История Китая
2-я сессия, подчеркнув «серьезное нарушение пропорций в народном хозяйстве», сняла эту установку, заморозив выплавку стали на уровне 1978 г., приняла решение увеличить долю капиталовложений в легкую промышленность и определила для нее темпы, опережающие темпы развития тяжелой промышленности.
Укреплять такие слабые звенья, как угольная, нефтяная и энергетическая промышленность, транспорт и коммуникации, промышленность строительных материалов. Мао Цзэдун с 1956 г. ставил эту задачу, но на практике, как известно, мало что сделал для се решения. Учитывая, что вложения в капитальное строительство в 1979 г. оставались на уровне 1978 г., а ассигнования на сельское хозяйство и легкую промышленность увеличивались, вряд ли можно было ожидать радикальных перемен и на этот раз.
«Урегулирование» может способствовать тому, чтобы временно залатать отдельные прорехи, но оно не выведет экономику из прорыва. Отказ от опережающего развития производства средств производства неизбежно влияет отрицательно на другие отрасли, в том числе и на сельское хозяйство.
2-я сессия ВСНП заменила решение 1-й сессии ВСНП — механизировать сельскохозяйственное производство на 85% к 1985 г. расплывчатой установкой «проводить поэтапную модернизацию сельского хозяйства»; при этом предписано «дальше развивать принцип опоры на собственные силы и упорно трудиться».
В
Если иностранный капитал пойдет на широкое использование этого закона, то тезис о «сохранении независимости» будет опрокинут прямым вторжением империализма в народное хозяйство Китая.
Наконец, впервые за 20 лет во время работы сессии Государственное статистическое управление КНР опубликовало сводку о результатах выполнения народнохозяйственного плана страны в 1978 г. В ней содержатся данные, далеко не всеохватывающие и, по общему мнению, явно завышенные. Цель, видимо, двоякая: с одной стороны, смягчить отрицательное впечатление, связанное с провалом 10-летнего плана, а с другой — укрепить веру иностранных вкладчиков капиталов в жизнеспособность китайской экономики.
Даже из этой сводки общая картина положения в народном хозяйстве Китая вырисовывалась удручающая. Верно, конечно, что послемаоцзэдуновское руководство стало уделять больше внимания развитию экономики, наведению порядка в стране. Но верно и то, что возросли требования трудящихся по улучшению их материального и политического положения, чему способствовали смерть Мао, разгром «четверки», обещания и посулы нового руководства.
Внешнеэкономические связи КНР за 1977—1978 гг. заметно расширились. По японским данным, в 1978 г. китайский экспорт вырос на 29, 7%, импорт — на 59, 8%, но в абсолютном выражении их объем не велик: экспорт— 10 314 млн. долл., импорт— 11 348 млн. долл. Империалистические страны согласились предоставить КНР кредиты и займы на сумму примерно в 30 млрд. долл., однако договоренности во многих случаях не реализованы. Вместе с тем с обеих сторон проявляется недовольство: у китайского руководства, считавшего, что стоит только ему «открыть двери» своей страны для империалистов, как в КНР безвозмездно хлынут современная технология и оборудование, — корыстью капиталистов, стремящихся лишь к тому, чтобы выкачать побольше прибыли; у иностранных партнеров — экономической неразвитостью Китая, его неспособностью освоить предоставляемые финансовые средства и технику, постоянными провалами экономической политики Пекина.
Решения 2-й сессии ВСНП по вопросам народного хозяйства еще более затрудняют положение приверженцев субъективистской методологии, путая их прежние представления. Согласно этим представлениям, инициатором 10-летнего плана был Дэн Сяопин — общепризнанный «прагматик» и «реалист», но план оказался авантюрой, противоречащей реальным условиям, воплощением волюнтаризма. Напротив,
«леваки» и «выдвиженцы культурной революции», лидером которых считался Хуа Гофэн, на этот раз выступили в роли «трезвомыслящих» глашатаев курса на «урегулирование».
Результаты декабрьского пленума ЦК КПК 1978 г. преимущественно толковались как усиление позиций Дэна, который получил будто бы подкрепление вследствие реабилитации Чэнь Юня и других лиц, подвергшихся опале за сопротивление «большому скачку» в 50-х годах. Но вскоре Чэнь Юня стали называть главным оппонентом Дэна, опровергнувшим 10-летний план.
Таким образом, получается, что «прагматики» на поверку оказались волюнтаристами и меньшими реалистами, чем «леваки», а предполагавшиеся союзники Дэна — его противниками. Хотя Дэна по-прежнему величают «прагматиком», он выглядит уже менее прагматичным, чем Чэнь Юнь. Последнего выводят в лидеры «группировки ветеранов».
Хуа Гофэна после провозглашения им «курса на урегулирование» трудно числить в «леваках», и он очутился как бы вне группировок, а в ранг предводителя «выдвиженцев культурной революции» был возведен Ван Дунсин.
По-видимому, деление правителей Китая на группировки в значительной мере искусственно и не отвечает действительности. Все они, маоисты, идут одним, маоист-ским, путем, а какие-то различия в их позициях, если таковые и имеются, не играют существенной роли.
Накануне созыва и во время работы 2-й сессии ВСНП в мировой прессе широко публиковались сведения о выступлении Ли Сяньняня на рабочем совещании в ЦК КПК- Пекин ни в какой части не опроверг этих сообщений, хотя речь в них идет о коренных социальных проблемах Китая. Больше того, названные Ли конкретные цифры относительно положения в стране вполне согласуются с тем, что говорилось на сессии, и с мероприятиями, которые она утвердила.
Ли Сяньнянь заявил, что «Китаю грозит экономический кризис». Он сказал: «. . . продовольственного зерна не хватает—100 миллионов человек в стране недоедают. . . Люди недовольны»Согласно данным, приведенным на 2-й сессии ВСНП, жизненный урозень населения КНР оказался ниже самых критических оценок, которые давались наиболее ком- петентными специалистами по Китаю. Средний годовой доход крестьян на душу от коллективного хозяйства со- ставил в 1978 г. 73, 9 юаня.