Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Дискуссия об итогах войны и двух путях развития Китая

Объективную экономическую закономерность смены общественных формаций Ли Да-чжао тогда еще не в состоянии был осмыслить. Всем разумом и сердцем приветствуя новый общественный строй, он исходил из этических категорий добра, гуманности, справедливости. Смену капитализма социализмом Ли Да-чжао представлял как «торжество принципа взаимопомощи над принципом борьбы, конкуренции, соперничества». «В основе социалистических учений всех направлений лежит мораль в чистом виде,— писал Ли Да-чжао.— Сотрудничество и дружба являются общим законом жизни человеческого общества... и утописты и сторонники научного социализма — все они соответственно своим знаниям и умению строили теорию на базе этого общего закона — закона сотрудничества, дружбы, взаимопомощи, любви. Такие отношения, свойственные семье и роду, социалисты хотят возродить в жизни всего общества».

 

Эту идею Ли Да-чжао в значительной мере почерпнул из учения Кропоткина о «биосоциологическом законе взаимопомощи», широко распространенного в то время в Китае. Следует заметить, что, критикуя социальный дарвинизм и мальтузианство, он также исходил из позитивистской теории Кропоткина о взаимопомощи как первоначальном инстинкте человека и законе природы. «Совсем недавно сторонники естественной эволюции во весь голос заявляли: погибает слабый, побеждает сильный, пожирающий слабого,— писал Ли Да-чжао.— Теперь всем ясна ошибочность этих взглядов, все понимают, что человеческая жизнь развивается не как борьба, а как взаимопомощь».

«Нельзя жить по законам войны,— писал он,— развиваться по законам войны... Мир взаимопомощи будет создан только благодаря максимальным усилиям человечества, направленным на материальное и духовное преобразование мира, переустройство общества».

В отличие от Сунь Ят-сена, который в 1919 г. в книге «Промышленный план» уповал на индустриализацию Китая при помощи иностранных капиталов, Ли Да-чжао не питал никаких иллюзий по отношению к империалистам. Он считал войну и разбой порождением капитализма.

Подлинная причина войны кроется в развитии капитализма, писал он, «рамки капиталистического государства становятся узкими для развития производительных сил, поэтому капиталистические правительства пытаются путем войны ликвидировать государственные границы, чтобы извлечь наибольшую прибыль для буржуазии своей страны. Она стремится создать под своей эгидой огромную мировую империю с единой экономической структурой».

Идеи национального освобождения угнетенных народов из-под ига империализма содержались во многих статьях Ли Да-чжао («Новая эра», «Федерализм и международная организация», «Новое течение после войны»).

В отличие от других прогрессивных деятелей Китая, выступавших лишь против японского и германского империализма и питавших иллюзии в отношении держав Антанты, которые якобы руководствуются идеями справедливости, мира и демократии, Ли Да-чжао всегда оценивал всех империалистов как «соперничающих грабителей». В статье «Тайная дипломатия и мир грабителей» он писал: «Протестуя против резолюции по Шаньдунскому вопросу, принятой европейской конференцией по разделу мира, мы руководствуемся отнюдь не узким патриотизмом. Мы сопротивляемся агрессии, боремся против захватнических действий, против грабительского мира. Поясняя это положение, он продолжал: «Японцы творят бесчинства и осуществляют свои агрессивные замыслы именно потому, что современный мир есть мир грабителей. Поэтому не только тот, кто захватил Шаньдун,— наш заклятый враг. Наши заклятые враги — все разбойничьи шайки грабительского мира». Разоблачая иллюзии многих китайских демократов, Ли Да-чжао спрашивал: «Вильсон! Не ты ли выступал против тайной дипломатии? Почему же теперь шаньдунский вопрос решают, основываясь на лондонских тайных договорах или секретных соглашениях, заключенных между милитаристами?.. Что дает такая мирная конференция? Вся твоя программа — стрельба вхолостую. Она лопнула как мыльный пузырь. Мне стыдно за тебя, мне жаль тебя».

Ли Да-чжао принадлежат исключительные заслуги в воспитании антиимпериалистического национального сознания китайского народа, которое затем в полной мере проявилось во время «движения 4 мая».

Антиимпериалистические идеи Ли Да-чжао неразрывно связаны с его антимилитаристской борьбой. Выступления против 21 требования японского империализма он непосредственно связывал с разоблачением предательской политики правительства. Вступление правительства Дуань Ци-жуя в мировую войну в 1917 г. на стороне Антанты Ли Да-чжао рассматривал как результат давления японских и американских империалистов. Он разоблачал контрреволюционный характер соглашения японского правительства с милитаристским правительством Китая (1918 г.) против Советской России.

Рассматривая китайский милитаризм как верного слугу иностранного империализма, Ли Да-чжао не видел его классовой сущности. Он тогда еще не требовал ликвидации экономической основы феодализма, не выдвигал аграрной программы.

Разочарованный в способности китайской буржуазии и интеллигенции выполнить великую освободительную миссию, Ли Да-чжао искал источник революционных сил в массах. Он интересовался жизнью пекинских рабочих, шанхайских рикш, горняков, положением крестьян в провинциях Шаньдун, Хэнань, Хэбэй. Большое политическое значение он придавал стачечной борьбе, анализировал организацию забастовки на таньшаньских угольных копях. Ли Да-чжао не раз говорил о необходимости просвещения рабочих, создания доступных для них популярных учебных пособий. Без работы образованной молодежи среди масс он считал общественный прогресс невозможным.

Вокруг Ли Да-чжао группировалась революционно настроенная интеллигенция и особенно молодежь. В июле 1918 г. Ли Да-чжао принял активное участие в создании Научного общества молодого Китая (Шаонянь Чжунго), объединившего передовую молодежь.

В декабре 1918 г. по инициативе Ли Да-чжао был создан орган революционных кругов еженедельник «Мэйчжоу пин-лунь», на страницах которого, как и других прогрессивных газет и журналов, Ли Да-чжао и его соратники систематически разоблачали клевету буржуазной прессы на Советскую Россию, на коммунизм, публиковали переводы советских документов— «Декларации прав народов России», Конституции РСФСР, декретов о земле, о мире, законов о труде, о браке, о равноправии женщин, о национализации банков. Они напечатали также сокращенный перевод «Манифеста Коммунистической партии» и отрывки из книги Ф. Энгельса «Развитие социализма от утопии к науке».

В специальной рубрике журнала «Синь циннянь» — «Изучение Советской России» — помещались оригинальные и переводные статьи и материалы о Советской России. Все прогрессивные газеты и журналы сообщали о революционном движении в европейских странах и в странах Востока.

Ли Да-чжао был ярким представителем передовой китайской мысли, возглавившим в то время группу революционной интеллигенции, влияние которой непрерывно росло. Впоследствии эта группа стала ядром китайской коммунистической интеллигенции. Близко к этой группе, хотя формально и не входя в нее, стоял великий писатель Лу Синь. Подобно Ли Да-чжао, он приветствовал Октябрьскую революцию как зарю новой эры. Восхищаясь героическим подвигом русского народа, Лу Синь писал: «Ценой крови он остановил яростный натиск врага. Вот рассеиваются зловещие тучи огня и появляется лучезарный небесный свет. Это и есть заря новой эры».

Популяризация идей Октябрьской революции передовой революционной китайской интеллигенцией, пропаганда «русского пути» развития Китая подготовили почву для широкого распространения в Китае марксизма-ленинизма.