История ушу «ЛАБИРИНТ СМЕРТИ» МОНАСТЫРЯ ШАОЛИНЬ
В целом, есть все основания считать существование манекенов «лабиринта смерти» реальностью. Ведь в Китае издавна были популярны различные управляемые аппараты. Еще Ле-цзы (6-7 век до н.э.) приводит притчу о самодвижущейся кукле-артисте, совершенном творении мастера Яиши. В романе «Троецарствие» (14 век н.э.) мудрый даос Чжугэ-лян конструирует механических быков для перевозки тяжестей. Но даже если отбросить легенды и обратиться к документам, все свидетельствует о том, что оборудованная где-то в XV или XVI веке галерея шаолиньского монастыря не представляет собой ничего сверхъестественного.
Так, например, A.A. Вадимов и М.А. Тривас в книге «От магов древности до иллюзионистов наших дней» приводят подробный список механических кукол мастеров 18 века в Европе - Вокансона, Жаке-Дроза и др.. Известно, что в 1748-1752 годах механик Лоренц Розенеггер оборудовал в замке Гельбруп близ Зальцбурга целый театр из двухсот пятидесяти шес- ги фигур-автоматов, причем около половины кукол умели ходить и имитировать различные движения рук. В 1770 году венгерский изобретатель Вольфгангфон Кемпелен открыл для всеобщего обозрения свой знаменитый «кабинет автоматов». Его говорящая кукла, пишущий прибор для слепых, механический игрок в шахматы, курящий «турок» изумляли русскую императрицу Екатерину II, прусского короля Фридриха II, французского императора Наполеона Бонапарта.
Еще один факт. В Китае есть гробница известного полководца Чжоу-Чжу (265-316 гг. н. э.). Когда провели спектральный анализ некоторых элементов орнамента этой гробницы, результат оказался настолько неожиданным, что анализ пришлось п0вторять несколько раз. Но ошибки не было. Орнамент состоял из сплава, 10% которого составляла медь, 5%- магний, а 85% - алюминий. Но ведь алюминий, как известно, впервые получил в Европе датский ученый Х.К. Эрстед в 1825 году, применив для этого электролиз. Значит, мы должны предположить одно из двух. Или 1600 лет назад китайцы знали другой способ получения алюминия, неизвестный современной науке, или уже тогда ограниченная группа людей знала о феномене электролиза!
Вывод напрашивается сам собой. Уровень механиков прошлого, в том числе китайских, следует признать достаточно высоким даже по современным меркам. Оборудовать триста- четыреста лет тому назад экзаменационный лабиринт Шаолиньского монастыря механическими манекенами (технически, кстати, не самыми сложными устройствами) было вполне по силам группе заинтересованных людей.
В археологии есть такой термин - «новодел». Ведь многие древние реликвии доходят до наших времен в сильно разрушенном, почти неузнаваемом виде. Ученые иногда воссоздают их первоначальный облик на основании имеющихся у них данных. Это и есть новодел. Общеизвестны факты восстановления палеонтологами облика огромных динозавров всего по нескольким костям, истинного облика Иисуса Христа по отпечаткам его тела на плаще («Туринская плащаница») и многие другие. Принципиально важно то, что подобное восстановление производится с помощью специальных методик, правда всегда с той или иной долей неопределенности. Само собой, чем больше имеется исходных данных, тем более достоверным оказывается результат. А так как даже высокая степень подобия не означает полного тождества, ни один «новодел» нельзя выдавать за подлинник.
Задавшись целью воссоздать шаолиньский «лабиринт смерти», автор изучил все доступные ему отечественные и китайские источники по данному вопросу. К сожалению, собранные сведения оказались довольно скудными и расплывчатыми. Поэтому для обеспечения максимального правдоподобия автор оценил инженерные и технические возможности монахов Шаолиня заведомо низко. Приоритет в отборе элементов конструкции он отдал наиболее примитивным устройствам, действующим на основе элементарных физических принципов и имеющим свои аналоги в виде современных тренажеров для единоборцев.