Единственная ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок... /Конфуций/
Russian Bulgarian Chinese (Simplified) Czech English French German Italian Spanish Ukrainian

ЧЖАН БИН-ЛИНЬ

Отвечая Кан Ю-вэю, опасавшемуся, что революция приведет к кровопролитию, Чжан Бин-линь замечал: «В Англии, Австрии, Германии, Италии и в других странах свобода народа, его участие в политике также достигались через народные перевороты. А как совершаются народные перевороты — словами или оружием?». Конституционные реформы в Японии, по мнению Чжан Бин-линя, в этом смысле не были исключением, поскольку им предшествовала кровопролитная борьба. Чжан Бин-линь делал вывод: петициями невозможно добиться конституции, тем более революционного переворота.

 

Кан Ю-вэй заявлял, что «конституцию осуществить легко, а революцию трудно», Чжан Бин-линь — нечто противоположное: для конституции нужна добрая воля монарха и поддержка масс. В Китае же император Гуансюй—беспомощный и никчемный человек, а массы ненавидят его самого и все цинское правительство. В то же время народ симпатизирует революции. Вот почему в Китае труднее осуществить конституцию, чем революцию. В процессе революционной борьбы народ сам выдвинет вождей.

Кан Ю-вэй испуганно предупреждал, что революция, совершаемая непросвещенным народом, может привести к смуте. Чжан Бин-линь, напротив, утверждал, что «ум и мудрость развиваются в процессе борьбы», что революция откроет простор творчеству, поднимет интеллектуальную и духовную культуру. «Там, где неизвестна общая истина, ее раскрывает революция, где не исчезают отжившие обычаи, их уничтожает революция... Революция действительно всемогущее целебное средство».

В революции, подчеркивал Чжан Бин-линь, нельзя видеть только разрушение, она призвана выполнить созидательную ипросветительскую задачу: китайский народ на руинах деспотической Цинской империи создаст новое государство — хэчжун гунхэ, демократическую республику народа. В демократических правах автор видел принципиальную разницу между национальной революцией и революционной борьбой гонимой голодом и лишениями толпы под руководством Ли Ши-чэна — без программы и без революционных воззрений.

Кан Ю-вэй опасался, что революция вызовет иностранную интервенцию в Китае. Он обвинял революционеров в том, что они покупают у иностранцев оружие, пользуются иностранным транспортом, обучаются у иностранцев военному делу, заключают с ними соглашения. Все это, по убеждению Кан Ю-вэя, повлечет за собой захват иностранными державами полного господства в Китае. Чжан Бин-линь отвечал на это, что революционеры сознают все коварство держав, наглядным примером которого может служить участие англичан в разгроме Армии независимости. Интриги Японии и Франции также хорошо известны китайцам. «Наша революция не может не использовать в своих целях политику иностранных держав и в то же время не должна допустить их вмешательства... Покупать оружие у иностранцев Китаю необходимо, но неверно, что революционеры просят иностранной военной помощи...» Главной задачей революции Чжан Бин-линь считал борьбу с маньчжурской династией, виновницей национального унижения.

Взгляды Чжан Бин-линя отражали революционный оптимизм молодых демократов, их веру в силу и разум народных масс, которые будут мужать по мере развития революционной борьбы. В этом заключалась прогрессивная сторона его выступлений.

Но нельзя не заметить, что теория нации и национализма Чжан Бин-линя далека от науки. Нацию он трактовал лишь как общность кровИого родства, сходную с понятием рода, племени, расы. Его представления о национальной революции включали элемент расовой мести. Чжан Бин-линь не был чужд шовинистическому отношению к угнетенным народам, к национальным меньшинствам внутри Китая. Ратуя за «расовую революцию», он ограничивал ее задачи борьбой против цинской деспотии, не призывая к свержению ханьских феодалов и сановников.

Наряду с теорией «расовой революции» Чжан Бин-линь выдвинул и собственную аграрную платформу. В своем раннем произведении — «Размышления и советы» (1902 г.)—он предлагал осуществить «уравнение земли» путем обязательного засева всех полей, находящихся в частном владении. Земля, которую хозяин не может обработать собственными силами, он обязан продать частному покупателю или местной власти. Таким путем, по мысли Чжан Бин-линя, можно было избежать и эксплуатации Наемной рабочей силы.

Националистические демократические идеи, а также программа «уравнения земли» Чжан Бин-линя, несмотря на все их теневые стороны, несомненно сыграли в первые годы XX в. положительную роль, ибо они содействовали мобилизации народных масс и сплочению передовых людей Китая в борьбе за национальное освобождение.


Это Вас должно заинтересовать

Сайт о совершенстве. Как достичь совершенства в йоге и в жизни. Что такое совершенство в йоге? Что такое совершенство в нашей жизни?

 

 




Новые статьи на портале о спортивном и традиционном ушу:

Предыдущие статьи на портале о спортивном и традиционном ушу: