Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Превращение Китая в полуколонию

Изменения в политике цинского правительства
Поражение Китая в войнах с западными державами, принудительные договоры и серьезные уступки цинского правительства вызвали некоторые разногласия при маньчжурском дворе. Наиболее дальновидные представители правящих кругов империи высказывались за политику заимствования достижений (особенно в области военной техники) у иностранцев, за так называемый курс самоусиления цинской монархии. В связи с этим сторонники «самоусиления» готовы были пойти на отказ от традиционной изоляции от внешнего мира. Они также соглашались на установление дипломатических отношений с иностранными государствами и на расширение внешней торговли. Группировку «самоусиления» поддерживала императрица Цыси, правившая от имени своего малолетнего сына, императора Тунчжи, а с 1875 г. — от имени возведенного ею на престол несовершеннолетнего племянника, императора Гуансюя. Под влиянием этой группы, которую возглавлял сводный брат покойного императора Сяньфэна великий князь Гун, а также крупные маньчжурские сановники Вэнь Сян и Гуй Лян, цинское правительство приступило к частичному преобразованию административного аппарата, финансов, системы просвещения, реорганизации армии и флота, созданию новых форм транспорта и средств связи. Особое учреждение для руководства внешними сношениями — Цзунлиямэнь — должно было заниматься также внешней торговлей, закупкой вооружения, судов и машин, морской обороной, железнодорожным строительством и горным делом. В Пекине открыли школу иностранных языков, где готовили переводчиков и чиновников для сношений с внешним миром. В ней учились дети только из привилегированных семей.

В первую очередь в Китае начали строить арсеналы, судоверфи, пороховые и патронные заводы. В 1861 г. Цзэн Го-фань создал первый современный арсенал в Аньцине. В 1862 г. Ли Хун-чжан при содействии англичан открыл арсенал в Шанхае, а затем   в Сучжоу. В 1865 г. он учредил в Шанхае самый крупный по тем временам оружейный завод и судостроительную верфь. С именем Ли Хун-чжана связано также создание арсенала в Нанкине. Лидер хунаньской помещичьей клики Цзо Цзун-тан в 1864 г. учредил судостроительную верфь в Ханчжоу, а в 1866 г. перевел ее в Фучжоу, где при помощи французов наладил производство современных военных судов. Казенные арсеналы и механические заводы строились в Тяньцзине, Сиане, Гуанчжоу, Гирине, Ланьчжоу и Чэнду. В 1872 г. Ли Хун-чжан организовал крупную пароходную компанию, а для снабжения пароходов углем в 1878 г. было создано Управление Кайлуаньскими угольными копями. Для перевозки угля от шахт на побережье в 1881 г. в Северном Китае была пущена первая железная дорога. В 1882 г. Ли Хун-чжан приступил к строительству крупной текстильной фабрики в Шанхае.

Мероприятия сторонников политики «самоусиления» встретили сильное сопротивление наиболее консервативных кругов, ярых противников любых заимствований из-за границы, видевших даже в технических новшествах Запада угрозу существующему порядку и измену заветам предков. Они возражали против создания при школе иностранных языков факультета астрономии и математики, выступали против приглашения в Китай иностранных преподавателей и посылки китайских студентов на учебу за границу. Тем не менее в Китае начали создаваться учебные заведения западного образца: машиностроительные, инженерные, телеграфные, судостроительные, штурманские, военно-морские, минно-торпедные, медицинские. Выпускники этих училищ были призваны обслуживать новые учреждения и предприятия, заводы, фабрики и шахты. На китайский язык начали переводить иностранные книги по науке и технике, а также международному праву и дипломатии. Несмотря на сугубо прикладной, утилитарный характер переводимой иностранной литературы, она сыграла положительную роль в ознакомлении с буржуазной культурой стран Запада, способствовала развитию в самом Китае буржуазных общественно-политических идей.

Цинское правительство проводило политику непрерывных уступок державам. При возникновении какого-либо конфликта оно стремилось задобрить иностранные державы, сохранить их расположение. При этом Цины не отказались от традиционной китайской внешнеполитической доктрины «использования одних варваров против других».

В 1860 г. для иностранной торговли было открыто 15 китайских портов. Созданное по настоянию англичан в 1859 г. Управление императорскими морскими таможнями Китая, возглавлявшееся англичанами, по существу, контролировало всю внешнюю торговлю империи; на это управление был возложен сбор средств для уплаты контрибуции Англии и Франции. При посредничестве таможенного управления цинское правительство получало займы от иностранных (преимущественно английских) банков. К 1875 г. в таможенных органах Цинской империи на руководящих постах работали 408 иностранцев (из них 252 англичанина); к 1895 г. число иностранных сотрудников таможен увеличилось до 735.
Цинское правительство не предпринимало никаких эффективных мер по правовой защите китайских чернорабочих — кули, которых обманным путем вывозили иностранные работорговцы из южнокитайских портов для работы на рудниках и плантациях США, стран Карибского бассейна, Юго-Восточной Азии, Австралии и Латинской Америки. Особого размаха достигла торговля желтыми рабами в 60— 70-х годах  XIX в.,  сопровождавшаяся  огромной  смертностью кули вследствие перевозки через океан на иностранных судах в антисанитарных условиях, а также нечеловеческой эксплуатации рабовладельцами.

Войны и жестокое подавление народных движений в Китае привели к массовому истреблению населения, порче ирригационных сооружений, разрушению сельского и городского хозяйства. Цинским властям пришлось принять меры по восстановлению разрушенной экономики, бесплатно или по льготным ценам сдавать в аренду пустующие земли, временно снижать земельный налог. Однако эти меры были направлены главным образом на восстановление сельского хозяйства и не касались городского трудящегося населения и купечества, по-прежнему испытывавших жестокий налоговый гнет; китайские товары при перевозке из одного пункта в другой подвергались налоговому обложению (ликин, точнее лицзинь) на бесчисленных внутренних таможенных заставах, в то время как товары иностранного происхождения освобождались от внутренних налогов и пошлин в соответствии с неравноправными договорами, заключенными цинским правительством.

Проводники политики «самоусиления» установили строгий военно-полицейский и идеологический контроль над населением империи.
При подавлении крестьянских восстаний и выступлений нехань-ских (некитайских) национальностей руководители китайских помещичьих армий нажили баснословные состояния за счет грабежа населения, военной добычи и безудержного казнокрадства. На подвластных их контролю территориях в 70—90-х годах они установили жестокий налоговый гнет, зачастую насильственно привлекая к участию в своей торгово-промышленной деятельности местное купечество и помещиков. Созданная ими система «чиновничьего надзора и купеческого управления» над новыми промышленными и транспортными предприятиями позволила наряду со средствами из казны и своими личными привлекать и частный капитал, содействуя дальнейшему обогащению крупных деятелей и армии чиновников из региональных клик.

Наиболее преуспел в этом отношении лидер аньхуйской группировки Ли Хун-чжан, в 1870 г. назначенный наместником столичной провинции. В нарушение указаний двора он не вывел свою хуайскую армию из столичной провинции, захватил контроль над внешней и внутренней торговлей в Северном Китае. Устроив штаб-квартиру в Тяньцзине и разместив части своей армии во всех стратегических пунктах, Ли Хун-чжан взял под контроль оборону Северного и Северо-Восточного Китая. Он стал усиленно расширять арсенал в Тяньцзине и приступил к созданию северной эскадры военно-морских сил. В этом крупнейшем портовом городе Северного Китая Ли Хун-чжан установил тесный контакт с представителями иностранных консульств, банков и торговых фирм, с таможенными чиновниками и вскоре переключил на себя ведение большинства внешнеполитических дел.

В 1877 г. численность войск Ли Хун-чжана насчитывала около 40 тыс. человек, вооруженных современным оружием. В хуайской армии царили строгие феодальные порядки; офицеры подбирались по земляческому принципу и должны были хранить верность наместнику. Ли Хун-чжан не считался с интересами центрального правительства и заботился лишь о собственном обогащении и усилении военного могущества. Он использовал полуправительственную пароходную компанию для беспошлинной перевозки своих грузов, в частности опиума и риса, выращивавшихся на его вотчинных землях в пров. Аньхуй. Он добился от правительства монопольных прав и привилегий для своих промышленных и транспортных предприятий, что также приносило ему и его клике баснословные барыши.
Особенности генезиса пролетариата и буржуазии в Китае. Появление первых частных капиталистических предприятий

Инициаторами строительства современных промышленных предприятий, оснащенных машинами, выступили лидеры китайских феодально-помещичьих клик и маньчжурские политические деятели — сторонники «самоусиления». С 1861 по 1894 г. ими было основано 19 казенных военных предприятий, на которых в 1894 г. работало около 10 тыс. человек. Последние рекрутировались главным образом из солдат региональных армий, ремесленников и крестьян. Продолжительность рабочего дня ничем не регламентировалась, на предприятиях отсутствовали элементарные гигиенические условия, господствовали палочная дисциплина и полное бесправие рабочих, получавших нищенскую заработную плату, а подчас трудившихся на положении крепостных.

Иностранные капиталисты с 60—70-х годов XIX в. начинали создавать в портовых городах Китая свои первые промышленные предприятия, преимущественно по переработке сельскохозяйственного сырья, предназначавшегося на экспорт, и предприятия коммунальной и легкой промышленности. Проникновению в Китай иностранного капитала способствовало открытие в 1869 г. Суэцкого канала и установление в 1871 г. телеграфной связи Шанхая с Европой и Америкой. К 1894 г. в Цинской империи насчитывалось уже 101 иностранное предприятие (верфи, доки, шелкопрядильни, маслобойни, мельницы, газовые заводы, фабрики по переработке чая, щетины и пр.), из которых 2/3 принадлежали англичанам. Более половины всех иностранных предприятий находилось в Шанхае, превратившемся после второй «опиумной» войны в крупнейший центр внешней торговли Китая. Китайские рабочие этих предприятий, хотя и находились в несколько лучших условиях по сравнению с рабочими казенных предприятий, также подвергались жестокой эксплуатации как иностранных капиталистов, так и их китайских управляющих и приказчиков. Выступая посредниками между иностранными фирмами и китайским купечеством и властями, они сколотили себе крупные состояния, превратившись в так называемую компрадорскую буржуазию. Они вкладывали свои капиталы главным образом в иностранные предприятия и фирмы, так как в цинском Китае для частнокапиталистического предпринимательства существовали ограничения. Многие представители компрадорской буржуазии находились в тесных деловых связях с лидерами феодально-помещичьих клик, являясь посредниками в их сношениях с капиталистическими странами Запада. Ли Хун-чжан и другие видные феодальные сановники Цинской империи широко привлекали представителей китайской компрадорской буржуазии к управлению казенными или смешанными (казенно-частными) торговыми, промышленными и транспортными предприятиями. Через них осуществлялась закупка за границей машин, оборудования, а также оружия, военных и торговых судов, паровозов и вагонов.

В 70—80-х годах XIX в. возникли и первые частные промышленные предприятия, создаваемые китайскими купцами и помещиками, а также отдельными представителями буржуазии. Это были преимущественно мелкие и средние предприятия легкой и обрабатывающей промышленности: шелкомотальные, шелкопрядильные, хлопкоочистительные, хлопкопрядильные, ткацкие, мукомольные, маслобойные, чаеперерабатывающие, спичечные, полиграфические, ремонтные и другие предприятия. С 1872 по 1894 г. было основано 75 частных предприятий, на которых в 1894 г. насчитывалось 27 тыс. наемных рабочих. На предприятиях, принадлежащих представителям нарождавшейся китайской буржуазии, существовала жесточайшая система эксплуатации рабочих, широко применялся почти даровой женский и детский труд, действовала полуфеодальная система надзора за рабочими.

Своеобразие промышленного развития Китая заключалось в том, что современная промышленность возникла сперва в форме казенных предприятий — арсеналов и верфей, созданных лидерами феодально-помещичьих группировок, и предприятий, принадлежащих иностранному капиталу. Китайский пролетариат появился на казенных и иностранных фабриках и заводах. Формирование основных слоев промышленной буржуазии шло главным образом за счет обуржуазивания небольшой части помещичьего класса, а не путем трансформации торгового и мануфактурного капитала в фабричный. Капиталы китайского купечества и владельцев мануфактур принудительно привлекались к созданию казенных и смешанных предприятий и становились источником обогащения руководителей феодально-помещичьих клик. Частные предприниматели или держатели акций предприятий смешанного типа не имели никакой легальной защиты от произвола и лихоимства властей. Им оставалось поступать под покровительство местных влиятельных группировок или покупать чиновничьи должности. Даже наиболее крупные представители молодой национальной буржуазии, вместо того чтобы открывать собственные частные предприятия, были вынуждены вступать в смешанные общества, контроль над которыми осуществляли представители региональных клик.


На правах рекламы

Владельцам автосервисов хотелось бы порекомендовать sbb key programmer - отличный прибор для адаптации ключей по OBD разъему. Список поддерживаемых моделей автомобилей просто впечатляет своим разнообразием и количеством.