История Китая Идеологические перемены. Влияние великой октябрьской социалистической революции
«Новое правительство России,—писал корреспондент «Миньго жибао», — сосредоточило все внимание на том, чтобы покончить с бесчинствами капиталистических монополий и чиновничества. В вопросе же о колониях правительство, исходя из принципа невмешательства, энергично выступило против политики гнета, проводимой прежним, царским правительством, и делает все для того, чтобы народы обрели счастье». Далее газета писала: «Самодержавная власть, существовавшая в России на протяжении многих веков, свергнута правительством Ленина. Огромный материк заливает волна демократической власти. Теперь уже трудно проводить в жизнь принципы агрессии и узурпации. Правительство Ленина в России укрепилось потому, что оно руководствуется миролюбивыми принципами невмешательства. Для Китая это пример, достойный подражания».
Сунь Ят-сен в беседе с японскими и индийскими журналистами весной 1918 г. первым из китайских общественных деятелей высказался за признание Советской России азиатскими государствами и за пропаганду в печати завоеваний Октябрьской революции.
Октябрьская революция вызвала заметный идейно-политический сдвиг во взглядах Сунь Ят-сена, вдохновила его на поиски новых путей и новых идей в борьбе. Горячо приветствуя Октябрьскую революцию, он писал: «Революция в России породила у всего человечества великую надежду». В 1918 г. Сунь Ят-сен послал приветственную телеграмму Советскому правительству и В. И. Ленину, в которой поздравлял вождя трудящихся с победой революции в России. В телеграмме говорилось: «Революционная партия Китая выражает глубокое восхищение тяжелой борьбой, которую ведет революционная партия Вашей страны, и выражает надежду, что революционные партии Китая и России объединятся для совместной борьбы».
Лучшие представители китайского народа поняли огромное международное значение Октябрьской революции. Среди первых, кто в полной мере осознал, что пример революционной России указывает Китаю более надежный путь, чем французская революция 1789 г., был Ли Да-чжао. В статье «Сравнение французской революции с русской» (июль 1918 г.) он подчеркнул принципиальную разницу между этими двумя революциями. «Французская революция,— писал он,—была революцией конца XVIII в., осуществлявшейся на началах национализма, это политическая революция с некоторыми лишь чертами социальной. Русская революция — это революции XX в., осуществляющаяся на началах социализма. Это социальная революция, она вместес тем отличается ярко выраженным международным революционным характером».
Решительно отвергая скептицизм, вызванный теми трудностями, которые пришлось преодолевать русской революции, Ли Да-чжао непоколебимо верил в ее победу и восторженно ее приветствовал: «Мы должны с гордостью приветствовать события в России и считать их зарей новой мировой цивилизации. Мы должны внимательно прислушиваться к вестям о событиях в новой России, строящейся на основе свободы и гуманизма, и добиться того, чтобы мы смогли идти в ногу с новыми мировыми течениями».
Это Вас должно заинтересовать