История Китая ЧЖАН БИН-ЛИНЬ
В 1902 г. Чжан Бин-линю снова пришлось эмигрировать в Японию, где он обсуждал с Сунь Ят-сеном перспективы решения аграрного вопроса в Китае. Тогда же Чжан Бии-линь выступил одним из инициаторов созыва в Токио митинга, посвященного 242-летию со дня гибели последнего китайского императора. Воззвание к участникам митинга было написано Чжан Бин-линем, подчеркнувшим, что господство цинской династии надо рассматривать как завоевание Китая чужеземцами. Напомнив о подвигах Чжэн Чэн-гуна, Чжан Хуан-япя и других патриотов, самоотверженно боровшихся против маньчжурских захватчиков в XVII в., он призывал изгнать завоевателей во имя возрождения Китая. Воззвание Чжан Бин-линя и сам митинг содействовали распространению антиманьчжурских идей среди китайской интеллигенции, особенно среди молодежи.
Вскоре Чжан Бин-линь подготовил к изданию сборник своих статей под названием «Советы и размышления». Помимо уже упоминавшихся работ в него вошли статьи: «Первобытный человек», «О расах и родах», «Против увеличения налогового бремени», «Скорбь по поводу сожжения книги», «Пояснение о ношении кос» и др. Автор стоял за национальную революцию, против поработивших китайский (ханьский) народ чужеземцев-маньчжуров.
Чжан Бин-линь вернулся в Шанхай вместе с Цай Юань-пэем, Хуань Янь-пэем и другими основателями Союза просвещения Китая. В Шанхае Чжан Бипь-линь сумел превратить мало известную прежде газету «Субао» в боевой орган Союза просвещения Китая, публиковавший антиманьчжурские статьи, памфлеты и другие материалы.
Вокруг газеты «Субао» группировались молодые литераторы буржуазно-демократического направления. В их числе были Цзоу Жун, Чжан Ши-чжао и другие публицисты, сыгравшие большую роль в деле пропаганды революционных идей. В конце 1902 — начале 1903 г. талантливый юноша Цзоу Жун закончил свой блестящий памфлет «Армия революции», который при содействии Чжан Бин-линя и с его предисловием был издан отдельной брошюрой. На страницах «Субао» Чжан Бин-линь напечатал хвалебную рецензию на памфлет «Армия революции». Маньчжурское правительство по согласованию с английскими властями сеттльмента закрыло газету. Против редакции было возбуждено судебное дело, Чжан Бин-линь и Цзоу Жун были арестованы. Цзоу Жун умер в 1905 г., так и не выйдя на свободу. В тюрьме сеттльмента, где Чжан Бин-линь пробыл три года, он изучал одно из направлений буддизма, «Школа Виджняна» («Виши-лунь»), и не порывал связей с революционным движением. В 1904 г. он вместе с Цай Юапь-пэем и Тао Чэнь-чжаном создал революционную организацию Союз восстановления суверенитета Китая (Гуапфухуй).
В напечатанном еще до ареста памфлете «Критика взглядов Кан Ю-вэя на революцию» Чжан Бин-линь подверг резкой критике идеи конституционных монархистов.
Дух национализма, писал он, диктует необходимость изгнания маньчжурских завоевателей. Еще в глубокой древности в сознании первобытного человека были, по утверждению Чжан Бин-линя, заложены основы национализма, хотя расцвет национализма относится к нашему времени. «Национализм— врожденное свойство всех народов, населяющих землю»,— заявлял автор.
Чжан Бин-линь опровергает тезис Кан Ю-вэя о том, что маньчжуры и ханьцы родственны друг другу. Обращаясь к династийным историям, оп стремился доказать отсутствие кровного родства между предками ханьцев и маньчжуров. Маньчжуры, считал автор памфлета, — это иноплеменники, варвары, насильственно захватившие власть в Китае, поэтому свержение маньчжурского ига — священный долг ханьского народа.
Каи Ю-вэй и конституционалисты твердили, что маньчжуры давно и полностью ассимилировались, образовав с китайцами единую нацию. Чжан Бин-линь возражал: в Китае две нации — маньчжуры — нация угнетателей, и ханьцы — нация угнетенных; пять миллионов маньчжуров пользуются всевозможными привилегиями и господствуют над 400 миллионами ханьцев; прогнивший и разложившийся маньчжурский деспотизм надругается над китайским народом, стремится держать его вечно в темноте и невежестве, ибо просвещение, несомненно, угрожало бы маньчжурскому господству.
Чжан Бин-линь высмеивал мечты реформаторов о конституции, которую якобы способна даровать маньчжурская феодальная верхушка. Верхняя и нижняя палаты, которые пообещало созвать цинское правительство, предсказывал он, будут состоять из одних маньчжурских аристократов и родственников императора. «В таком парламенте будет бесправен ханьский народ, права получат лишь маньчжуры-аристократы».