История Китая
Мао Цзэдун, по словам Хуа Гофэна, открыл, что «социалистическое общество. . . полно противоречий». Из этого положения Хуа Гофэн сделал те же выводы и повторил те же установки, которые Мао использовал в борьбе против всех несогласных с маоизмом.
8 октября 1976 г. печать КНР опубликовала два «постановления ЦК КПК. Постоянного комитета ВСНП, Госсовета КНР и Военного совета ЦК КПК». Первое — «о сооружении монументального здания — памятника вечной славы» Мао Цзэдуну, в которое поместить саркофаг с его телом, чтобы «увековечить память великого вождя нашей партии, нашей армии и народов нашей страны, великого учителя международного пролетариата, угнетенных наций и угнетенных народов. . . »Второе постановление предусматривало «издать пятый том «Избранных произведений Мао Цзэдуна» и затем последующие тома, одновременно с выпуском томов избранных произведений активно готовиться к изданию «Сочинений Мао Цзэдуна». Постановление придало изданию работ Мао «великое актуальное значение как для выполнения всеми народами нашей страны заветов пред-седателя Мао Цзэдуна, для доведения до конца дела пролетарской революции, так и для дела освобождения пролетариата, угнетенных наций и угнетенных народов всего мира».
Всего же к маю 1976 г. было выпущено в свет более 4, 5 млрд. экземпляров произведений Мао.
Едва утвердившись у власти, новое руководство приступило к систематической публикации речей, писем, статей и других документов, автором которых является Мао; большинство из них ранее не появлялось в открытой прессе. Тем самым не только подтверждалась верность маоистским установкам, но им придавалось значение идейно-теоретической основы всей жизни страны и после смерти их творца. Эти установки определили характер и содержание деятельности пекинской верхушки после смерти Мао Цзэдуна на главных направлениях.
26декабря 1977 г. — «Китай совершит огромный скачок», вставка Мао Цзэдуна в доклад Чжоу Эньлая на сессии ВСНП в декабре 1964 г., в которой Мао, выдви- гая задачу превращения Китая в мощную современную державу, ратует за новый «скачок» с использованием современной техники.
26 декабря 1977 г. — письмо Мао Цзэдуна относительно механизации сельского хозяйства от 12 марта 1966 г. Здесь Мао призывает местные органы опираться на собственные силы в механизации сельского хозяйства, увязывать ее с подготовкой к войне и выдвигает лозунг: «Готовиться к войне, готовиться к стихийным бедствиям, все для народа! » 1 июля 1978 г. — пространная речь Мао на расширенном рабочем совещании, созванном Центральным Комитетом Коммунистической партии Китая 30 января 1962 г. В ней затрагиваются разные вопросы: о демократическом централизме, расстановке классовых сил в Китае, познании объективного мира, о международном коммунистическом движении, сплочении партии и народа и др., а также проблема создания мошной экономики в КНР. Так как Мао в этой речи упоминает о собственных ошибках, то зарубежная пресса истолковала ее публикацию как призыв нового руководства — а точнее Дэн Сяопина, к тому времени возвратившегося в правящие верхи, — к. . . критике Мао и корректировке маоизма. В действительности же Мао Цзэдун, требуя от руководителей партийных организаций самокритичного признания собственных ошибок и подавая им в этом пример, добивался того, чтобы переложить вину за пагубные последствия «скачка» и «коммунизации» с себя одного на весь актив КПК и таким способом уйти от ответственности.
Содержание документов Мао Цзэдуна свидетельствует, что подлинным автором «идей», положенных в основу программы «четырех модернизаций» и других нововведений последнего времени, является, за единичными исключениями, Мао Цзэдун, а не Дэн Сяопин, которому они приписываются. Потому-то и неправомерно отделять нынешнюю политику пекинского руководства от наследия Мао, а тем более противопоставлять первую второму.
Закрепление маоизма в качестве господствующей идеологии в партии и стране не ограничивалось публикацией работ Мао Цзэдуна. В уставе КПК, принятом XI съездом партии , были повторены те же положения, которые содержались в уставе, принятом при участии Мао на X съезде КПК. Они гласили, что «маоцзэдун-идеи» являются «руководящей идеологией и теоретической основой Коммунистической партии Китая» и их изучение — первейшая обязанность члена партии . При этом устав усиленно прославлял Мао Цзэдуна как «великого вождя и учителя», «основателя Коммунистической партии Китая и самого великого марксиста-ленинца», который будто бы «отстоял и развил марксизм-ленинизм».
Призыв «всегда высоко держать и решительно защищать великое знамя председателя Мао Цзэдуна» был внесен в конституцию КНР 1978 г. В ней «маоцзэдун-идеи» объявлены «руководящей идеологией Китайской Народной Республики» и подчеркнуто, что «государство отстаивает» их «руководящую роль.
Все эти факты показывают: китайское руководство оставалось на позициях маоизма. Однако буржуазия и ревизионисты, преследуя корыстную цель — использовать Пекин для борьбы против мирового социализма, — продолжали крутить заигранную пластинку о «демаоиза-ции» в Китае. И это делалось, невзирая на то, что главный «демаонзатор» — Дэн Сяопин в ноябре 1978 г. втолковывал американским журналистам, что «маоцзэдун-идеи являются руководящими идеями для осуществления модернизации нашей страны», что «великие заслуги» Мао Цзэдуна в истории Китая «трудно передать словами», что «в ходе осуществления модернизации в четырех аспектах мы должны уметь целостно и точно усваивать и применять маоцзэдуновские идеи».
Состоявшийся 18—22 декабря 1978 г. пленум ЦК КПК, который зарубежные наблюдатели считают началом нового этапа «демаоизации», вновь особо отметил, что «великие заслуги товарища Мао Цзэдуна, которые он имеет в длительной революционной борьбе, никогда не померкнут. . . Мао Цзэдун является великим марксистом». В коммюнике пленума отмечалось: «Высокая задача ЦК партии на теоретическом фронте такова: направлять и воспитывать всю партию и весь народ, чтобы они исторически и научно осмыслили великие заслуги товарища Мао Цзэдуна, целостно и точно овладели научной системой идей Мао Цзэдуна, сочетали всеобщие положения марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна с конкретной практикой социалистической модернизации, а также развивали их в новых исторических условиях».
В январе 1979 г. Хуа Гофэн, комментируя сообщения зарубежной печати о ревизии новым китайским руководством наследия Мао Цзэдуна, заявил в беседе с японской делегацией: «Зарубежные страны, быть может, считают, что Китай подвергнет пересмотру идеи Мао Цзэ-дуна, но дух руководства Мао Цзэдуна остается без изменений и в настоящее время. Если бы Мао Цзэдун был жив, он также подверг бы пересмотру некоторые детали» .