Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

Бэйшэн цайлифо, бак сил лум, хунцзяцюань, моцзяцюань

Бэйшэн цайлифо, бак сил лум, хунцзяцюань, моцзяцюань


Бэйшэн цайлифо.
Название означает "северный цайлифо", так как школа, где преподавался этот стиль, находилась в северной части города. Создателем является Тань Сань, сплавивший классический цайлифоцюань с Гу Жучжановским бак сил лум. Позднее значительный вклад в развитие стиля внес ученик Тань Саня - Цзян Ань, который добавил много элементов из Jow Gar.

В цайлифо очень много комплексов. К примеру, согласно записям семьи Чэнь там 138 комплексов, 48 из которых - без оружия. Однако лишь немногие преподавались раньше посторонним

Подробнее...

Дуаньцюань

Дуаньцюань


Другие названия - дуаньдацюань ("кулак коротких ударов"), мяньчжан дуаньда ("непрерывно тянущиеся короткие удары"), мяньчжанцюань ("непрерывно тянущийся кулак"). Это сравнительно древний стиль. Информация о нем стала известной после поездки комиссии по изучению традиционного ушу по уездам Гаоян и Баодин провинции Хэбэй, где Хэ Синьлянь из Пекинского института физкультуры собрал о нем информацию.

В кулачное искусство стиля входит 16 комплексов. Из комплексов с оружием имеются "13 копий", "13 мечей дьявольских врат", "бамбуковый шест рубящих рук", "крюк головы тигренка", "малый серп", "кисть хранителя книги жизни" ("хранитель книги жизни" - это персонаж китайской мифологии, один из служителей ада), "костыли уток-мандаринок полководца Сунь Биня", "совместная тренировка меча-дао и копья".

Комплексы стиля короткие, состоят из одного прохода туда и обратно, не более чем на 3-5 шагов, каждый комплекс состоит примерно из 10 движений. Приемы идут один за другим, много взрывных выбросов силы, ритм - словно дружные аплодисменты.

Подробнее...

Цзуйцюань

Цзуйцюань


В последние десятилетия, благодаря многочисленным гонконговским кинофильмам, многие люди уверены, что одним из самых знаменитых стилей ушу является "стиль пьяницы". Однако придется их разочаровать.

В китайском ушу, помимо сложных и разветвленных стилей, существуют и отдельные комплексы и системы упражнений, которые сами по себе не относятся ни к какому стилю. Одним из таких комплексов является комплекс "цзуй ба сянь" ("опьяневшие восемь небожителей"). Этот комплекс является иллюстрацией популярной истории про восемь святых небожителей, которые однажды сильно перепились. Эти восемь святых небожителей - восемь святых даосской мифологии: Люй Дунбин, Ли Тегуай, Чжан Голао, Хэ Сяньгу, Хань Чжунли, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ и Цао Гоцзю. Комплекс состоит из восьми частей, каждая из которых имитирует движения, соответствующие одному из святых. Есть и другие комплексы, инсценирующие эпизоды из популярных легенд и литературных произведений. Например, существуют комплексы, имитирующие сцены из романа Ши Найаня "Речные заводи": "Опьяневший Тай Бай", "Пьяные спотыкания У Суна" и "Пьяный Лу Чжишэнь громит ворота храма". Но, повторим, это не был "стиль пьяного", это были отдельные комплексы, распространенные в той или иной местности, либо являющиеся частью других стилей (например, в стиле цайлифо имеется комплекс "цзуй ба сянь", в стиле цисин танланцюань (кулак семизвездного богомола) имеется комплекс "цзуй лохань" ("опьяневший архат") и т.д.).

Подробнее...

Цзыжаньмэнь

Цзыжаньмэнь


Происхождение стиля неясно. В наше время стиль стал известен благодаря Ду Синьу (1869-1953), который в 13-летнем возрасте пошел в ученики к Сюй Сякэ (также известен как Сюй Айцзы) и изучил этот стиль. Другим известным представителем этого стиля в наше время был Вань Лайшэн.

Хэ Цзютянь
Хэ Цзютянь (1573-1620) жил на горе Цзюхуашань в провинции Аньхой. В молодости изучал боевые искусства в горах Удан. Стал мастером боя без оружия и с мечом-цзянь. Впоследствии странствовал по разным землям, в итоге поселился в провинции Аньхой на горе Цзюхуашань. Сплавив воедино боевые искусства монастыря Шаолинь, Уданских и Эмэмйских гор, он создал цзыжаньмэнь ("школу естественности"). Его учениками были Цзян Сяохэ и "Немой нищий", распространившие это искусство далее.

Подробнее...

Гимнастика или боевое искусство

Гимнастика или боевое искусство


Нередко приходится слышать тезис о чисто спортивно-гимнастической или оздоровительной направленности ушу, о его несостоятельности как боевой системы. В свое время даже были популярны циклы публикаций в рубрике "Ушу - гимнастика для всех". Попробуем разобраться, насколько оправданы подобные утверждения. Для этого в очередной раз обратимся к истории возникновения и развития ушу.

Ушу издревле имело тесную связь с обрядовыми и ритуальными играми и танцами. Уже в VI-III вв. до н.э. существовали праздничные ритуальные танцы - чиюси (игры чию), которые дали начало борьбе цзюэди (китайский прообраз японской национальной борьбы сумо). Во многих ранних произведениях китайской классики термины "танец" и "бой" как созвучные в устной речи оказываются взаимозаменяемыми (записываются различными иероглифами, но читаются одинаково - "у"). Со временем боевые танцы "уу" выделились в отдельный вид искусства и в III-IV в. даже были одним из основных методов армейской тренировки. В конце XIII века с приходом к власти монгольской династии Юань из-за преследований со стороны официальных властей большинство мастеров кулачного боя и профессиональных воинов были вынуждены зарабатывать на жизнь участием в представлениях театральных трупп.

Что способствовало бурному развитию и возникновению канона традиционной китайской драмы, включавшей в себя театрализованные боевые представления - уси. В это же время начинается работа по кодификации приемов боя и уже к XV-XVI веку в китайских боевых искусствах прочно закрепляется практика отработки нормативных форм тао, как основного средства тренировки, позволяющего индивидуально, без помощи партнера отрабатывать боевые приемы (зачастую небезопасные при парной отработке). В то же время это помогает скрыть от посторонних глаз истинные секреты боевых техник. С другой стороны, тесная связь ушу, в частности так называемых школ "внутреннего направления" -Нэйцзя, с традиционной философией и медитацией, позволила уже в XIX веке некотором мастерам (в особенности в Тайцзицюань - "кулаке Великого Предела") выделить как самостоятельный и самоценный оздоровительный аспект ушу. В 1953 г. официальные власти Китайской республики предпринимают ряд действий, направленных на реформирование ушу, с целью поставить достижения мастеров боевых искусств на службу новому правительству.

Подробнее...

Ушу без дефиса

Середина 80-х ознаменовалась бурным распространением различных видов восточных единоборств на Ушу или у-шутерритории нашей страны. Секции, клубы, школы одни за другими стремились удовлетворить растущий интерес публики. Периодические издания публиковали обширные статьи и краткие очерки, посвященные истории и теории боевых искусств. Предлагались и систематические циклы публикаций с описанием движений различных стилей и видов единоборств. Казалось, все благоприятствовало тому, чтобы боевые искусства получили мощный толчок к развитию во всем своем многообразии.


Однако прошло пару лет, и бурный энтузиазм многих любителей единоборств сменился глубоким разочарованием. Различные публикации, телепередачи, кино-, видеофильмы рекламировали великолепные достижения знаменитых мастеров, в то время как техника доморощенных тренеров поражала необыкновенным убожеством и несовершенством. Часто за "солидными" высказываниями о глубоком внутреннем смысле и достижении новых горизонтов сознания через овладение боевыми искусствами, скрывалось полное незнание сути излагаемого предмета, желание утвердиться в качестве всезнающих и авторитетных специалистов в никем не регламентируемой области. Проблема эта не нова и характерна, практически, для любой сферы деятельности в начале ее развития. Но, так или иначе, многие боевые искусства были дискредитированы в глазах общественности. Возникло представление о недееспособности, оторванности от реальных условий и неприспособленности многих систем единоборств к жестким меркам рукопашного боя. В результате к тому моменту, как появились действительно высококвалифицированные отечественные знатоки восточных единоборств, в среде любителей и специалистов физкультуры и спорта распространилось мнение о строго коммерческой направленности занятий в секциях боевых искусств и профессиональной некомпетентности большинства инструкторов и тренеров. Ушу, как и другие виды единоборств, немало пострадало от подобных взглядов и до сих пор остается окутанным ореолом таинственности, неоправданного мистицизма, вызванного обилием, но никак не обоснованностью и объективностью имеющейся информации. Поэтому представляется целесообразным разъяснить хотя бы некоторые, наиболее распространенные вопросы, касающиеся ушу как уникального и самобытного явления китайской культуры.

Подробнее...

Возникновение и развитие спортивного ушу

8--12 ноября 1953 года в китайском городе Тяньцзинь состоялась "Первая всекитайская национальная соревновательная и показательная спартакиада". После нее у китайских властей окончательно Спортивное ушуоформились мысли о необходимости "огосударствления" ушу.

Официальные причины были таковы: ушу мистифицировано, надо освобдить его от неоправданной загадочности, от клановости, упростить терминологию, что сделает егоболее доступным. Тогдашний председатель Госкомспорта КНР призвал отделить истинные ценности от подделок. Такая формулировка позволила оставить "за бортом" официальных боевых искусство многих влиятельных народных мастеров.
Весной 1956 года будущий председатель КНР Лю Шаоци выступая в Госкомспорте прямо сказал: "Надо усилить исследовательскую и реформаторскую работу по традиционным видам физической культуры в нашей стране, таким как ушу и цигун, изучив их начуную ценность".

В результате "изучения научной ценности" специальная исследовательская группа создала ряд абсолютно новых, никогда ранее не существовавших нормативных комплексов. Для них было использовано старое название "чанцюань" ("длинный кулак"). В основу чанцюань легло несколько северных стилей, где было принято вести бой на длинной дистанции - чжацюань, хунцюань, хуацюань. Критерием отбора движений в новый стиль были не боевая ценность, доступность или разработанная методика преподавания, а прежде всего зрелищность или оздоровительная ценность. Чанцюань включал в себя широкоамплитудные красивые движения, широкие махи и вращения руками, высокие прыжки, резкие остановки и внезапные ускорения. Традиционные стили под понятие "нормативности" не попадали, так как могли немного отличаться в формах, например, ударов. В результате из обоймы официального ушу было исключено подавляющее большинство традиционных стилей. По такому же принципу был составлен стиль "наньцюань" ("южный кулак"), образованный из движений стилей южнокитайской провинции Гуандун. Аналогичным образом были составлены нормативные комплексы с копьем, палкой, прямым и широким мечами и т.п.

Особое внимание уделялось реформе тайцзицюань. Оздоровительная направленность давала возможность превратить его в "стиль номер один" в КНР. В результате из большого, внутренне очень сложного комплекса стиля семьи Ян возник ныне всемирно известный "упрощенный тайцзицюань" в 24 формы.

Подробнее...

Чоцзяо

Чоцзяо

  Особенности стиля

  Чоцзяо является одним из традиционных стилей китайского ушу. В мире ушу говорят: "На юге - техника рук, на севере - техника ног", и техника ног в чоцзяо обычно пользуется особой известностью, иногда даже говорят, что этот стиль - "лучший представитель северной техники ударов ногами". Как видно уже из самого названия (чо - пробивать, протыкать; цзяо - стопа, т.е. "пробивающая стопа"), в чоцзяо упор делается на технику ударов различными частями ног. В пословице обобщена и особенность этой техники: "Руки раскрывают защиту противника, ноги наносят поражение".

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе