История Китая
Вставал вопрос о создании маоистских профсоюзов, маоистских женских, молодежных и других общественных организаций под прикрытием будто бы возобновления деятельности существовавших под теми же названиями организаций, разгромленных в ходе «культурной революции».
Молох контрреволюции требовал новых жертв Развернувшуюся после X съезда КПК кампанию «критики Линь Бяо и Конфуция» объявили «испытанием для каждого руководителя». Распространявшиеся, как и во время «культурной революции», дацзыбао были заполнены обвинениями руководящих работников в «бешеном подавлении революционных масс», пытках и зверствах, арестах и убийствах, в злоупотреблениях властью и продажности, двурушничестве и интриганстве. Вновь зазвучали лозунги Мао «бунт — дело правое» и «огонь по штабам».
Авторами таких дацзыбао большею частью выступали бывшие активисты «культурной революции».
Те же «красные охранники» и «смутьяны», подросшие за 7—8 лет и теперь получившие наименование «молодых кадров», активно продвигались на ведущие посты. Так, в самом крупном городе КНР — Шанхае, по официальным китайским данным, из 50 тыс. руководителей административных органов, управлений, заводов, торговых предприятий половину составляли лица, не достигшие 80-летнего возраста. Китайские газеты рассказывали, что в Народно-освободительной армии Китая «в руководящих звеньях рот» молодежи в возрасте 20 с небольшим лет принадлежало подавляющее большинство, что половина кадровых работников в воинских частях — это в прошлом «активные хунвэйбины».
Из текста конституции были изъяты четкая формулировка задачи строительства в КНР социалистического общества и путей ее решения, положения о государственном секторе как социалистическом секторе хозяйства, основанном на общенародной собственности и являющемся материальной базой для осуществления социалистических преобразований, об обеспечении государством его преимущественного развития и социалистической индустриализации, об охране кооперативной собственности. Неясность возникла в вопросе о земле: прежняя статья о принадлежности земли крестьянам была снята, а о переходе ее в государственную собственность в новой конституции ничего не говорилось. Положения, запрещавшие дискриминацию и гнет в отношении любой национальности, о свободе сохранения или изменения нравов и обычаев, об определении формы органов самоуправления в соответствии с волеизъявлением большинства той национальности, которая осуществляет районную автономию, оказались изъятыми.
Новая конституция не определяла административное деление страны, конкретные права и обязанности местных собраний народных представителей и их исполнительных органов, а также органов самоуправления в районах национальной автономии. В ней не говорилось о порядке работы народных судов и народных прокуратур, системе народных заседателей, открытом разбирательстве дел и праве обвиняемых на защиту, независимости судов, судебном и прокурорском надзоре, равенстве всех граждан перед законом.
Конституция не предусматривала гарантий со стороны государства обеспечения гражданских свобод необхолимыми материальными условиями, прав граждан КНР на труд, отдых, материальную помощь , на образование; из нее было вычеркнуто положение о праве на свободу научно-исследовательской, литературно-художественной и другой культурной деятельности. Гражданам КНР не гарантировались тайна переписки, свобода местожительства и переселения.
Одновременно в основной закон страны маоисты вписали новые положения, которых не было в конституции 1954 г. Переделанное заново введение было сплошь составлено из установок Мао Цзэдуна, в том числе о «неуклонном продолжении революции при диктатуре пролетариата», о «противоречиях внутри народа», «опоре на собственные силы», «генеральной линии» 1958 г., курсе «готовиться на случай войны» и т. п.
Пролетариат — это «бойцы-бунтовщики, безгранично преданные председателю Мао Цзэдуну». «Твердо отстаивать руководство рабочего класса — это значит прежде всего обеспечить быстрое и беспрепятственное претворение в жизнь каждого указания великого вождя рабочего класса председателя Мао Цзэдуна». «Есть председатель Мао, есть его революционный курс, поэтому у нашего рабочего класса есть сегодняшний день». «Слушать председателя Мао, идти за председателем Мао и поступать по его указаниям — вот высшая партийность коммуниста». «Единое руководство партии— это прежде всего руководство председателя Мао. . . » «В нашей стране руководство партии — это руководство председателя Мао, это руководство идей Мао Цзэдуна, это руководство пролетарской революционной линии председателя Мао. Поэтому укреплять руководство партии — значит высоко нести великое красное знамя идей Мао Цзэдуна. . . »Именно этот смысл, а не какой-либо иной составлял истинное содержание положений конституции о «руководстве рабочего класса», о «руководящей роли партии». Такой вывод особенно ярко подтверждался тем, что теперь «идеи» Мао Цзэдуна, поставленные для маскировки в один ряд с марксизмом-ленинизмом, были возведены в закон как «теоретическая основа, определяющая идеи нашего государства». Если к этому присовокупить изъятия и нововведения, сделанные по сравнению с конституцией 1954 г., то в сумме оказывается, что характеристика КНР как «социалистического государства диктатуры пролетариата» в действительности лишь камуфлировала «абсолютное подчинение руководству председателя Мао»Конституция 1975 г. вводила вместо демократических выборов «избрание на основе демократических консультаций», что на деле означало ликвидацию системы всеобщих выборов.