Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Портал о спортивном и традиционном ушу приветствует вас!

История Китая

«Народное благоденствие» Сунь Ят-Сена

После создания республики Сунь Ят-сен в своих выступлениях неизменно подчеркивал срочную необходимость разрешения социальных проблем. Победа буржуазной революции вела к развитию нового для Китая капиталистического способа производства. Сунь Ят-сен, видевший воочию пороки капитализма, пытался избежать их у себя на родине и осуществить принцип народного благоденствия, который он толковал как «государственный социализм». Принцип народного благоденствия, говорил он, — это «вытеснение капиталистов с целью предоставления всему народу свободы в области производства». По существу же воплощение в жизнь идей Сунь Ят-сена означало бы укрепление именно капиталистического уклада. «Если мы сумеем развить производительные силы Китая, — писал он, — мы будем богатыми, если не сумеем, останемся бедными. Раньше из-за препятствий, чинимых цинским правительством, мы при всем желании ничего не могли сделать, сейчас, когда у нас учреждена республика, когда провозглашена свобода предпринимательства, мы можем рассчитывать на то, что производство у нас будет быстро расти».

Заботясь о скорейшем развитии производительных сил, Сунь Ят-сен в первую очередь ставил задачу железнодорожного строительства, от которого во многом зависит успешная работа промышленности, торговли и всего народного хозяйства. Он предлагал за 10 лет построить 200 тысяч ли (100 тыс. км) железных дорог. Сунь Ят-сен имел в виду три способа осуществления этого плана: а) Иностранные займы. «В Китае, — повторял он, — все, как чумы, боятся иностранных займов, а между тем иностранные займы вредны только тогда, когда их используют не на нужды производства. Будучи направлены на производственные цели, они полезны», б) Организация смешанных китайских и иностранных компаний. Этот путь он сам, однако, считал на первом этапе нереальным, поскольку в Китае нет капитала на покупку акций смешанных компаний, в) Предоставление концессий иностранным капиталистам на выгодных Китаю условиях. По расчетам Сунь Ят-сена, постройка 100 тыс. км железных дорог в Китае потребовала бы 6 млрд. юаней. За 40 лет китайское государство кроме выплаты ему иностранцами ежегодных взносов за концессии получит 150 млн. юаней прибыли. Впоследствии все железные дороги перейдут в собственность китайского государства и принесут ему огромный доход. Этот последний план Сунь Ят-сен считал наилучшим и весьма выгодным.

Подробнее...

ЦАЙ ЮАНЬ-ПЭЙ

При временном президентстве Сунь Ят-сена была проведена реформа системы народного просвещения. Теоретиком и практиком новой буржуазно-демократической педагогики был Цай Юань-пэй.

Цай Юань-пэй (1868—1940) родился в провинции Чжэ-цзян в семье торговца. С юных лет изучал классическую китайскую литературу и историю. В 1892 г. выдержал государственный экзамен на звание ханьлинь (член академии). С 1894 г. стал изучать западную литературу по китайским переводам. В 1898 г. вместе с несколькими друзьями создал Восточное научное общество (Дунфан сюэшэ). После поражения восстания ихэтуаней в 1900 г. Цай Юань-пэй становится участником революционно-демократического движения. Вместе с Цзянь Цзэ-ю и другими он создал общество студентов-патриотов, где читал лекции о французской революции и о русских народниках (которых китайские авторы вслед за японскими называли нигилистами).

Подробнее...

СУН ЦЗЯО-ЖЭНЬ

Политические идеи Сун Цзяо-жэня, равно как и Хуан Сина и некоторых других лидеров Объединенной лиги, претерпели во время революции немалые изменения. После победы восстания в Учане Сун Цзяо-жэнь вместе с Цзюй Чжэном и Тан Хуа-луном планировал создание временного правительства в этом городе и составил проект временной конституции. Однако среди участников недавнего восстания возникли разногласия: некоторые настаивали на создании центра в Шанхае. Развитие событий само по себе разрешило этот вопрос: в связи с занятием Ханьяна войсками маньчжурского правительства Учан оказался в опасности. Было решено избрать столицей республики Нанкин, бывший столицей Китая еще в XIV в. Сун Цзяо-жэнь, Хуан Син, Чэнь Инь-ши при поддержке других деятелей Объединенной лиги добились избрания Сунь Ят-сена временным президентом. Тогда же возникла дискуссия о структуре будущих государственных органов. Сун Цзяо-жэнь предлагал создать ответственный перед парламентом кабинет, Сунь Ят-сен и Ху Хань-минь стояли за президентское правление.

Обосновывая свое предложение, Сун Цзяо-жэнь в речи на собрании гоминьдана в 1913 г. говорил: «Мы за создание кабинета министров потому, что хотим утвердить парламентское правление. Кабинет легко менять в случае его неудовлетворительной работы, президента же отстранить не так легко, его отстранение обычно создает политическую неустойчивость в государстве».

Подробнее...

Хуан Син после образования республики

Политические взгляды Хуан Сина после образования республики были весьма противоречивы. Наряду с рациональными идеями в его посланиях, переписке, интервью и других документах того периода содержались явно ошибочные, ретроградные мысли.

Военный министр при Сунь Ят-сене, Хуан Син после отставки президента остался в Нанкине, приняв пост главнокомандующего обороной Южного Китая. Хуан Син неоднократно высказывал свою озабоченность надвигающимся кризисом революции, вызванным, по его мнению, тремя причинами: финансовым крахом, противоречиями между провинциями и политической неустойчивостью. Он говорил о тяжелом финансовом положении страны, о том, что нет средств для содержания огромной армии и государственного аппарата. В архиве сохранилось много телеграмм и посланий министра обороны Хуан Сина министру финансов с требованием срочных субсидий для выплаты жалованья солдатам, для отправки демобилизованных и т. п.. И все же Хуан Син был противником добывания средств за счет займов из-за рубежа. В послании участникам совещания губернаторов он решительно протестовал против заключенного министром финансов Юань Ши-линем соглашения с международным банковским консорциумом, по условиям которого выдача денег на содержание китайских воинских частей или на их расформирование могла производиться только с разрешения иностранного таможенного начальника или банковского контролера. «Такое условие, — писал Хуан Син, — означает, что не только финансовая, но и военная власть будет находиться под, контролем иностранных государств. Армия есть жизненный центр национальной обороны, передать ее под иностранный контроль равносильно тому, чтобы связать себя по рукам и по ногам и ожидать смерти. Несмотря на острую нужду в-средствах на содержание подчиненной мне армии, которой уже давно не плачено жалованье, я никогда не согласился бы принять пагубный для страны и нации заем, не принял бы ядовитой пилюли для утоления жажды. Для нас, патриотов, важнее, чем жизнь или смерть, долг защиты родины и народа. Кто подрывает республику, тот изменник народа, и расправляться с ним надо как с заклятым врагом».

Подробнее...

Относительно аргументирования Китаем своих притязаний на морских рубежах

китайский

Итак, усилиями пекинского руководства на морских рубежах Китая создано в последние годы не меньшее количество «спорных» проблем, чем в предыдущие годы на границах сухопутных.

Огромное значение в каждом международном споре, и особенно в погранично-территориальном, имеет система аргументации, обоснование позиций спорящих сторон. Китайская дипломатия затрачивает большие усилия в поисках аргументации — для того чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться с китайскими документами, в которых излагается позиция Пекина по погранично-территориальным «проблемам», созданным им на сухопутных границах   с соседними странами.

Публикуя документ по какому-то международному вопросу, особенно спорному, дипломаты исходят обычно из того, что аргументационная часть его имеет фактически два адреса: один официальный — правительство страны-оппонента, второй же неофициальный — общественность, общественное мнение, как мировое, так и своей собственной страны. И в документах, касающихся «проблем» сухопутной границы, китайская дипломатия стремится в полной мере использовать свою аргументацию для оказания воздействия на формирование определенного общественного мнения.

Тем большее удивление вызывает краткость, сухость китайской документации, относящейся к проблемам морских границ страны, не свойственная китайской дипломатии «экономия аргументации». Объяснить это можно либо отсутствием серьезных, весомых аргументов в поддержку своей позиции, могущих повлиять на формирование мирового общественного мнения, либо пренебрежительным отношением к своим оппонентам, нежеланием учитывать в своей практической политике аргументацию оппонентов по данным вопросам, самонадеянной убежденностью в том, что «наша правда говорит сама за себя».

Подробнее...

Наши партнеры
Одесская областная Федерация Ушу, Удивительный Китай, Ушу в Одессе