Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

Проблема континентального шельфа

В 1974—1975 годах на оккупированных Китаем Парасельских островах работала комплексная экспедиция Института океанографии Южно-Китайского моря Академии наук Китая, которая пришла к довольно удивительным учитывая рельеф дна Южно-Китайского моря — выводам. Экспедиция «установила», что Парасельские острова, как и все другие острова Южно-Китайского моря, являются ни больше ни меньше, как холмами или поднятиями континентального шельфа, принадлежащего Китаю.

Подобная «теория» не является новой. Еще в 1970 году этой же «теорией» воспользовалась гоминдановская администрация Тайваня, выдвинув притязания на о-ва Сенкаку. При этом гоминдановские политики были гораздо ближе к истине, нежели экспедиция Академии наук Китая: учитывая особенности строения дна Восточно-Китайского моря, о-ва Сенкаку, действительно, можно в какой-то степени считать поднятиями континентального шельфа. Это, впрочем, никак не может повлиять на вопрос о принадлежности островов. И даже наоборот: именно вопрос о принадлежности островов имеет первостепенное значение для определения того, кому принадлежит примыкающий к островам район континентального шельфа.

Как уже отмечалось выше, само название «континентальный шельф» указывает на неразрывную связь шельфа, называемого еще материковой отмелью, с континентом, материком. Действительно, район моря, примыкающий к Парасельским островам, мелководен, но между этим мелководьем и континентальным шельфом лежит глубокая подводная впадина, отделяющая их друг от друга. И уж если говорить о шельфе вокруг Парасельских островов, то в лучшем случае можно говорить об островном шельфе — понятии, официально не принятом международным правом, по имеющем довольно широкое хождение.

Вполне понятно, чего хотела добиться китайская сторона: провозгласив отмель в районе Парасельских островов «поднятием» континентального шельфа, являющегося «естественным продолжением материковой части Китая», повести дело в том же ключе, что и в вопросе шельфа Восточно-Китайского моря, причем принадлежность шельфа Южно-Китайского моря Китаю могла бы, по мнению пекинских политиков, усилить его позиции в притязаниях на острова — «поднятия» «принадлежащего» ему шельфа.

Однако эта «теория» оказалась настолько антинаучной и противоправной, что пока Пекин не рискнул ею воспользоваться в официальных документах, хотя в своей внутренней и зарубежной пропаганде он продолжает муссировать ее.

В официальных документах китайская сторона продолжает претендовать на шельф Южно-Китайского моря, исходя из своих притязаний на о-ва Спратли и Парасельские. Об этом свидетельствует, например, следующий эпизод. В середине 1976 года филиппинское правительство приняло решение о начале буровых и разведочных работ на шельфе в районе Рид-бэнк, в 150 км к западу от побережья о. Палаван. К участию в этих работах привлекалась филиппинская национальная нефтяная компания и «Америкэн ойл компани» (АМОКО). В связи с появившимися в печати сообщениями о готовящихся Филиппинами работах на шельфе МИД КНР выступил 14 июня 1976 г. со специальным заявлением. В заявлении напоминалось, что острова Южно-Китайского моря (в том числе и о-ва Спратли) «издавна являются частью территории Китая», и подчеркивалось, что «Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами и прилегающими к ним морскими водами и что ресурсы в этих районах принадлежат Китаю». В заключение документа указывалось, что «вооруженное вторжение и оккупация любого из о-вов Наньша (Спратли) или разведка и эксплуатация нефти и других ресурсов в этом районе со стороны любого иностранного государства представляют собой посягательство на суверенитет и территориальную целостность Китая и являются недопустимыми».

Таким образом, целевая направленность китайской позиции в отношении континентального шельфа в Южно-Китайском море полностью совпадает с позицией но этому н«е вопросу в Восточно-Китайском море; изменены лишь обоснования китайских притязаний. Конечная же цель всех этих манипуляций — узаконить единоличное и исключительное владение Китая всем шельфом Южно-Китайского моря.

Однако Филиппины, будучи удалены от Китая на значительное расстояние, не в такой степени опасались возможности конфликта, как расположенные рядом с Китаем Южная Корея и Япония. Китайский посол в Маниле был уведомлен, что поиски нефти в районе Рид-бэнк будут продолжены, поскольку Филиппины считают, что этот район принадлежит им. Вместе с тем, поскольку память о парасельской акции Пекина была еще жива, филиппинское правительство предприняло шаги к тому, чтобы обезопасить себя от возможной военной авантюры Пекина и, в случае необходимости, защитить свои права и интересы. Поэтому был составлен план значительной модернизации и расширения филиппинских военно-морских сил.

Несмотря на предупреждение, сделанное госдепартаментом США компании АМОКО, о том, что район бурения оспаривается другими странами, компания направила туда свои буровые суда и специалистов, которые совместно с нефтяной компанией Филиппин начали широкие буровые работы.

В конце 1978 года Филиппины завершили подготовку к промышленной добыче нефти в этом районе, а в январе 1979 года начали эксплуатацию морских скважин, которые, как предполагается, покроют около 10% потребности страны в жидком топливе.

Подготовка Филиппин к эксплуатации морских месторождений нефти, а также стремление Пекина еще больше усилить напряженность в китайско-вьетнамских отношениях, очевидно, послужили причиной очередного китайского заявления с напоминанием о том, что все острова Южно-Китайского моря и «прилегающие к ним морские воды» принадлежат якобы Китаю. В заявлении вновь утверждается, что оккупация любым иностранным государством любою из о-вов Наныпа (Спратли), а также ведение им эксплуатационной или всякой иной деятельности в этих районах представляют собой посягательство на суверенитет и территориальную целостность Китая и являются недопустимыми.

В связи с проблемой шельфа Южно-Китайского моря следует, видимо, отметить два момента. Во-первых, то, что китайская сторона, сделав указанное заявление, в дальнейшем как будто «не замечает» действий филиппинского правительства, никак на них не реагируя. Это, конечно, не значит, что она отказалась от своих притязаний. В частности, корреспондент агентства Франс Пресс сообщил 2 ноября 1976 г. о беседе заместителя премьера Госсовета КНР Ли Сяньняня с группой французских журналистов, в ходе которой он вновь повторил, что четыре островные группы Южно-Китайского моря, то есть о-ва Пратас, Парасельские, отмель Макклесфилд-бэнк и о-ва Спратли, и ресурсы морского дна в районах этих островов принадлежат Китаю. Он категорически отверг аргумент Филиппин о том, что разведка нефти в районе Рид-бэнк ведется на том основании, что этот район является частью континентального шельфа Филиппин. Во-вторых, если в отношении шельфа Восточно-Китайского моря китайская сторона так или иначе ставит вопрос о необходимости его разграничения, то в отношении шельфа Южно-Китайского моря этот вопрос не ставится.

Таким образом, хотя существуют некоторые «технические» различия в позиции Китая по вопросу о шельфе Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, основная цель, которую он стремится достичь — реализовать свои претензии на шельф этих морей, — остается неизменной. При этом, поскольку «права» Китая оспариваются, сами по себе китайские притязания, то есть позиция Пекина, могут явиться предметом политического торга, в итоге которого Китай мог бы, очевидно, демонстративно отказаться от части своих претензий и согласиться на участие определенных стран в разработке ресурсов шельфа в ответ на их политические уступки.

Видимо, излишне говорить, что эта позиция находится в явном противоречии с положениями Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе, в частности ст. 2 и 6 этой конвенции, а потому противоправна. Курс Пекина направлен на приобретение юрисдикции над зонами, на которые Китай не имеет никаких прав, а потому он является откровенно экспансионистским. Проблема шельфа, наконец, используется в качестве средства давления на другие заинтересованные страны с целью вынудить их предпринять определенные действия, дающие Пекину какие-то преимущества, что является явным проявлением гегемонизма.

При этом позиция Китая в вопросе о принадлежности континентального шельфа является лишь частью общей политики КНР на морских рубежах, характеризующейся, как было показано выше, сплошными притязаниями: на острова, на суверенитет над открытым морем, на континентальный шельф.