  18. цзяо – стопа
  19. янь – глаз
  20. коу – рот
Термины, обозначающие движения
  1. бай – маховое широкоамплитудное движение
  2. ти – удары ногами
  3. чун – прямые удары кулаком
  4. ча – «короткие» удары напряженными пальцами ладони
  5. чуань – удары напряженными пальцами ладони
  6. чуай – «толкающие» удары ногами
  7. цзи – бить
  8. туй – толкать
  9. тяо – прыгать
  10. фань – переворачиваться
  11. чжуань – проворачиваться
  12. шуай – падать, бросать, обрушивать
  13. де – падать
  14. чжань – стоять
  15. во – лежать
  16. цзо – сидеть
  17. вань – сгибать
  18. цюйфу – гнуть
  19. шэньчжи – выпрямлять
  20. цзинь – сжимать, напрягать
  21. сун – расслаблять
  22. кайши – начинать
  23. тин – останавливаться
  24. дун – двигаться
  25. бу – шаг
  26. да – наносить удар
Общие термины
  1. шан – верх
  2. ся – низ
  3. куай – быстро
  4. мань – медленно
  5. кай – открывать, разворачивать
  6. хэ – закрывать, сворачивать
  7. сюньлянь – тренировка
  8. лянь – тренировать
  9. сюэ – изучать
  10. юн – использовать
  11. цзыжань – естественно
  12. хуси – дышать
  13. таолу – комплекс упражнений
  14. гуйдин – регламентированный
  15. цзысюань – вольный
  16. дуань – часть (комплекса)
  17. сяоцзу – комбинация движений
  18. бань – половина
  19. цюань – полный
  20. жоугун – упражнения на развитие гибкости
  21. бу – часть
  22. тинчжи – закончить
  23. цзяолянь – тренер
  24. цайпань – судья
  25. ши – форма
  26. юбэй – готовиться
  27. фэньдуань – по частям
  28. баньтао – полкомплекса
  29. чжэньтао – комплекс целиком
  30. чаотао – полтора комплекса
  31. ушу дитань – ковер для занятий ушу
  32. суду – скорость
  33. цзецзоу – ритм
  34. гаом – высокий
  35. ди – низкий
  36. пин – горизонтальный
  37. ли – вертикальный
Названия групп движений
  1. бусин – позиции
  2. буфа – передвижения
  3. шоусин – положения кисти
  4. шоуфа – движения руками
  5. цюаньфа – движения рукой, сжатой в кулак
  6. чжанфа – движения ладонью
  7. чжоуфа – движения локтем
  8. яньфа – техника взгляда
  9. шэньфа – включение корпуса
  10. туйфа – техника ног
  11. тяоюэфа – техника прыжков
  12. саочжуаньсин туйфа – техника подсечек
  13. чжибайсин туйфа – техника ударов прямой ногой
  14. шэньцзюйсин туйфа – техника ударов с разгибом в колене
  15. цзисян туйфа – удары с хлопками
  16. пича туйфа – шпагаты
  17. пинхэн – равновесия
  18. дебу гунфань – кувырки и перевороты

Подробнее...

Мастера цзыжаньмэнь (школа естественности)

Мастера цзыжаньмэнь (школа естественности)


Хэ Цзютянь

Хэ Цзютянь (1573-1620) жил на горе Цзюхуашань в провинции Аньхой. В молодости изучал боевые искусства в горах Удан. Стал мастером боя без оружия и с мечом-цзянь. Впоследствии странствовал по разным землям, в итоге поселился в провинции Аньхой на горе Цзюхуашань. Сплавив воедино боевые искусства монастыря Шаолинь, Уданских и Эмэмйских гор, он создал цзыжаньмэнь ("школу естественности"). Его учениками были Цзян Сяохэ и "Немой нищий", распространившие это искусство далее.

Ду Синьу

Ду Синьу (1869-1953), другое имя - Синъу, даосское имя - "Доу ми гуань", родом из провинции Хунань. С 9 лет изучал боевые искусства. Вначале изучал шаолиньцюань, инчжаоцюань, мэйхуачжуан. Уже в 13 лет прославился боевым мастерством. У Сюй Сякэ (также известного как "Карлик Сюй") изучил цзыжаньмэнь. За развитые ноги получил прозвище "Волшебные ноги". В качестве охранника караванов бывал в разных провинциях, стал известен как "Большой рыцарь Юга и Севера". В 1900 году отправился в Японию, поступил в Императорский университет в Токио. Там вступил в Союзную лигу, был телохранителем Сунь Ятсена. Во время Синьхайской революции принял участие в Учанском восстании. После поражения второй революции оставил мир и ушел в даосские монахи. В 1939 году вернулся в мир в Чунцине и принял участие в работе по отражению японской агрессии. В 1930-х годах начал обучать учеников. Самые известные ученики: Вань Лайшэн, Го Фэнчжи, Ли Луаньцзю.

Подробнее...

Тайцзицюань

Тайцзицюань (кит. трад. 太極拳, упр. 太极拳, пиньинь tàijíquán) — буквально Великий предел кулака, или кулак Великого Предела, китайское внутреннее боевое искусство, один из видов ушу Тайцзыцюань(происхождение Тайцзицюань исторически спорный вопрос, разные источники имеют разные версии). Популярно как оздоровительная гимнастика, но приставка цюань(кулак) подразумевает, что Тайцзицюань, это боевое искусство.

Варианты написания названия: «тай чи» (неверная транскрипция с английского), «тай-цзи», «тай-цзи цюань», «тайцзи-цюань». («тайцзичуань»--примерная транскрипция. Неверным будет прочтение «тайцзЫцУань» или «цУЯнь».)


Это стиль ушу, который можно с уверенностью отнести к боевому искусству, хотя некоторые считают, что его можно использовать как комплекс гимнастических упражнений.

Есть две основные составляющие этого стиля – плавный шаг и непрерывные движения рук, которые получили название «липкий кулак».
Умение передвигаться мягко, плавно, динамично, сохраняя максимальное равновесие почти в любой ситуации, - основа стиля тайцзицюань. Обучиться этому навыку очень непросто, он требует огромного терпения и большого числа тренировок. Зато человека, обладающего этим навыком, чрезвычайно тяжело лишить равновесия.

«Липкие руки» - частые непрерывные движения рук – столь любимый многими прием, что он получил распространение и за пределами у-шу. Например, его используют некоторые школы каратэ. Суть этого приема заключается в том, что серия быстрых движений не дает противнику пробить защиту. Кроме того, она позволяет предвидеть силу и направление будущего удара. В результате, боец, который владеет приемом «липких рук» становится неуязвимым для нападения и легко нападает сам. Ведь он предвидит все действия противника на уровне тела, почти органически.
Оба вида приемов, образующих стиль тайцзицюань требуют долгих тренировок. И плавность хода, и умение совершать быстрые короткие движения руками непрерывно осваиваются постепенно. Ведь главное тут - умение делать все эти движения экономно. А это умение вырабатывается лишь ценой длительного обучения. Обычно тренировки разбиваются на два типа. Одни учат технике боя с использованием экономичных движений, вторые тренируют скорость. Только в совокупности эти два типа тренировок могут позволить человеку эффективно освоить стиль у-шу тайцзицюань.

 

Подробнее...

Багуачжан

Багуачжан (кит. 八卦掌, «ладони восьми триграмм»}, также Багуацюа́нь(кит. 八卦拳, «кулак восьми триграмм»)— боевое искусство Китая. Состоит из разных движений ладонями в ходе передвижения по кругу.

Багуачжан является одним из трех классических "внутренних" стилей китайского ушу. Ба Гуа в переводе означает "восемь триграмм". Этот термин относится к восьми базовым принципам, описанным в древнем метафизическом "Каноне перемен". В данном случае его использование означает, что стиль является физическим отражением этих восьми принципов, что его базовые положения соответствуют восьми триграммам, а переходы между ними - описанным в "Каноне перемен" взаимопревращениям триграмм. `Чжан' переводится как `ладони' и означает, что в этом стиле предпочитают использовать ладони, а не кулаки и крюки как в других стилях боевых искусств ибо ладонь может и бить как кулак, и захватывать как крюк. Таким образом, багуачжан - это боевое искусство, базирующееся на теории непрерывных изменений в зависимости от ситуации, в котором противника побеждают за счет мастерства, а не за счет грубой силы.

Подробнее...

Танланцюань

Танла́нцюань (螳螂拳) — один из самых популярных стилей у-шу во всем мире. Он получил свое название от словосочетания «Стиль богомола».
Легенда, описывающая возникновение этого стиля, весьма примечательна. Мальчик Ван Лан с детства увлекался боевыми искусствами. Однажды он претерпел серьезное поражение от одного из монахов монастыря Суншань Шаолинь, и это очень уязвило его самолюбие. Ван Лан отправился в странствия изучать самые разные стили у-шу, чтобы одолеть неприятного противника. В ходе странствий он подсмотрел, как богомол ловит цикаду, и тогда у него родилась идея о создании нового стиля. Так появился стиль танланцюань. Создав свой собственный стиль у-шу Ван Лан вернулся в монастырь Суншань Шаолинь. Он не смог взять реванш у своего противника, так как не обнаружил его там, однако никто из монахов монастыря не смог одолеть Ван Лана. Позднее Ван Лан, обосновавшись в Шаньдуне, передал танлан цюань даосам с гор Лаошань. От их учеников - даоса Шэньсяо и Ли Саньцзяна он непрерывно передавался до наших дней.
 

Подробнее...

Синъицюань

Синъицюань


Синъицюань (кит.形意拳) — один из видов боевых искусств Китая. Название переводится как «кулак формы и намерения» (раньше иногда вместо иероглифа «форма» писали омонимичный иероглиф «двигаться», то есть получался «кулак движения и намерения»). В этом названии «зашифрованы» две важнейших составных части синъицюань: «кулак пяти первостихий» (соответствует «намерению») и «кулак двенадцати животных» (соответствует «форме» или «движению»). Таким образом, «синъицюань» — это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

Китайский иероглиф "син" означает внешнюю форму, а "и" - это "ум, разум воля" (противопоставляется "синь" - "сердце, эмоции"). Кроме того, в этом названии еще зашифрованы две важнейших составных части синъицюань: "кулак пяти первостихий" (соответствует "разуму") и "кулак двенадцати животных" (соответствует "форме"). Таким образом, "синъицюань" - это стиль боевого искусства, основанный на проработке внешней формы и волевого наполнения движений.

Мало, кто знает, что у-шу и кунг-фу – это один и тот же вид боевого искусства, только написанный в разной транскрипции. Еще меньше людей разбираются в стилях у-шу. Даже большие знатоки этого вида боевого искусства не в состоянии договориться о классификации стилей у-шу. Да и отдельные стили – такие как синъицюань – тоже не всегда можно четко отнести к северному или южному направлению у-шу.
Суть стиля синъицюань составляет философское представление о взаимодействии пяти стихий, образующих мир – огня, воды, металла, дерева и земли. Каждой стихии соответствует свой комплекс движений. А сами движения объединяются в два цикла: «цикл взаимоподавления» и «цикл взаимопорождения».
Второй образующей стиль философской позицией является представление о двенадцати (реже десяти) животных. Каждому животному соответствует свой стиль нанесения ударов, обычно стиль одного животного содержит 3-5, реже до сорока движений.
В целом стиль синъицюань выглядит как один из наиболее жестких стилей у-шу. Ведь его основой является серия быстрых и сильных движений, совершаемых на короткой дистанции. Причем удар наносится не кулаком, а ладонью или выставленными вперед пальцами. Все удары нацелены на болевые точки противника и тренируются в семи направлениях: в правую сторону, в левую сторону, в нижний, верхний и средний уровни, удар вперед и удар назад.

В наше время стиль синъицюань по-разному трактуется в школах разных провинций Китая. Похожими в них являются только учение о пяти стихиях и учение о десяти (или двенадцати животных). Общее у них только то, что во всех школах синъицюань особое внимание уделяется волевому наполнению каждого движения в бою.


О происхождении стиля существует множество легенд, выводящих его то от индийского миссионера Бодхидхармы, то от великого полководца Юэ Фэя. Портрет в мавзолее в Ханчжоу с обращённым к иноземцам призывом: «Верните мои реки и горы!»Однако сегодня большинство историков ушу сходятся на том, что реально стиль был основан человеком по имени Цзи Лунфэн, который жил в XVII веке в китайской провинции Шаньси. За свое мастерство владения копьем он был прозван "Чудесное копье". На основе техники обращения с копьем Цзи Лунфэн и разработал новый стиль кулачного искусства. Позднее разные ученики Цзи Лунфэна осели в разных провинциях Китая, и сегодня существует три крупных направления синъицюань: шаньсийское, хэбэйское и хэнаньское. Если хэбэйские и шаньсийские школы довольно схожи, то хэнаньское направление сильно отличается, и его часто выделяют в отдельный стиль - синьицюань ("кулак сердца и разума"), синьилюхэцюань ("кулак сердца, разума и шести координаций) или люхэсиньицюань ("кулак шести координаций, сердца и разума").

Особым направлением синъицюань является ицюань ("кулак воли", или "кулак разума"), другое название - дачэнцюань ("кулак Великого достижения") . Этот стиль был создан в начале XX века Ван Сянчжаем, который счел, что в современном ему синъицюань слишком увлекаются отработкой внешних форм, но забывают об их внутреннем наполнении. Он отказался от стоек, ударов, передвижений, от всех тех форм, что сковывают разум, и учил лишь способу воплощения волевого импульса через движение.

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе