История Китая
Унаследовав лучшие традиции китайской философии и испытав влияние материалистической философской литературы зарубежных стран, Ли Да-чжао в 1917 г. писал: «Издревле распространенные в Китае, Индии и Европе различные философские школы допускают существование непостижимого, таинственного высшего творца, наделенного абсолютным разумом, абсолютным смыслом. В качестве такового называют «небо», «святого духа», «бога», «абсолют», «существо», «начало мира», «сущность вселенной», «великий предел», «вечную истину». Термины различны, но под каждым из них подразумевается высший творец... Все они строятся на том, что мораль берет свое начало в сверхъестественном». Ли Да-чжао хорошо понимал, что такие представления не могут быть приняты поколением, живущим в современную эпоху.
Идеалистическим философским взглядам будущий марксист Ли Да-чжао противопоставлял материалистическое миропонимание. «Мы считаем,— писал он, — что мир — это реальное бытие, не имеющее ни начала, ни конца. Все явления, порождаемые объективно существующим реальным миром, постепенно возникают и развиваются естественным путем в соответствии с законами природы, имеют причинно-следственные и функциональные связи». Мораль для Ли Да-чжао также одно из естественных явлений. Поэтому ее развитие должно соответствовать естественной эволюции общества. «Естественные изменения, которые претерпевает мораль, происходят не по милости таинственного творца и тем более не по воле древних мудрецов».
Борьба против феодальной культуры, отживших государственных и политических институтов, против религии и суеверий, наследственных привилегий и классового угнетения, беспощадное обличение догматических традиционных представлений, конфуцианских канонов и морали отражали рост буржуазно-демократического сознания в условиях развития капиталистических отношений в Китае. Это движение нанесло решительный удар устоям китайской феодально-патриархальной идеологии и способствовало развитию революционной мысли и революционного движения.
В движении за новую культуру в Китае проявились черты, близкие просветительскому движению XVIII в. во Франции, о котором Ф. Энгельс писал: «Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего... Все прежние формы общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам... И отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы и неотъемлемых прав человека».
В связи с окончанием мировой войны и победой Октябрьской революции вопрос о том, по какому пути развития — «русскому» или «западному», пролетарскому или буржуазному— должен идти Китай, стал предметом острой полемики в следе китайской интеллигенции. Значительная ее часть, обманутая демагогическими посулами американского президента Вильсона, возлагала серьезные надежды на Антанту, рассчитывая, что воевавший на стороне Антанты Китай займет равноправное положение среди держав-победительниц. Весть о заключении Компьенского перемирия вызвала бурное ликование в Китае. В Пекине толпа разрушила памятник убитому во время восстания ихэтуаней бывшему немецкому посланнику барону Кеттелеру, в свое время воздвигнутый по требованию Германии. В честь победы союзников не прекращались демонстрации, торжественные шествия с зажженными фонарями. На площади Тяяьаньмынь в Пекине 15 ноября 1918 г. состоялся массовый митинг, посвященный окончанию мировой войны. На нем выступил ректор Пекинского университета Цай Юань-пэй, который изображал державы Антанты носителями принципов демократии и свободы, одержавшей в справедливой войне победу над милитаристско-кайзеровской Германией. Он говорил о победе «светлых» идей над «темными», о победе «честной, справедливой демократии» над интригами, шпионажем, насилием и расизмом. Оратор призывал китайский народ поддержать доктрину Вильсона.
На следующем митинге, 16 ноября Цай Юань-пэй напомнил, что китайцы, послав во Францию 150 тыс. рабочих, внесли свой вклад в войну и вправе рассчитывать на справедливое к себе отношение. Цай Юань-пэй пытался обосновать свои возражения против «русского пути» развития Китая, ратуя за западный путь «сотрудничества и взаимопомощи» государств на основе пресловутой доктрины Вильсона.