История Китая
Спустя 3 месяца на митингах в провинции все еще осуждались «безумные шуты», которых обвиняли в создании беспорядков. В декабре 1977 г. радио Юньнани транслировало митинг, проходивший в Куньмине, где вновь критиковались «фракционеры», «лихорадочно проталкивавшие контрреволюционную политическую программу».
На протяжении 1977 г. средства информации КНР сообщали об обострении обстановки на юго-востоке страны, в первую очередь в провинции Фуцзянь. «Жэньминь жибао» писала о «контратаках» против Мао Цзэдуна, Чжоу Эньлая и Хуа Гофэна, нападениях па аэродромы, «штурмах» парткомов различных ступеней, органов безопасности, избиениях кадровых работников, погромах и грабежах . Беспорядки привели к резкому падению сельскохозяйственного производства, в сельских коммунах имелись случаи раздела коллективных полей и перехода к единоличному ведению хозяйства. В провинциях распространялись призывы «следовать по пути окружения городов деревней», «уходить в горы и вести партизанскую войну».
В Фуцзяни для наведения порядка был пущен в ход «железный кулак диктатуры», провинциальный партком «изучил и наметил план боев на дальнейший период».
Затем в печати всплыли «сюйчжоуский вопрос», «ляоиннский вопрос», «аньшаньский вопрос» и др. В январе 1978 г. на страницах «Жэньминь жибао» обсуждался «аньхойский вопрос».
В различных местах страны вновь и вновь появлялись дацзыбао. Эти обычно написанные от руки, часто в одном экземпляре заявления и просьбы, вывешиваемые в людных местах, конечно же не определяли общественное мнение страны в целом. Но они имели существенное значение для выявления истинных настроений населения, ибо служили в условиях КНР одной из немногих отдушин, через которые прорывались голоса несогласных с маоистской политикой.
В июне 1977 г. в Пекинском университете была вывешена дацзыбао на 30 листах, в которой содержались требования о повсеместном повышении зарплаты и жалоба на неоправданные привилегии высокопоставленных чинов.
Авторы осудили горстку «капиталистов» в партийном руководстве, которые тормозят развитие промышленности и тем самым не дают китайскому народу, возможности улучшить свою жизнь. Китайским трудящимся, говорилось в ней, живется гораздо хуже, чем трудящимся других стран. В городе Уханн население протестовало против посылки «грамотной молодежи» в деревню и призывало возвратиться к «трем народным принципам Сунь Ятсена» . Рабочие сталеплавильного завода требовали улучшения материальных условий.
В начале апреля 1978 г. вновь появились дацзыбао в Пекине и других городах, и вновь их лейтмотивом были недовольство существующим положением и протест. Авторы требовали провести тщательное расследование событий, происшедших 5 апреля 1976 г. на площади Тянь-аньмынь. Со страниц дацзыбао прозвучало горестное восклицание: «Столько людей было арестовано, столько было замучено до смерти! » В них упоминалось, что «движение 5 апреля охватило в 1976 г. всю страну» и включало «несколько сот миллионов человек».
Одновременно подвергалось критике современное положение в Китае, в частности, отмечалось, что «продолжают применяться орудия диктатуры и аресты людей», что «массы по-прежнему подвергаются преследованию. . . в политической и экономической областях существует весь набор установок «четверки», которые получили еще большее развитие по сравнению с прошлым», что «революция потерпела крах».
Осенью 1978 г. в Китае поднялась очередная волна стихийных митингов и демонстраций, опять появилось множество дацзыбао. Поначалу многие наблюдатели вновь расценили это как выплеснувшуюся на поверхность борьбу за власть в правящей верхушке. Однако дальнейший ход событий показал: суть дела не только и не столько в борьбе за власть. В дацзыбао все настойчивее звучали резкая критика взглядов и действий Мао Цзэдуна, требования коренного изменения положения в Китае «Народная республика социализма превратилась в феодально-фашистскую китайскую империю.
28 ноября 1978 г. «Жэньминь жибао» сделала беспрецедентный для китайской печати шаг, опубликовав изложение высказываний Дэн Сяопина в беседах с визитерами из США и Японии. Дэн подчеркнул «великие заслуги Мао Цзэдуна в истории Китая» и заявил, что «идеи» Мао Цзэдуна «являются ведущей идеологией в деле осуществления четырех модернизаций». Он уверял: «Возглавляемый председателем Хуа ЦК партии сплочен воедино».
Вслед за тем были приняты меры против распространения дацзыбао, критикующих Мао Цзэдуна и существующий режим, и несанкционированных властями митингов и дискуссий.
«Вы можете снова заставить народ замолчать. Но это не решит проблем» — таким был ответ Дэн Сяопину в дацзыбао. 17 декабря на улицах Пекина появилась дацзыбао с критикой политики модернизации. Ее автор, напомнив, что уровень жизни трудящихся остался таким же, как в первые годы после победы революции, поставил вопрос: что принесет рабочим и простому народу политика модернизации?
Другая дацзыбао, характеризуя современный строй в КНР как «социал-феодализм», напоминала, что гитлеровская Германия «называла себя национал-социалистским государством». Раздались требования полностью «упразднить систему народных коммун. . . которые привели к общему обнищанию, если не считать небольшое число привилегированных», ликвидировать существующий в нынешнем Китае «бюрократический режим» и заменить его «демократической системой», основанной на принципах Парижской коммуны.
Вне внимания авторов дацзыбао не осталась и внешняя политика КНР. Говорилось, что китайский народ хочет вечной дружбы с русским народом так же, как с американским и японским, провозглашалось требование к правительству «вступить в переговоры с русским правительством или принять предложения, которые Советский Союз уже внес». Резкому осуждению подверглась китайская агрессия против СРВ.
Однако сводить значение дацзыбао лишь к роли инструмента борьбы за власть между лидерами и группировками было бы неверно. Подобный узкий и односторонний подход к дацзыбао опровергается содержанием тех из них, которые затрагивают коренные социально-экономические и политические проблемы и ставят вопрос не о корректировке каких-либо сторон маоизма, а о том, чтобы отбросить его целиком.
На базе подготовки дацзыбао сформировались группы «борцов за демократию» и т. п. Их число в конце декабря 1978 г. превысило 50. Дацзыбао способствовали появлению и других форм протеста против политики пекинской верхушки.
27 декабря 1978 г. демонстрация молодых людей, прибывших в столицу КНР из провинции Юньнань, прошла по площади Тяньаньмынь, требуя отмены принудительного труда. В своих листовках они сообщали, что пред-ставляют 50 тыс. человек, которых насильственно выслали из городов в глухие районы. По официальным данным, только за последние несколько лет на принудительную работу в Китае было направлено около 17 млн. подростков, окончивших неполную или полную среднюю школу. Демонстрации с требованиями свободы, возвращения представителей «грамотной молодежи» в родные места состоялись и в других городах.
В Сиани свыше 30 представителей молодежи объявили голодовку протеста.
8 января 1979 г. несколько тысяч крестьян, съехавшихся в Пекин из всех провинций страны, включая Тибет, устроили шествие у резиденции китайского партийного руководства. Люди несли плакаты с текстом: «Мы не хотим голодать. Мы не хотим страдать.