Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

ЛЯН ЦИ-ЧАО

План реформ прозападной «группировки самоусиления» Лян Ци-чао характеризовал как попытку «заделать щели и замазать муравейники, обеспечивая себе на время сносное существование». Однако все это не спасет страну от гибели, когда нагрянет буря.

 По мнению Лян Ци-чао, «сущность реформ в воспитании талантов, воспитание талантов, зависит от открытия школ, открытие школ — от изменения «экзаменационнной системы», успех же всего этого зависит от преобразования бюрократическою режима». Школы, созданные прозападной группировкой, по его мнению, дают знание техники, иностранных языков и некоторых второстепенных предметов из области-военного дела, но не прививают глубоких знаний, а поэтому малоэффективны, не вносят существенного вклада в дело просвещения народа.

Лян Ци-чао предлагал создавать школы по «европейскому принципу при сохранении китайского метода просвещения». Он считал целесообразным ввести три типа учебных заведений: педагогические, политические и технические, необходимые стране для поднятия культурного, политического и научно-технического уровня кадров.

Кроме школ Лян Ци-чао призывал учредить «научные общества». «Истина лучше всего родится в коллективе,— писал он.— На Западе существуют коллективы трех типов: государственный коллектив — парламент; коммерческий коллектив — акционерные общества; творческий коллектив — научные общества. Ввиду того что без знаний не может существовать парламент и не могут быть созданы акционерные общества, основой должны стать научные общества».

«Научные общества», за которые ратовал Лян Ци-чао и прообраз которых был создан им в 1897 г. в провинции Хунань, фактически являлись политической организацией. Через их посредство Лян Ци-чао пытался проводить «новую политику» и организовать самозащиту провинции Хунань от империалистических сил в случае попытки раздела Китая.

От школ и научных обществ, способствующих просвещению народа, зависит, по мнению Лян Ци-чао, получение народом политических прав. «Если в прошлом узурпация прав народа начиналась   с узурпации его знаний, то теперь   расширение прав народа должно начинаться с расширения его знаний».

Лян Ци-чао не отдавал себе отчета в том, что главные причины темноты народных масс кроются в системе жестокой эксплуатации и угнетения. Называя просвещение предпосылкой получения прав, Лян Ци-чао фактически стремился удержать народ от политической борьбы за демократические права.

Восхваляя западный парламентаризм и парламентские формы, якобы существовавшие в древнем Китае, Лян Ци-чао, однако, выступал против скорейшего учреждения парламента в современном Китае. Для этого, по его мнению, страна еще не подготовлена ни по своему научному и культурному уровню, ни развитием народного просвещения. «Создание в Китае парламента в современных условиях,— утверждал он,— было бы равносильно открытию пути к смуте».

В отличие от других реформаторов Лян Ци-чао отчетливо видел различия между правами народа и правами господствующего сословия — шэньши. Предоставлять права народу он считал возможным только по мере постепенного повышения его культурного уровня, дать же право участия в политической жизни шэньши, по его мнению, следовало немедленно.

В научных обществах должны собираться ученые различных уездов для обсуждения политических проблем, подготовки конкретных мероприятий по проведению новой политики, разработки планов реформ и методов их осуществления. Одним словом, общества должны были изучать науки и в то же время заниматься практической деятельностью. Созданием сети такого рода обществ Лян Ци-чао предполагал предоставить возможность шэньши участвовать в политической жизни и помешать интеллигенции «злоупотребить идеей свободы», иначе говоря, участвовать в революционной борьбе.

«В нашем непросвещенном народе мало кто понимает истинный смысл свободы,— писал Ляп Ци-чао.—Если вспыхнет революция, она не только не принесет успеха, как в США, но причинит разрушения большие, чем во Франции и Испании. Хищники воспользуются случаем и немедленно приступят к разделу добычи. Таким образом, прежде чем Китай успеет приступить к преобразованию, он погибнет. Вот почему самой опасной идеей и самым негодным средством является революция».

В той же работе Лян Ци-чао выступал против антиманьчжурской борьбы, в то же время требуя от власти некоторых уступок ханьцам, которых он считал «высшей» расой. В частности, он высказывался за разрешение браков между маньчжурами и ханьцами, что, по его мнению, облагородило бы кровь нации.

Смешение культуры разных народов, по мнению Лян Ци-чао, также может лишь обогатить общую сокровищницу, при этом выявятся преимущества китайской национальной культуры и науки.

С уважением относясь к науке Запада, Лян Ци-чао в то же время считал необходимым сочетать ее с традиционными китайскими методами, давая предпочтение последним. «Опасность в настоящее время не столько от недостаточного проникновения западных наук, сколько от скорой гибели национальных наук»,— писал Лян Ци-чао.

В рассуждениях о соотношении национальной и западной науки Лян Ци-чао довольно близок к известным тезисам прозападной «группировки самоусиления», утверждавшим: «...национальные науки — основа, западные — польза».

Лян Ци-чао шире понимал термин «западные науки», чем его оппоненты, имевшие в виду только иностранную технику. Он стоял за изучение и политических доктрин, и религии, и идеологии. Он хотел, чтобы наряду с западными идеями в конкретных целях государственного строительства применялись и древние политические учения Китая. Лян Ци-чао надеялся, что при этом выявятся все преимущества, все величие идей Конфуция.

В статье «Китай будет сильным» Лян Ци-чао обличал порочную практику правительства, закрывающего доступ талантливым людям на административные и государственные посты, препятствующего развитию промышленности. Он предлагал выдвигать на ответственные посты в Китае китайских ученых и в необходимых случаях приглашать иностранных советников.

Высоко оценивая достижения западных стран, Лян Ци-чао в то же время обращал внимание на частые рабочие волнения на Западе. В Китае, полагал он, подобные явления невозможны, ибо китайские рабочие не столь требовательны, могут трудиться больше и за меньшую оплату.

Идейная платформа Лян Ци-чао отражала слабость китайской национальной буржуазии, только что вышедшей из недр феодализма. И все же реформаторские призывы Лян Ци-чао уже в этот ранний период расшатывали феодальные устои, выражали патриотические настроения и рост национального самосознания китайского народа. Так, в письме к У Тин-фану (китайскому посланнику в США) и в статье «О притеснении китайцев японцами» Лян Ци-чао решительно протестовал против дискриминации китайских рабочих в США и Канаде, против притеснений японскими властями китайских граждан в Нагасаки, Кобэ, Осаке и других городах. Лян Ци-чао обвинил маньчжурское правительство в неспособности защитить интересы своих соотечественников за границей.

Прогрессивная сторона учения Лян Цин-чао неразрывно связана с его активным участием в движении за реформы, которое внесло известный вклад в борьбу за обновление и возрождение Китая. Фактически став лидером китайских либеральных конституционалистов в начале XX в., Лян Ци-чао занимал должности редакторов печатных органов этой группировки: «Цинибао» (1901 г.), «Синьминь цунбао» (1902 г.), «Шибао» (1904 г.) —и одновременно сотрудничал в других периодических изданиях реформаторского направления. Он опубликовал целый ряд статей, из которых наибольшую известность получили: «Об изменении в государственной политической мысли», «О переходном периоде», «Законодательство и право», «Обращение к современникам», «Абсолютизм приносит монархии разнообразный вред, но никакой пользы». Самым крупным произведением Лян Ци-чао, обобщившим его взгляды, был трактат «О новом народе», написанный в 1902—1903 гг.

Лян Ци-чао резко критиковал правящую клику. Оп призывал даже к «большому разрушению», «большим переменам», что, несомненно, свидетельствует о популярности в то время среди передовой интеллигенции революционных лозунгов.

В 1898 г. в статье «О движении» Лян Ци-чао писал: «Мет ничего, что могло бы существовать без движущих сил... Электрическая энергия, звук и свет представляют собой безграничные и беспредельные движущие силы». Движущей силой общества, по представлениям Лян Ци-чао, становятся «инициативные выдающиеся личности, храбрые, самоотверженные рыцари и ученые, которым нужно предоставить широкий простор».

Эту мысль Лян Ци-чао развил в 1901 г. в «Биографии Кан Ю-вэя»: «Во всем неизбежно имеется первоначальная движущая сила, которая служит импульсом движения. Это движение вызывает реакцию, в результате которой вновь начинается ответная реакция, и так до бесконечности. В непрекращающемся движении рождается новый мир». В качестве примера автор приводит реформы 1898 г., которые расценивает как первоначальную движущую силу; против реформ выступили реакционные силы, кульминационным пунктом их выступления было будто бы... движение ихэтуаней. «А в настоящее время,— заключил Лян Ци-чао,— неизбежна новая реакция против этой реакции». В явно метафизической теории о возникновении «первоначальной движущей силы» и в теории о круговороте и «взаимодействии реакций» содержались некоторые рациональные мысли об изменяемости мира, о борьбе противоположностей. Теория Лян Ци-чао позволяла ему утверждать, что «с настоящего момента движение за обновление Китая повернуть вспять уже нельзя, как сдвинутую с места гигантскую скалу над пропастью, — она неминуемо рухнет вниз и не остановится,  пока  не достигнет дна».

В работе «О новом народе» Лян Ци-чао расшифровал свое понимание обновления. Это означает: «Обновить старое, традиционное и дополнить его совершенно новыми элементами». Выступая за новую мораль, новые законы, порядки, обычаи, литературу и искусство, он вовсе не предлагал отказаться от всего национального, самобытного. Напротив, он считал, что создавать новое возможно только на основе сохранения всех традиционных ценностей. Лян Ци-чао боролся против консерватизма и косности, за новаторство и реформы.

Отсутствие общественной морали и национального сознания Лян Ци-чао считал главным препятствием на пути формирования национального государства.

Незрелость национального самосознания китайского народа во времена Лян Ци-чао объяснялась, конечно, не духовной отсталостью китайского народа или недостатком воспитания его в духе идей национализма, а запоздалым развитием капитализма и замедленностью процесса формирования буржуазной нации. Сама же выдвинутая Лян Ци-чао идеи укрепления буржуазного национального государства, национальной консолидации, поднимаемые им на щит буржуазно-демократические представления о гражданском долге, патриотизме, которые противопоставлялись старым, феодальным, верноподданническим взглядам, — все это объективно, в конкретных исторических условиях Кита, было прогрессивным.

Обличая консерватизм и косность пассивность и упадничество, свойственные якобы китайской морали, Лян Ци-чао восхвалял новаторство, смелость, искательность, даже риск и авантюризм — качества, по го мнению, присущи! западной буржуазной морали. Он выступал против философии «покорности» — за философию «движения», против философии «самодовольства» — а философию «неудовлетворенности», против духа «уступчивости» — за дух «требовательности», против «примирения» — за «настойчивость», против «вялости» — за «ярость», против «уклонения» — за «ответственность», против «слабости» — за «мужество», против «покорности судьбе» — за «преодоление трудностей». Старая философия и мораль, прославленная учениями Лао-цзы, Конфуция и других мудрецов, по Лян Ци-чао, подлежит пересмотру. «Как жизнь или смерть человека, так и существование или гибель нации, — писал Лян Ци-чао, — зависят от четырех качеств: надежды, энтузиазма, разума, смелости», т. е. от качеств, присущих «новому народу».

Ратуя за гарантию прав личности, за гражданскую свободу, за равенство народностей, Лян Ци-чао подчеркивал, что все эти права могут быть добыты лишь в борьбе. «Совершенствование законодательства в Европе и Америке, как и утверждение конституций, отмена рабства, освобождение от крепостной зависимости, свобода труда, свобода верований — все это достигнуто в результате кровавых битв... Только там, где народ борется за законность, правительство вынуждено идти на уступки, — продолжал Лян Ци-чао. — Если мы хотим равноправия нашего государства с другими государствами, то необходимо прежде всего добиться равноправия граждан внутри страны. Только тогда сможет подняться наше государство».

Повторяя популярные тогда на Западе формулы социального дарвинизма, Лян Ци-чао писал: «Каждый человек добивается самоусиления, защищая свои права, — вот единственный закон общественного прогресса». И далее Лян Ци-чао утверждает, что «сила порождает право, победит тот, кто сильнее, а вопрос, кто прав и кто неправ, никакой роли не играет».

Лян Ци-чао призывал бороться за свободу «нового народа». «Понятие свободы противоположно понятию рабства,— писал он. — Процесс освобождения в Европе и Америке проявился в борьбе на четырех направлениях: политическом, религиозном, моральном и экономическом». Цели этой борьбы Лян Ци-чао формулировал в шести пунктах: равенство сословий; свобода всеобщего участия в политической жизни; свобода отделения колоний от метрополий; свобода вероисповедания; свобода строительства национальных государств; свобода выбора профессии. Однако в настоящее время для Китая актуальны лишь вопросы об участии народа в политической жизни (пункт второй) и о создании национального государства (пункт пятый).

Лян Ци-чао подразделял «свободу» на два вида: варварскую и цивилизованную. Первая — индивидуальна, любой человек, осуществив свое право на такую «свободу», может стать тираном, разбойником, смутьяном, врагом всего общества. В осуществлении такого рода свободы, считал Ляп Ци-чао, китайцы опередили всех других. Сущность цивилизованной свободы — в «беспрекословном подчинении личности обществу, закону». «Закон защищает нашу свободу и в то же время ограничивает ее, — писал Лян Ци-чао. — Цивилизованная свобода — это свобода в пределах законности, каждое действие индивидуума должно соответствовать ритму движения всего механизма, подобно шагу солдата в строю... Нельзя успешно конкурировать с внешним миром, когда нет порядка внутри страны, когда личная свобода противопоставляется общественной».

Лян Ци-чао преувеличивал значение законодательства как якобы универсального средства сохранения социальной гармонии, в нем он видел средство пресечения как произвола эксплуататоров, так и борьбы угнетенных масс против поработителей. Пропагандируя идею «цивилизованной» «общественной» свободы, он в то же время опасался «злоупотреблений словом «свобода» со стороны партии экстремистов, которая способна обратить это слово во вред прогрессу Китая».

 

Это вас должно заинтересовать

Решили начать заниматься боевыми искусствами? И теперь подыскиваете экипировку? Не забудьте, что о том, как правильно выбрать боксерские перчатки вам лучше всего узнавать либо у опытных спортсменов, либо у продавцов-консультантов в специализированных магазинах.



Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:

Предыдущие статьи на портале о спортивном и традиционном ушу: