11 января 1851 г. в деревне Цзиньтянь уезда Гупин провинции Гуанси вспыхнуло восстание рабочих - угольщиков против маньчжурских чиновников, к которым примкнули местные крестьяне. Во главе восстания стало религиозное общество «Шанди» («Верховный владыка»), руководимое Хун Сюцюанем. В истории Китая это народное движение известно под названием «восстание тайпинов» («тайпин»великое благоденствие) .
Несмотря на религиозную (христианскую) окраску тайпинского восстания, по мере вовлечения в восстание широких масс крестьянства оно наряду с антиманьчжурской направленностью все больше приобретало характер революционной войны крестьян против феодальной системы в целом.
Хун Сю - цюань родился в 4814 г. в бедной крестьянской семье. До 30 - летнего возраста он четыре раза делал попытки сдать в Гуанчжоу государственные экзамены на получение ученой степени. Во время одного из посещений Гуанчжоу (в 1836 г.) он познакомился с христианским учением английского миссионера Морнсона, распространяемым Лян Я - фа. Посвятив себя революционной борьбе против маньчжурской династии, Хун Сю - цюань решил для подъема масс на борьбу за всеобщее равенство воспользоваться христианским учением. В 1843 г. он совместно со своим товарищем Фын Юнь - шанем создал религиозную секту «Шандицзяо», которая призывала население «раскаяться перед ликом верховного владыки в своих грехах, дать обет не служить лукавому (т. е. маньчжурам.М. С), не делать зла и в точности соблюдать правила неба».
Успешное продвижение тайпинов привело к тому, что уже в первые месяцы повстанческие районы были территориально объединены и 1 августа 1851 г. было создано государство Тайпин Тяньго («Небесное государство великого благоденствия»). Победы последующих полутора лет привели к занятию Нанкина, который 29 марта 1853 г. был объявлен столицей Тайпин Тяньго под наименованием Тяньцзинь («Небесная столица»). Создав централизованное государство Тайпин Тяньго, тайпинские власти составили и опубликовали «Закон о земле Тайпин Тяньго», который намечал решение земельного вопроса на основе ликвидации земельной собственности императорского двора и крупных феодалов и введения уравнительного землепользования.
Исходя из основной политико - религиозной предпосылки, что «Поднебесная суть одна большая семья Бога - отца», тайпины передавали крестьянам землю и разное имущество не в частную собственность, а лишь в. пользование. Крестьяне объединялись в общины, состоящие из семей, во главе которых стояли старосты (сыма). Земля в общинах обрабатывалась сообща, и все материальные блага делились поровну на основе принципа: «Если есть земля, она обрабатывается сообща; есть пища —она распределяется равно между всеми; есть одежда —всем одинаково раздается для ношения; есть деньги —все они расходуются совместно». В каждой такой общине создавалась одна государственная кладовая. Расходы семей на свадьбы, роды и помощь беременным женщинам обеспечивались за счет этой кладовой.
Тайпины уделяли большое внимание развитию промышленного производства, в том числе изготовлению оружия, строительству путей сообщения, поощряли изобретательство, разработку руд, учреждали банки. В области финансов политика Тайнинского государства сводилась к тому, чтобы основное бремя по сбору средств переложить на зажиточную часть населения.
Большое значение для упрочения политической власти и экономического положения Тайпин Тяньго имела система демократической выборности офицеров тайпинской армии и гражданских чиновников. Перед выборами выдвинутые кандидаты на должности офицеров или государственных чиновников подвергались многоступенчатой проверке. Кроме того, каждый кандидат должен был иметь поручителей, отвечавших за его деятельность перед народом.
Проводились различные прогрессивные мероприятия и в области культурного строительства; широко пропагандировалось использование в письменной речи простого разговорного языка, были упразднены древние литературные каноны, старый календарь, и особым «законом о Новом календаре» было введено новое летосчисление с года основания Тайпинского государства.
Тайпины проявили глубокое понимание и в определении внешней политики своего государства. Внешние отношения Тайпинское государство строило на принципе признания всех государств «братскими государствами, которые должны жить совместно, как живут братья».
Меры, осуществляемые тайпинами в области сельского хозяйства, ремесленного производства, торговли, финансов подрывали основы феодального строя цинской империи и создавали условия для утверждения новых форм общественных отношений. Несмотря на религиозный оттенок Тайпинской революции, объективно она прокладывала путь к созданию республиканского строя.
Перспективы крушения одряхлевшей цинской империи и образования на ее развалинах централизованной национальной республики вовсе не входили в расчеты капиталистических государств, стремившихся колонизировать Китай. Воспользовавшись неудачами цинской монархии в борьбе с тайпинами на первом этапе, Англия опять спровоцировала конфликты с Китаем, после чего английская эскадра в конце 1856 г. обстреляла Кантон, начав тем самым новые военные операции против Китая, известные в истории как Вторая «опиумная» война.