История Китая
В годы первой мировой войны в Китае складывается группа революционно-демократической молодежи, унаследовавшая и развившая прогрессивные идеи Сунь Ят-сена. Эта молодежь возглавила демократическое движение в идеологии, известное в истории Китая как Движение за новую культуру.
Движение возникло и развивалось под непосредственным влиянием патриотической антимонархической и антиимпериалистической борьбы. Оно выступало под лозунгами: «За научное знание», «За демократические идеи и политический «строй». Наиболее активными участниками движения в разные периоды были Ли Да-чжао, Чэнь Ду-сю, У Юэ, Юнь Дай-ин, Лу Синь, Цянь Сюань-тун, Лю Бань-нун, Чжу Цзин-нун, Гао И-хань, Цай Юань-пэй. К ним присоединились отдельные буржуазные ученые — Ху Ши, Фу Ши-нянь.
Выражая общие стремления передовой интеллигенции, Ли Да-чжао, Гао И-хань, Чэнь Ду-сю и некоторые другие авторы «Синь циннянь» провозгласили лозунг демократических свобод и прав народа как основной принцип будущего государственного и общественного строя Китая. Они считали, что введение конституции, проникнутой духом демократизма, явится верным путем спасения и возрождения страны.
Молодая республика в то время переживала тяжелый политический кризис. Заговор реакции, измена республиканских лидеров фактически.свели на нет революционные завоевания и демократические преобразования, добытые тяжелой и длительной борьбой. Народные массы, возлагавшие на новый государственный строй столько надежд, испытывали горькое разочарование.
В борьбе за осуществление демократических преобразований и прогрессивное развитие науки революционные демократы из группы «Новая молодежь» придавали важное значение освобождению сознания народа от реакционной феодальной идеологии, от конфуцианских канонов и догм, а также от религиозных предрассудков и суеверий. В этой борьбе выдающуюся роль играли Ли Да-чжао, Лу Синь, У Юэ, Цянь Сюань-тун, Чэнь Ду-сю, Цай Юань-пэй.
Ли Да-чжао еще в своих ранних статьях «Молодость» и «Сегодня» выступал против теологического объяснения происхождения мира, разоблачал суеверия и предрассудки, отстаивал и пропагандировал материалистическое мировоззрение. В статье «Конституция и свобода мысли» (1916) он выступил против «чудовищной» попытки милитаристской клики Юань Ши-кая и Дуань Ци-жуя включить в проект конституции такую статью: «Нравственное совершенствование соответственно учению Конфуция составляет основу национального просвещения». Ли Да-чжао считал, что «Конфуций и конституция — понятия совершенно несовместимые. Конфуций — высохший труп тысячелетней давности, конституция — живой дух современных наций... Конституция заброшенных древних могил не может быть конституцией, озаренной солнечным светом. Конституция, защищающая авторитет идолов, не способна охранять жизнь и права народа, она будет лишь памятником Конфуцию, эпитафией на его могиле». «Как деспотизм исключает свободу,— подчеркивал Ли Да-чжао,— так Конфуций не оставляет места конституции. Если втиснуть Конфуция в конституцию, она поможет расти деспотизму, а не свободе... Такая конституция будет сковывать народы, а не служить эмансипации человека... Такая конституция — провозвестник возрождения деспотизма, крайнее выражение автократии».
Первыми требованиями буржуазной революции всегда были «свобода», «ликвидация сословий и сословных привилегий», «всеобщее равенство перед законом». Буржуазно-просветительское движение в Китае периода первой мировой войны, естественно, выдвинуло на первый план те же требования. Лозунг свободного развития личности провозглашали Лу Синь, Чэнь Ду-сю, Цай Юань-пэй, Ху Ши и др.
В статьях Чэнь Ду-сю «Французы и современная цивилизация», «Обращение к молодежи» и других систематически выдвигалось требование обеспечения прав человека. Чэнь Ду-сю призывал патриотическую и демократическую молодежь, «новую молодежь», как называли ее деятели «Синь циннянь», «воспитывать в себе прилежание, бережливость, честность, чистую совесть, правдивость и верность. Эти качества способствуют как развитию личности, так и развитию всего общества».
Одним из важнейших звеньев идеологической борьбы в Китае периода первой мировой войны было движение за реформу языка и создание новой литературы.
Старый литературный язык (вэньянь) был весьма сложен и резко отличался от разговорного народного языка. Вэньянь был официальным языком феодального китайского государства. Для сдачи экзаменов на получение должности,, в документах и официальной переписке применялся этот мертвый, витиеватый, непонятный на слух язык. Он буквально вдалбливался в головы учащимся всех учебных заведений. Даже в театре пьесы исполнялись на вэньяне.